Взгляд
26 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 22:57  |  vz.ru
Разделы

Как шеринг изменил всех нас и как все мы изменили шеринг

Дмитрий Соколов-Митрич
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, колумнист газеты ВЗГЛЯД
Для определения масштабов явления чрезвычайно важна сама философия шеринга. Она исходит из того, что уже появились новые люди, которые не считают владение главным маркером социального успеха. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

СВО – это Реконкиста по-русски

Владимир Добрынин
Владимир Добрынин, журналист
Россия – никакой не агрессор, а самый настоящий отвоевыватель земель, которые раньше ей принадлежали, но по прихоти некоторых политиков были временно (запомните это слово) утеряны. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Чехия готовит новые антироссийские выходки

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Страной-председателем Евросоюза с 1 июля станет Чехия. Учитывая, что у власти в этой стране находятся фанатики-русофобы, полностью провалившие экономическую политику, ожидания от этого события самые мрачные. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами
Подробности...

Под Рязанью упал Ил-76 с горящим двигателем

Под Рязанью после возгорания одного из двигателей потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76. Он выполнял учебно-тренировочный полет из Белгорода в Оренбург с дозаправкой в Дягилево. В результате аварии четыре человека погибли, еще пятеро ранены
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ВСУ обстреляли платформу «Черноморнефтегаза»

    Главная тема


    Польша нашла новый повод для «цивилизационной» обиды на Россию

    демилитаризация Украины


    Массированным ракетным ударом уничтожены три бригады стратегического резерва ВСУ

    саммит G7


    Эксперт: Риторика Джонсона по Украине может привести Лондон к проблемам с ЕС и США

    «Ласковый май»


    Против не спасших Шатунова врачей скорой завели дело

    Видео

    «Шансы были минимальными»


    Эксперты оценили крушение Ил-76 в Рязани

    поставки газа


    Европа начала готовиться к самой суровой зиме

    кандидатство в Евросоюз


    Зачем ЕС вознес Украину и обидел Грузию

    демилитаризация Украины


    Куда российская армия двинется после Донбасса

    китайский опыт


    Ответ России нанесет ощутимый удар по экономике Литвы

    страна-председатель


    Вадим Трухачёв: Чехия готовит новые антироссийские выходки

    всемирная история


    Герман Садулаев: Запад искусственно создает угрозу голода

    универсальное мерило


    Глеб Простаков: Русское золото как звено новой системы международных расчетов

    на ваш взгляд


    Вы слушали песни «Ласкового мая»?

    Скрипичный ключ

    Завтра открывается XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского
       12 июня 2007, 16:23
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Павел Жигунов

    Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года, и 13-й должен был пройти в 2006 году. Однако по ряду не вполне очевидных причин (среди которых, например, совпадение сроков проведения конкурса с чемпионатом мира по футболу) было принято решение перенести очередной конкурс на год позже.

    Былые достижения

    История этого музыкального состязания началась в 1958 году. За это время именно конкурс имени Чайковского открыл массу мировых музыкальных звезд. Пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев.

    Скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Виктория Муллова.

    Виолончелисты Лесли Парнас, Наталья Гутман, Давид Герингас.

    Певцы Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко, а также многих других.

    Музыкальные конкурсы – это та самая сделка с дьяволом, которую классическая музыка во всем мире заключила с СМИ …

    Несмотря на внушительный список победителей соревнования, которые сегодня являются гордостью мировой музыкальной культуры, в последние годы конкурс имени Чайковского потерял былые блеск и значение.

    Он все еще привлекает российских участников, а также молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии, однако жители Европы и американских континентов все реже изъявляют желание побороться за некогда престижную награду.

    Достаточно сказать, что если заявки на участие в 10-м конкурсе, проходившем в 1994 году, подали около 300 музыкантов из разных стран, то в 13-м конкурсе будут участвовать 199 музыкантов, причем значительное их число живет в России и других странах СНГ либо родились на постсоветском пространстве.

    Финансирование конкурса имени Чайковского осуществляется не только за государственный счет, но и при активном участии спонсоров, в том числе и зарубежных. При этом организаторами выступают Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также Госконцерт.

    Таким образом, можно говорить о том, что конкурс имени Чайковского фактически является государственным проектом. Во всяком случае, его идеологию определяют именно государственные структуры.

    Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, а также другие официальные лица в процессе подготовки к конкурсу не раз повторяли, что одной из наиболее важных задач в их работе является возвращение конкурсу имени Чайковского былого престижа в мире. Вместе с тем ни разу не были внятно озвучены причины, по которым конкурс утратил этот престиж. Хотя они достаточно очевидны.

    Причины кризиса

    Пианист Алексей Султанов
    Пианист Алексей Султанов
    Начало тяжелого для конкурса имени Чайковского периода пришлось на 1994 год. В жюри юбилейного, 10-го конкурса были приглашены только победители предыдущих соревнований. Кроме того, оргкомитет тогда выступил с инновационными предложениями в области подсчета баллов, выставляемых участникам.

    В результате даже сами члены жюри оказались шокированы итогами голосований: во всех специальностях в финал вышли вовсе не те, кого стоило и хотелось бы там послушать, а первая премия была присуждена только у вокалистов (ее получила сопрано Хибла Герзмава). Подобный исход серьезно подорвал доверие к конкурсу имени Чайковского прежде всего со стороны потенциальных участников из-за рубежа.

    Следующий, 11-й конкурс имени Чайковского многим запомнился тем, что любимец публики пианист Алексей Султанов не прошел в финал.

    Султанов к тому времени был уже хорошо известен как в России, так и на Западе и, согласно утверждениям многих профессионалов, находился в начале своей международной карьеры, обещавшей стать исключительно яркой.

    Сегодня трудно сказать, чем призовое место на конкурсе имени Чайковского смогло бы помочь молодому виртуозу, – история не знает сослагательного наклонения. Султанова не пропустили в финал, а первое место тогда получил Денис Мацуев – один из самых успешных российских музыкантов, работающих, что называется, на стыке жанров, и до сих пор недостаточно хорошо известный на Западе. Алексей Султанов же в 2001 году оказался частично парализован из-за инсульта (тогда ему был 31 год) и скончался в 2005 году.

    Объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 года, председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно – Алексей Султанов не прошел в финал (существует видеозапись этого эпизода).

    Не секрет, что результаты практически любого, даже самого известного музыкального конкурса в той или иной степени подвержены подтасовкам и в значительной степени зависят от договоренностей между теми или иными членами жюри, а также от влияния других факторов.

    Достаточно вспомнить о том, что один из самых известных лауреатов того же конкурса имени Чайковского американский пианист Ван Клиберн получил первую премию в 1958 году только после того, как на это была получена санкция советского правительства.

    Советский Союз был заинтересован не только в том, чтобы демонстрировать на международных конкурсах только самых сильных своих музыкантов, но и в том, чтобы создать (а впоследствии и упрочить) репутацию конкурса имени Чайковского как одного из самых сложных и престижных музыкальных соревнований.

    Однако для этого требовалось проводить разумную политику при распределении премий. Впоследствии на этом конкурсе выигрывали как советские, так и западные участники.

    Безусловно, разговоры о коррупции велись и тогда, однако только после фиаско в 1994 году и ряда сомнительных решений жюри в 1998-м наблюдатели в полный голос заговорили о том, что уровень коррумпированности конкурса имени Чайковского переходит всякие разумные границы.

    Без политических наставников ведущие профессора Московской консерватории, входившие в жюри конкурса, оказались не способны удержать себя в рамках здравого смысла и приличий.

    Поставщики роялей

    Однако организаторы все же сделали определенные выводы из случившегося. Недовольство решениями жюри сопровождает любой крупный конкурс в мире, поэтому к достижениям оргкомитета предыдущего конкурса, безусловно, следует отнести тот факт, что 12-й конкурс (2002 год) прошел без крупных скандалов.

    Зато впервые за всю историю конкурса имени Чайковского при его обсуждении речь зашла о том, что на исход конкурса пианистов могут влиять не только члены жюри, но и фирмы – производители роялей.

    Как правило, поставщиками инструментов для выступлений пианистов на конкурсе имени Чайковского выступают три фирмы: Steinway & Sons, Kawai и Yamaha. Эти же фирмы поддерживают и многие другие международные состязания пианистов.

