Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
5 июня 2007, 20:35 • Культура

«Усадьба. Джаз»: не джаз, но успех

«Усадьба. Джаз»: не джаз, но успех
@ Светлана Мальцева

Tекст: Гуру Кен

Фестиваль «Усадьба. Джаз» в подмосковном Архангельском становится с каждым годом все популярнее. Нынешний пикник в усадьбе, четвертый по счету, опять бьет все рекорды. Надо ли говорить, что пробки на подъезде немалые, очереди в кассы длинные, а все аллеи красивейшего Архангельского заполнены не менее красивой интеллигентной публикой?

Джаза на пикнике немного, зато праздник получается на загляденье. Такой публики нет в джазовых клубах – там скучно и пахнет музейной пылью. Привлечь широкую приличную публику к джазу эвент-агентство «Арт-Мания» решило куда более логичным путем – к мейнстрим-джазу «для старых и толстых» изрядно подмешан модный ска, элегантный лаунж и неизбежный джаз-рок. Пять сцен фестиваля собрали широкую гамму околоджазовой музыки – как и в Европе, мейнстрим сильно уступает свои позиции всякого рода эклектике, миксам и эйсид-джазу.

Лаунж, свинг и джем-сейшн

Когда Коэн исполнил пулеметной скорости арпеджио, которое мы привыкли слушать у Джо Сатриани или Стива Вая на соло-гитаре, но никак не на контрабасе, – публика зашлась в признательной овации минут на пять

Пять сцен ориентированы на разную аудиторию. Крошечная «Лаунж-кафе» – для легкого электронного джаза и танцевальных миксов. Здесь стоят белоснежные шатры, жарят стейки, призывно рекламируется дорогущая иномарка-купе, склоны Москвы-реки усыпаны арт-композициями из апельсинов, играется фоновая музыка. Стоит отметить зажигательные миксы Moscow Groove Institute и этноблюзовые вариации интеллигентного Alissid Jazz, играющих для счастливых лиц с апельсинами в руках.

Отдельная свинговая и буги-вуги площадка «Каприз» рассчитана, понятное дело, на танцы. И танцы там не прекращаются ни на минуту. «Сначала топчем окурок левой ногой…» – при мне именно такими словами один молодой человек обучал премудростям буги-вуги свою стеснительную подружку. Под Swing Couture образовался энергично пляшущий круг диаметром в метров сто. Свежий воздух и релакс…

Нововведение 2007 года – сцена жежешников. Джазовые коллективы, состоящие из пользователей Livejournal.com из России и даже Словакии не поражают оригинальностью или хотя бы техничностью игры. Но зато компенсируют это отсутствием пафоса и самым живым общением со зрителями. На опен-эйре зачастую это важнее сугубо технических моментов. Благо, что погода оба дня стоит великолепная – солнце, тепло. Шашлыки на каждом углу и море разливанное пива – это уже праздник.

Большая сцена – большие музыканты

А самая большая сцена «Партер» – это почти «Нашествие», только с легким налетом джаза
А самая большая сцена «Партер» – это почти «Нашествие», только с легким налетом джаза

Но самые интересные музыкальные события происходят на двух самых больших сценах – «Партере» и элитном «Аристократе». Элитность заключается в репертуаре (высококачественный мейнстрим) и в обязательности выкупа столиков с высокими ценами на блюда. Взамен выкупившие эти самые столики в парадном дворе Усадьбы получают звездопад отечественных джазменов – от биг-бенда Олега Лундстрема до Давида Голощекина и Алексея Кузнецова. Голощекин работает не только с привычной трубой, но и добрую половину концерта импровизирует на электроскрипке, стильно и со вкусом. Вокальная группа A’Capella ExpreSSS, как всегда, хороша своим а капелльным лаконизмом и эмоциональностью.

А самая большая сцена «Партер» – это почти «Нашествие», только с легким налетом джаза. На пресс-конференции перед фестивалем устроители объясняли, что очень трудно подобрать коллективы, которые смогут держать большое поле в состоянии интереса к своей непростой музыке. Если Нино Катамадзе уже стала своеобразным символом «Усадьбы. Джаз» и ей действительно удается сделать счастливыми почти всех – настолько вольные блюзово-джазовые напевы Нино органичны и мелодичны, то остальные гости меняются каждый год.

Открывшая большую сцену замечательная ска-панковая духовая группа «Пакава Ить» стала жертвой звукорежиссеров. Половину инструментов не слышно, привычный драйв растворяется как утренний туман. Феликс Лахути и Funky Land разочаровали публику однообразием, а Андрей Макаревич* с «Оркестром креольского танго» настолько контрастировал своей усталостью и безразличием со всей обстановкой опен-эйра, что даже неудобно стало за маэстро.

А вот другой известный рок-музыкант Сергей Мазаев сумел буквально очаровать переполненное поле. Аккомпанировал ему VIP Zone Orchestra братьев Ивановых, и даже пел он не один, а на пару с американкой Шендой Рул. Однако магический низкий тембр Мазаева и хитовый репертуар от песен «Морального кодекса» до нетленки Unbreake My Heart завел публику не на шутку. Братья Ивановы вдарили такой непривычно для них зажигательной смеси латино, фанка и даже бибопа, что пляски стали жизненной необходимостью для всех, в руках которых не было пивного бокала.

Куда более спокойно прошло выступление «Квартала» с Татьяной Литвиненко. Старые песни еще вызывают отклик у публики, но новые – уже клонят ко сну. Еще более предсказуемо смотрится эстонская певица София Рубина – здесь оставалось загибать пальцы, кого еще она спародирует.

Хедлайнеры приехали издалека

Но, как ни крути, главным событием фестиваля стали выступления иностранных артистов. Иностранцы впервые появились на этом фестивале. Первые два года свои ограничения выдвигал табачный спонсор со словом «Русский» в названии бренда, в прошлом году банально не хватило средств. И вот на четвертый год жизни «Усадьба. Джаз» блеснула фирменными джазменами, и какими!

Суперсобытием фестиваля стало выступление израильского гения контрабаса Авишаи Коэна. Он выступал в «Аристократе», и его увидели немногие. Но те, кто увидел, вряд ли способны теперь забыть феерического басиста – он играет диапазон от авангарда до «как бы привычного» блюза. Но в любой момент готов сорваться в безудержную импровизацию самого зажигательного характера и тут же вернуться в спокойное академичное русло. Когда Коэн исполнил пулеметной скорости арпеджио, которое мы привыкли слушать у Джо Сатриани или Стива Вая на соло-гитаре, но никак не на контрабасе, – публика зашлась в признательной овации минут на пять. Трио Avishai Cohen – это исключительно чуткие друг к другу виртуозы, и, хотя безусловно заметно влияние великого Чика Кореа, с которым Коэн успел поработать, музыканты вышли далеко за рамки привычного блюза и мейнстрима. Право же, стоило пригласить такого кудесника контрабаса на большую сцену, но сам факт приезда Коэна делает честь фестивалю «Усадьба. Джаз».

Французский ансамбль с говорящим названием Live Is Not A Picnic оказался тоже израильского происхождения. Между латино-джазом и цыганщиной звучат анекдоты на идиш, мелодекламация сменяется взрывными криками Давида Бюрштайна – словом, программа на любителя. Стильный итальянский трубач Паоло Фрезу выступил изящно и почти легкомысленно.

Большая часть публики приехала на Маркуса Миллера, и получила фейерверк фанковых шуток в джазовой оболочке. Энергичный Маркус Миллер успел поиграть не только на басу, но и на клавишах и даже на бас-саксофоне. В каждой композиции он успевает перебрать полунамеками дюжину узнаваемых джазовых стандартов, дать «техники» и еще пошутить. Он работал с Майлзом Дэвисом, и это до сих пор слышно. Но тот аттракцион с бас-гитарой, которая рассыпает слэпы в каждом такте и успевает выдавать при этом совершенно непредсказуемые аккорды, – придумал такую музыку все-таки сам Маркус Миллер. Он был первым, и этим все сказано. Три биса неподражаемого Миллера, и над Архангельским расцветает праздничный фейерверк.

Трудно себе даже представить, что может ждать нас в следующем году. Но «Усадьба. Джаз» привозом Маркуса Миллера и Авишаи Коэна поставила себе такую планку, которую надо перепрыгивать. Никто за язык не тянул – организаторы сами поставили себе цель войти в десятку лучших джазовых фестивалей Европы. Надо выполнять.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............