Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

19 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

26 комментариев
21 июня 2007, 16:05 • Культура

Счастливый Гаркалин

Валерий Гаркалин: «Надо быть нормальным эгоистом»

Счастливый Гаркалин
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Лера Шаповалова

Заслуженный артист России Валерий Гаркалин, как и его знаменитый герой в меньшовской комедии «Ширли-мырли», многолик. Кстати, в том фильме он сыграл 12 ролей. А недавно Гаркалин снялся в комедии режиссера Александра Назарова «Милосердный». Это история о том, как скромный сотрудник милиции в один прекрасный день вдруг стал новым воплощением Будды на земле и изо всех сил принялся творить добро. Интервью с актером – в газете «Наше время» .

- Можно несколько слов о роли в проекте «Милосердный»?
- Милиционер-Будда – это очень привычный для меня персонаж. Он из категории людей, которые попадают в веселые и не совсем обыкновенные жизненные ситуации. Я старался найти в его характере некие трепетные нотки, благодаря которым зритель узнавал бы самого себя.

А вот документов нет. И я – это не я. Точнее, я это я. Но я не подполковник. Просто нахожусь на съемках

- Милиционеров играть сложно? Это же особенная профессия. «Ментов» все ругают, но в трудных житейских ситуациях зовут на помощь в обязательном порядке.
- Помню, я снимался в одном фильме. Съемки проходили в Твери. История из жизни бандитов. Мне предложили играть полковника МВД: высокий чин, оборотень, убийца. Поубивал всех своих подчиненных и друзей. Ужас! А я приезжал на съемки наездами. И вот однажды со мной поехала моя жена, я ее пригласил отдохнуть, пока я работаю. Обратно в Москву она возвращалась дневным поездом, а у меня днем съемка. Но я упросил режиссера, чтобы он позволил мне проводить жену на вокзал, а потом вернуться на площадку. Даже переодеваться не стал, думаю: город маленький, все рядом – вокзал, съемочная площадка, быстро добегу туда и обратно. Сажаю жену в поезд, машу ей рукой и, в костюме полковника милиции, без фуражки, мчусь назад. Представьте себе такое зрелище: бежит по улице Гаркалин. Но полковник милиции. И меня останавливают настоящие милиционеры. Говорят: «Здравствуйте, товарищ полковник. Можно ваши документы?» А я на тот момент, честно говоря, совсем забыл уже, что на мне надета милицейская форма. Думал, что я нормальный человек. Начинаю говорить: «А вот документов нет. И я – это не я. Точнее, я это я. Но я не подполковник. Просто нахожусь на съемках». Они долго вертели в руках мой паспорт. Потом не выдержали, засмеялись: «Да мы знаем вас, Валерий Борисович. Просто интересно было подойти к вам таким неожиданным образом. Давайте автограф!»

- То есть они вас разыграли. У стражей порядка оказалось неплохое чувство юмора?
- А что? Оно у всех людей есть.

? - Если бы у вас выдался свободный вечер, вы бы посмотрели комедию по телевизору?
- Пожалуй, да. Очень люблю смешные передачи, веселые ток-шоу. Комедии обожаю смотреть. Это замечательный жанр, хотя очень трудный. Так как я много лет именно это поле вспахиваю, то знаю, какой это труд. Далеко не каждый режиссер, не каждый актер может сделать хорошую комедию.

- А я слышала, комедийные актеры особенно не любят фильмы со своим участием. И вообще, в жизни мрачные люди.
- Оба утверждения – не про меня. Я обожаю «Ширли-мырли». Не потому, что я в ней снимался. Просто Меньшов сделал выдающуюся комедию: народную, настоящую. Я иду по улице и слышу от прохожих цитаты из этого фильма – это знак, что картина получилась. У многих она, как настольная книга – когда случается плохое настроение, люди пересматривают этот фильм и получают импульс к жизни. Я сам, когда в первый раз смотрел «Ширли-мырли» в черновом монтаже – это было в кинотеатре «Мир» на встрече со зрителями… Так вот: мы всей съемочной группой хохотали, как дети. Мы валялись по полу. Я даже не обращал внимания на то, как реагировали зрители в тот момент на те или иные эпизоды. Я сам превратился в зрителя. Этим, кстати, комедия особенно хороша: перестаешь быть профессионалом, не обращаешь внимания, как снято, как смонтировано кино. Обычно (в других жанрах) видишь все погрешности на экране. Это такая тоска смертная!

Валерий Гаркалин в комедии «Ширли-мырли»
Валерий Гаркалин в комедии «Ширли-мырли»

- Как наставник молодежи в РАТИ, посоветуйте, как жить молодым людям, чтобы добиться успеха – в любой профессии?
- Что делать? Рецепт прост: не лениться, хорошо учиться, работать. Уметь терпеть неудачи. Осознавать свои ошибки, но не зацикливаться на них, а идти дальше. Не унывать, добиваться своего.

- У вас у самого были неудачи в жизни?
- Сейчас мне кажется, что вся моя жизнь – одна большая удача. Ну, может быть, когда я эти вещи говорю, то подразумеваю, что сам прожил жизнь труда и бесконечных поисков. Поэтому и советую молодежи быть пытливыми, любить эту жизнь и наблюдать ее.

- Вы много путешествуете. Есть любимый город?
- Нравится Иерусалим. Хотя там тоже есть крепости, храмы – как в любом другом древнем городе, но он ни на что не похож! Настолько самобытен, самодостаточен! Иерусалим никакую другую точку на планете не напоминает, только себя самого. Лондон такой же – его ни с чем не спутаешь. Люди ходят по улицам и улыбаются. Там совсем по-другому проживается жизнь. Наши граждане, российские, спешат по делам – лица хмурые, напряженные. А за границей, я обращал внимание: если ты смотришь на человека и задерживаешь на нем немного взгляд, он начинает смотреть на тебя и тебе улыбаться. Если смотришь чуть дольше «приличий», человек начинает волноваться. Подходит и спрашивает: может быть, я могу вам чем-то помочь, что-то случилось? А в России сразу идет агрессия: «Ну, что уставился, сейчас получишь!»

- Скажите, на ваш взгляд, можно заставить русских людей улыбаться на улицах?
- А зачем? Людей вообще нельзя заставлять – улыбаться, плакать. Кто-то сейчас может мне возразить – мол, мы все время сосредоточены и печальны оттого, что у нас материальное благосостояние, мягко говоря, не такое, как тех же британцев. Не думаю, что это так. И в Англии, и в других странах, тоже не так много богатых людей. Не ходят же там одни Абрамовичи и Березовские по улицам?! Все дело в отношении к жизни.

- Как вам можно поднять настроение в повседневной жизни?
- Мне не нужно его поднимать, оно у меня всегда хорошее. Потому что человеческая жизнь – вообще большой праздник. И каждый прожитый день – это подарок. Кто-то великий сказал, что когда ты по утрам начинаешь радоваться восходящему солнцу, благодарить Бога, что он подарил тебе еще один день – это признак счастья. Значит, ты счастливый человек.

Прямая речь

«Зрители говорят так: «В «Ширли-мырли» вы сыграли 12 ролей. И это мировой рекорд по «количеству» одного актера на единицу экранного времени...» Не хочу привирать о себе, любимом. Если быть откровенным, то «больших» ролей там было всего три: Шниперсон, Вася Кроликов и цыганский барон Роман. Потом эти три образа разрослись и превратились в целую деревеньку Кроликовых».

«Да, я проходил через многие пороки. Пьянство! Это было в самом начале кинокарьеры – успех «Катал» и «Белых одежд» вскружил немножко голову. Я срывал съемки, мог вообще не приехать или не выйти в кадр – был не в состоянии. Были азартные игры. Я резался в карты, увлекался игровыми автоматами, играл в казино. Чтобы закрыть тему, добавлю: моменты со знаком «минус» – это теневые наши стороны. Мне кажется, хорошо, что они у нас есть. Благодаря им, мы знаем, какими не должны быть. А как еще мы сможем понять, что идем к светлому, хорошему, если методом проб и ошибок не разобрались, куда нам точно не надо идти? Не пью я с августа 1991 года. Игры азартные тоже остались в прошлом. Кстати, в том, чтобы победить в себе «минус», нет ничего сложного: надо быть нормальным эгоистом. Осознавать, что жизнь-то у тебя всего одна, зачем тратить ее на пороки?! Кроме того, есть родные и близкие – те, кого ты успел полюбить в этой своей единственной жизни. Ты же не хочешь их потерять!»

Досье

Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года. Заслуженный артист РФ. Закончил факультет эстрады и массовых представлений ГИТИСа. С 1988 года – актер Московского театра Сатиры. В кино дебютировал в 1989 году главной ролью в криминальной мелодраме из жизни карточных шулеров «Катала». Картина Владимира Меньшова «Ширли-мырли» стала звездным часом Гаркалина в кинематографе. Эта работа закрепила репутацию характерного, комедийного актера кино и принесла приз «За лучшую мужскую роль» на престижном фестивале «Киношок» (1995 год).

Снимался в фильмах и сериалах: «Досье детектива Дубровского», «Женщин обижать не рекомендуется», «Ландыш серебристый», «Попса».

Актер женат. Супруга Екатерина – сотрудник театра кукол имени Образцова.

«Когда я утром просыпаюсь и вижу Катю, у меня сразу появляется смысл жизни. Она мне такой друг, что одна может заменить целую когорту приятелей и друзей. Вот так мне повезло. Я вообще знаю: если кому-то моя Катя не нравится, это первый признак очень плохого человека. Значит, мне с ним лучше не общаться», – считает актер. Дочь Валерия Гаркалина, Ника, учится на продюсера.

..............