    Каждый из производителей, безусловно, заинтересован в том, чтобы победители, а также наиболее перспективные участники выбирали для выступлений на конкурсах и последующей карьеры концертирующего музыканта рояли именно его марки.

    Для этого используются как вполне честные методы, так и, по слухам, разного рода «серые» схемы. Тем не менее прямых доказательств нечестной игры крупных производителей привести невозможно.

    Планы и вариации

    Пианист Джон Лилл
    Пианист Джон Лилл
    Между тем организаторы очередного конкурса имени Чайковского, кажется, постарались сделать очень много для того, чтобы если не мгновенно восстановить былую славу московского соревнования, то сделать в этом направлении второй, более уверенный шаг (если считать, что первый был сделан на прошлом конкурсе, в 2002 году).

    В этот раз, несмотря на довольно скромный (по сравнению с прежними временами) состав участников, организаторы рассчитывают на активное освещение этого события.

    Трансляцию, включая передачу в Интернет, событий на конкурсе будут вести телеканал и радиостанция «Культура». В саду «Эрмитаж» планируется проводить частые брифинги для журналистов, которые, возможно, станут своего рода дискуссионным клубом и будут способствовать более активному и подробному освещению конкурса в прессе.

    Планируется и целый ряд других мероприятий, направленных на улучшение имиджа конкурса имени Чайковского как в России, так и в мире.

    И все же основным итогом и главной ценностью для любого музыкального конкурса остаются его лауреаты. Если со временем они превращаются в крупных музыкантов, значит конкурс выполняет свою роль первооткрывателя талантов.

    В свое время как для советских, так и для западных музыкантов победа на конкурсе имени Чайковского практически гарантировала успешное начало мировой карьеры. Даже не упоминая о Ван Клиберне, достаточно вспомнить, например, пианистов Джона Лилла (лауреат 1970 года) или Барри Дугласа (1986).

    Среди советских музыкантов та же счастливая судьба ждала, например, пианистов Андрея Гаврилова (1974) и Михаила Плетнева (1978). Победительница конкурса имени Чайковского 1982 года скрипачка Виктория Муллова, став невозвращенкой, сразу после этого привлекла пристальное внимание со стороны западной прессы. Подобное вряд ли произошло бы, если бы она не носила гордый титул лауреата конкурса имени Чайковского.

    Сегодняшних победителей вряд ли ждет что-то подобное. Фактически, даже заняв призовое место, они получат медаль и денежную премию (золото – 20 тыс. долларов, серебро – 15 тыс. долларов, бронза – 10 тыс. долларов).

    Когда-то музыкальная индустрия опиралась на конкурсы как на удобный способ выявить новые яркие таланты. Падение престижности лауреатского звания конкурса имени Чайковского, безусловно, связано с рядом грубых ошибок, которые допустили организаторы в предыдущие годы.

    Безусловно, в основании трудностей, которые испытывает сегодня конкурс, лежит в большой степени распад Советского Союза, спровоцировавший массовый отъезд советских преподавателей на Запад, где сегодня многие из них являются гуру для молодых музыкантов, как это было и в их прошлой жизни.

    И все же, только ли в этом дело?

    В действительности схожие проблемы испытывают и западные музыкальные конкурсы. Не означает ли это, что казавшийся когда-то удачным способ штамповать музыкальных звезд больше не работает в принципе?

    Ведь в каком-то смысле музыкальные конкурсы – это та самая сделка с дьяволом, которую классическая музыка во всем мире заключила со средствами массовых коммуникаций.

    В качестве одного из способов избежать забвения музыка предоставила прессе возможность снимать, транслировать, записывать и от души комментировать музыкальные соревнования, подавая их чуть ли не как гладиаторские бои.

    Но если на каком-то этапе слушатели разочаруются и перестанут интересоваться такими поединками (произойдет ли это с конкурсом имени Чайковского, мы узнаем уже через месяц), пресса быстро найдет более интересные сюжеты, а музыка потеряет один из важных поводов добиваться внимания прессы.

    Вопрос лишь в том, выиграет ли она от этого или проиграет.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •