Взгляд
9 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 11:59  |  vz.ru
Разделы

Общество потребления, прощай!

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Так называемые звезды типа Пугачёвой и Галкина с тем же упоением, с которым они потребляли замки и ночные клубы на Рублёвке, начинают потреблять ощущение своей политической невинности в Тбилиси, Тель-Авиве или в Майами. Для нас же, оставшихся со своей страной, отказ от демонстративного потребления становится последним императивом. Подробности...

Как можно победить, но проиграть

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Принципиальных проблем в завоевании Египта Муссолини не видел. Итальянских войск там 250 тысяч против 30 тысяч британцев. Лондон отвлечен на происходящее в Европе. Что могло пойти не так? Подробности...

Немцы начали искоренять русских

Марина Хакимова-Гатцемайер
Марина Хакимова-Гатцемайер, журналист
Сотни людей уже осуждены в Германии за публикацию в Сети символа «Z» или за поддержку России. После 24 февраля германское общество сорвало с себя маску – немцы показали, как безнаказанно и на законных основаниях можно жестко и бесчеловечно обращаться с русскоязычными. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Крупный пожар разрушил ТЦ «Мега Химки», погиб человек

В пятницу утром в здании ТЦ «Мега Химки» к северу от Москвы начался масштабный пожар. Позже в горящем здании произошло обрушение конструкций. Среди возможных причин пожара названы поджог и короткое замыкание. Известно как минимум об одном погибшем
Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин: Запад превратил Украину в колонию и использует украинцев как пушечное мясо

    Главная тема


    План Польши по возврату Львова получил новое подтверждение

    чрезвычайное происшествие


    Страховщики заявили о рекордном ущербе от пожара в ТЦ «Мега Химки»

    «сильно истощен»


    Алла Бут: Виктор чувствует себя ужасно

    претензии к власти


    Украинский бизнесмен Ахметов назвал «закон об олигархах» Зеленского захватом власти

    Видео

    откровения Меркель


    Германия вновь пытается обмануть Россию

    четыре варианта


    Как России лучше всего ответить Западу на ограничения нефтяных цен

    удары по инфраструктуре


    Дефицит электричества радикально изменил Украину

    курсы валют


    Почему уникально крепкий рубль останется только в 2022 году

    конфликт стран НАТО


    Турция грозит оккупировать важную часть Греции

    сиюминутное совпадение


    Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

    становление единства


    Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

    разблокированные возможности


    Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    Письма с берега Утопии

    Том Стоппард
       17 июля 2007, 18:01
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Олег Рогов

    Этот юбилей для России важен еще и потому, что связан с премьерой в Российском академическом молодежном театре «русской» трилогии Стоппарда «Берег утопии».

    «Три спектакля, девять часов сценического времени, тридцать актеров, семьдесят персонажей, сто семьдесят костюмов – и тридцать лет российской и европейской истории», – гласит текст рекламной открытки, которая вложена в оперативно изданный «Иностранкой» сборник пьес Стоппарда «Берег утопии».

    Розенкранц и Гильденстерн форевер

    Вряд ли Стоппард мог предположить, что тема русской эмиграции в Англии будет сегодня так востребована

    Драматургия – это как поэзия, в тексте не должно быть ничего лишнего. Если проза позволяет себе пустоты и длинноты, особенно если роман пухл и пространен, то емкое пространство драматургического произведения не прощает неточности, требует попадания в яблочко, в тарелочку, в центр мишени даже на пространстве всего одной реплики.

    Драматурги – высшая каста, поэты сюжета и действия. Их по пальцам перечесть. Особенно выдающиеся те из них, что сочетают столь редкие и в то же время необходимые качества – интригу, словесное великолепие, яркие образы характерных ролей, философичность и умение удерживать зрительский интерес. Да, забыл самое главное – уважение к зрителю.

    Полным комплектом этих достоинств редко кто из драматургов может похвастаться, но Стоппард – один из немногих счастливчиков, имевший и развивший эти абсолютно необходимые драматургу качества.

    Они проявились в полной мере в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», написанной в 1967 году. До нее были журналистские статьи, театральные обзоры, рецензии на кинофильмы. Стоппард писал пьесы для телевидения и радио (иногда – огромных форматов, измеряемые десятками часов), пробовал себя как прозаик (напечатано несколько рассказов, единственный роман «Лорд Малквист и Мистер Мун» издан в 1966 году).

    После «Розенкранца и Гильденстерна» на Стоппарда посыпались премии, одна за другой, и его творчеству был обеспечен стабильный интерес публики. Оригинальные пьесы появлялись не часто, но регулярно, и каждая из них становилась своего рода событием театральной жизни.

    Кроме собственного творчества, Стоппард занимается традиционным для театрального человека ремеслом – адаптирует для сцены чужие пьесы, пишет инсценировки и сценарии.

    И на этом поприще Стоппарда ждет успех. Вообще, критика любит выдавать его за этакого удачника-везунчика, которому все удается и которому просто везет по жизни. Везение, конечно, сопутствует Стоппарду. Причем с детских лет.

    Русский Альбион 2

    Будущий английский драматург родился 3 июля 1937 года в маленьком чешском городке, и звали его тогда Томас Штраусслер. Везение номер раз – семья выжила, успев сбежать от нацистов. Направление было выбрано очень удаленное – Штраусслеры осели в Сингапуре. Но война достала и там – незадолго до японской оккупации Томас с братом и матерью перебрались в Индию – везение номер два. Хотя семья и спаслась, во время военных действий в Сингапуре погибает отец Томаса.

    Индия была более безопасным местом во время войны, и Томас оканчивает школу в местечке, о котором большинство из нас знает только по сорту чая – в Дарджилинге. Затем – второе замужество матери и переезд в Англию.

    Стоппард довольно рано решил вести самостоятельную жизнь и, вместо того чтобы поступать в университет, становится критиком. Наверное, это была очень хорошая школа для будущего драматурга, ведь были периоды, когда ему приходилось смотреть по пять-шесть спектаклей в неделю, чтобы успеть написать рецензии к выходу еженедельного номера.

    Другая сторона «периода обучения» – многочисленные инсценировки и обработки чужих текстов для радио, телевидения и сцены. Этот опыт помог ему и в дальнейшем. Умение видеть в прозаическом тексте зерно сценического действа или киносценария позволило Стоппарду создать версии прозы, например, Набокова («Отчаяние» для Райнера Вернера Фассбиндера) или Джерома Джерома.

    Кинокарьера Стоппарда не ограничивалась лишь написанием сценариев, хотя среди них были такие успешные проекты, как «Бразилия», «Ватель» и «Влюбленный Шекспир». Стоппард выступил режиссером на съемках своей самой известной пьесы, принесшей ему мировой успех – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», этот фильм получил главный приз Венецианского фестиваля – Золотого Льва.

    И вот – «русская» трилогия «Берег утопии», в которую входят пьесы «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег». Это интеллектуальный театр, пьесы посвящены истории зарождения русского радикализма, их герои – Бакунин и Герцен, Огарев и Чернышевский.

    Отечественный зритель вспомнит то, что мельком знал и забыл, западный – получит полное представление об интеллектуальных исканиях русских радикалов и историческом бэкграунде России 30–60-х годов XIX века.

    И вот что любопытно – такая, казалось бы, сугубо специальная тематика сегодня вызывает повышенный интерес. Вряд ли Стоппард мог предположить, что тема русской эмиграции в Англии будет сегодня так востребована – об этом сейчас пишут на первых полосах всех мировых газет. Однако умение вовремя «поймать» актуальную тему, даже упредить ее появление в реальности, – еще одно свойство большого мастера.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •