Взгляд
20 мая, пятница  |  Последнее обновление — 09:39  |  vz.ru
Разделы

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    Главная тема


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    французские сми


    Сверхприбыли Газпрома полностью окупили «Северный поток – 2»

    искоренить понятие «русские»


    В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    «в «Азовстали» демонов хоронят»


    Военкор Апачев написал песню о победе над нацбатом «Азов» в Мариуполе

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Петрушка во фраке

    Теодор Адорно называл Стравинского акробатом, заточенным на зарабатывание денег
       12 июня 2007, 16:42
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Олег Рогов

    Хорошо, что Стравинский не стал юристом. Хотя определенный рационализм, так явственно проявившийся в его музыкальных сочинениях, чем-то сродни тому, что обыденное сознание понимает под дотошностью юристов. Крючкотворство – и в то же время верность непреложной силе закона.

    Судьба вундеркинда

    Теодор Адорно называл Стравинского акробатом, заточенным на зарабатывание денег. Действительно, многие свои произведения Стравинский писал, что называется, на заказ, под конкретное финансирование. Это, разумеется, ни в коей мере не делало его творчество коммерческим. Другие критики считали его холодным и абстрактным сочинителем. Третьи – главным музыкальным событием XX века, самым влиятельным композитором. Впрочем, доля истины есть во всех высказываниях.

    Многие свои произведения Стравинский писал, что называется, на заказ, под конкретное финансирование

    Игорь Стравинский родился в музыкальной семье, отец был известным певцом Мариинского театра, мать – его постоянным аккомпаниатором. В восьмилетнем возрасте мальчик был потрясен «Спящей красавицей», и музыкальные уроки стали с этого времени уже неизбежными.

    В университете Стравинский подружился с сыном В.Н. Римского-Корсакова и вскоре стал своим человеком в их доме, композитор с интересом отнесся к ранним опусам молодого человека и в дальнейшем внимательно следил за его развитием, направляя и поправляя.

    Судьба широко улыбнулась Стравинскому в 1910 году. Для масштабных и амбициозных Русских сезонов в Париже Сергею Дягилеву нужно было представить балет «Жар-птица», либретто которого разрабатывали известные писатели и художники, близкие к группе «Мир искусства», – Алексей Ремизов, Александр Бенуа, Лев Бакст.

    Дягилев рассчитывал, что музыку напишет Анатолий Лядов, но композитор заболел и срочно пришлось искать замену. Проект, как сказали бы сейчас, поручили Стравинскому.

    На такой ситуации построена половина голливудских фильмов. Прима не в форме, представление срывается, и вот тут кто-то из кордебалета или хора с блеском спасает положение и начинает свою блестящую карьеру.

    Стравинский, конечно, был вполне «своим» в мирискуснических кругах. Он очень внимательно следил за развитием интереса к фольклору и способами подачи «русского стиля» на европейских сценах.

    Выбор Дягилева был вполне продуманным и удачным. Вслед за успехом «Жар-птицы» последовал еще более триумфальный балет «Петрушка» в 1911 году, а через год – скандальный успех балета «Весна священная», с драками и вмешательством полиции.

    Это великая музыка. Это очень точный расчет, попадание в десятку с первого же выстрела. Есть какие-то загадочные культурные законы, которые позволяют проявиться таланту именно в жестких рамках заказа. Так было и с великими живописцами, и с великими композиторами.

    Парадоксально, но именно ограничения, налагаемые желанием заказчика, позволяли ярче проявиться индивидуальности творца, нежели сочинительство «на вольные темы» у других авторов.

    В этом, наверное, и заключается главное отличие профессионала от ремесленника. А если профессионал еще и гений, то тогда становится совсем интересно – замысел воплощен в точности с пожеланиями, но произведение стало чем-то гораздо большим, нежели изначально планировалось.

    Пикассо от музыки

    Творчество Стравинского принято делить на три периода
    Творчество Стравинского принято делить на три периода

    Стравинский мало жил в России после так внезапно настигшей его мировой славы. Перед Первой мировой войной он уезжает за границу, живет то во Франции, то в Швейцарии, в начале Второй мировой уезжает в Америку, воспользовавшись приглашением прочесть лекции по музыкальной эстетике в Гарвардском университете. С 1945 года Стравинский – гражданин США.

    Однако в Советском Союзе к Стравинскому было весьма спокойное отношение, и в 1962 году его даже пригласили выступить с концертами на родине. Были изданы виниловые пластинки с основными произведениями русского периода, там были и «Петрушка», и «Весна священная». Позже стали появляться и более поздние записи, так что музыка Стравинского, хотя и не в полном объеме, была все же доступна отечественному слушателю.

    Творчество Стравинского принято делить на три периода. Первый – русский, усвоение уроков Римского-Корсакова на ранних этапах и создание первых произведений. Это и три вышеупомянутых балета, и другие произведения для сцены: «Соловей», «Мавра», «История солдата», «Байки», «Свадебка». Уже из названий видно, что эти произведения также ориентированы на русский фольклор. Здесь Стравинский нащупывает подходы к синкретическому зрелищу, которое соединяло бы в себе музыку, танец и декламацию.

    Второй период – неоклассика, приблизительно с 1923 по 1953 год. Он отмечен такими произведениями, как балеты «Аполлон Мусагет», «Пульчинелла», «Игра в карты», опера-оратория «Царь Эдип», мимодрама «Персефона», симфонические произведения.

    Собственно, неоклассические тенденции в музыке проявлялись с начала XX века, но произведения Стравинского – это нечто среднее между музыкальным центоном (цитаты из Делиба, Штрауса, Россини, Чайковского, Перголези и многих других композиторов) и медитацией над классическим объектом.

    Вместо противопоставления неоклассицизма с его гармоничностью и соразмерностью буйству экспрессионизма, как это проявлялось у других композиторов, Стравинский предлагает в своих сочинениях интерпретации различных музыкальных направлений. Его музыка этого периода – размышления о творчестве композиторов и судьбе открытых ими путей, переосмысление наследия музыкальных стилей.

    Американский период – это «джазовые годы» и произведения, исполненные в технике, которую ее создатель Арнольд Шенберг называл додекафонией; это духовная музыка, произведения на библейские мотивы; сочинения, посвященные различным людям, в том числе «Элегия» памяти Джона Кеннеди.

    Стравинского по праву можно назвать гражданином мира. Он был вполне «своим» и в европейских столицах, и в Америке, куда Стравинский переехал, когда ему исполнилось 58 лет.

    Успешен он был не только как композитор, но и как дирижер и исполнитель. Ведь язык музыки интернационален и космополитичен, что ни в коем случае не отменяет его самобытности. И недаром своей славой Стравинский обязан именно произведениям на русские темы.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •