Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
17 мая 2007, 18:17 • Культура

Мама, что мы будем делать?

Мама, что мы будем делать?

Tекст: Гуру Кен

Прощание с эпохой героев подразумевает инвариантность. Можно сделать это мрачно и даже помпезно, как это делает «Оргия праведников». Можно заполнить осколками цивилизаций, как предпочитает Safety Magic. А можно просто выпить с заехавшим спасателем и поговорить с ним по душам так, как умеет только Billy’s Band.

«Оргия праведников». «Уходящее Солнце»

Композиционно протяжные песни «Оргии праведников» безупречны, оттого что сделаны с истовым пониманием, о чем и для кого они сотворены

Раздвинуть сильными руками серость офисных будней и взглянуть на мир взглядом свободного духом человека – это так по-возрожденчески. Снести из мозга щупальца постмодернизма и убежденно сказать, что черное – это черное. Даже если сам этот эксперимент тоже, с точки зрения постмодернизма, размножение сущностей – но нагар стоит свеч. «Оргия праведников» выпустила цельный альбом, весь заполненный битвой с копиями копий, и сама стала копией битв. Сергей Калугин, увы, не столь харизматичный трибун, как тот же Кинчев, и бушует скромно. Без бития стекол и призывания волхвов.

Инструментальная композиция, ставшая заглавной, аккуратно отворяет двери в романтический русский рок с множеством мозаичных вкраплений – от ню-металла до фанка, от арт-фолка до тарантеллы. Темный свет заполняет гулкий замок сновидений Калугина, конечная станция мертвых сердец наполнена тяжелыми риффами и зловещими барабанными очередями. Группа прощается с эпохой, в которой возможен был подвиг, и встречает Апокалипсис. Прощание получилось грустно-одобряющим, а встреча – какой-то обреченной. Что даже странно для героя.

На прощание, впрочем, «Праведники» гусеницами танка проехались по FM-отражениям абсурдных сущностей в «Армагеддоне FM». Проехались нещадно. И даже собственным примером, что случается все реже и реже. Ни одного хита для радио в альбоме нет осознанно. В «Млечном Пути» светлая печаль все горше и горше, по мере продвижения к коде богатырской исповеди. Многочисленные христианские смыслообозначения апеллируют к мистическому христианству, как боец, уходящий в безнадежный бой, соотносится со своей ладанкой на взмокшей шее.

Композиционно протяжные песни «Оргии праведников» безупречны, оттого что сделаны с истовым пониманием, о чем и для кого они сотворены. «Сицилийский виноград», переходящий как эстафетная палочка из альбома в альбом, теперь мрачнее мрачного. Блестящий инструменталист, Калугин бьет все рекорды по гитарному дарку, все приемы использованы, весь мрак разыгран по нотам. И только пронзительная флейта несет и несет сквозь песни робкую надежду на возрождение. Однако единственном игроком на этом поле «Оргия праведников» оставляет исключительно себя.

Оценка: 8 из 10
«Оргия праведников», 2007

Safety Magic. Voices

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Тут и призрачно-инфернальный мастер диджериду Петр Никулин (Рагу), и многостаночный барабанщик Андрей Романика (успевающий и у Айги, и у Хламкина поработать), и перкуссионист Сергей Небольсин (также «Дети Пикассо» и «Пелагея»), и виртуозно-страстный скрипач Назар Аманов, и электронщик Аркадий Марто (Exit Project), и одареннейший гитарист Олег Панкратов. А ведь еще и другие участники… Супергруппа в американском понимании термина.

Но без еще одной горсти имен в рецензии на этот альбом все же никак не обойтись. Название альбома «Голоса» – это и звездная россыпь голосов. Тут великолепно-мрачная Инна Желанная, японский самурай авангардного джаза Damo Suzuki (экс-Can), потомственный шаман и мастер горлового пения Николай Ооржак. Словом, все те люди, с которыми Safety Magic уже успел поработать либо как аккомпанирующий состав, либо на совместных джем-сейшенах в таких Мекках современной музыки, как КЦ «Дом».

В композициях SM, специально написанных под звездные голоса, звучит принципиально только один вокал. Мужской или женский. Голоса следуют друг за другом, образуя живописные высказывания на авант-джазовом фоне, густыми мазками усеянном индийской традиционной музыкой, авангардным роком, русским фолком и шумом, не имеющим названия. Самурай Судзуки, конечно, буянит. Его рык задает маскулинный напор, обрамленный истеричными барабанами и недовольным хрипом духовых. Полная противоположность – трек с Инной Желанной, когда из треска костра и утробного гула диджериду возникает печально зажатый в гортани голос Инны, невесомо-небесный звон которого к коде сливается в горький плач Ярославны в тон хрустящему снежному насту.

Достойно звучат и собственные вокалистки SM. Детски-бархатистый тембр Татьяны Ипатовой и задумчиво-переливчатый колокольчик Татьяны Михеевой – словно деликатные инструменты в космичной палитре композиций проекта. Представить такую изощренную музыку в эфире российских радиостанций, увы, невозможно. Слишком неформатна. Слишком неритмична. Потому и нет русских букв в оформлении альбома.

Рекомендуется ценителям качественной импровизационной музыки с этнокорнями. Не рекомендуется апологетам прямого бита в композициях.

Оценка: 8 из 10
Safety Magic, 2007

Billy’s Band. «Весенние обострения»

Еще недавно группа Billy’s Band считалась сугубо концертной группой. Записи она, конечно, издавала. Но они были бледной тенью того феерического перформанса, который Билли Новик и К устраивают на своих концертах. Собственно, дыхания шоу не хватало даже в концертных записях, и в последнем «бЛЮз в гОлОВе. LIVE» тоже. Новый альбом разом исправляет все штампы. Это зрелая качественная запись зрелых музыкантов, хорошо знающих, что они делают, и тщательно дозирующих средства воздействия на слушателя.

Отлично сведенные треки позволяет в мельчайших нюансах расслышать смену интонаций тягучего похоронного диксиленда. Благо, что музыканты интонируют безо всякого сумбура, переходы окрашены скупыми точными мазками, и гамма предтеч куда шире привычного Уэйтса или Армстронга. Забавно слышать, как Billy’s Band играет своим инструментальным составом едва ли не электронику Depeche Mode в песенке «Простим друг друга» или поет вместе с основателями отечественной рэп-легенды «Касты» в бонусном «Голосе брехуна».

Едва ли наибольшее удовольствие для меломана – замечать щемящие мелодические вставки почти в каждой песне, отстроенные в форме монолога одного из инструмента, чаще всего баяна Матезиуса или экспрессивной гитары Рыжика. Здесь от Уэйтса Billy’s Band ушел недалеко, и – ну хорошо это. «Счастье есть», уже выходившая отдельным синглом, здесь сразу в двух версиях – хитовой и «на любителя». Несмотря на все эксперименты, основой саунда продолжает оставаться сырой шероховатый ритм-н-блюз на грани диксиленда. Хороши месседжи. «Я не стеклянный» сделана на одном риффе и вкусно слушается. «Ни шагу из дома» дарит «пьяное соло» рыжиковской гитары. Расхлябанный контрабас полностью акустической «Ляг на землю» или бравурное цирковое туше на грани Армстронга «Встречай меня, Москва» – ироничны и многоплановы.

А вот «Передай привет», посвященная памяти погибшего брата Новика, спета как-то неуместно весело, грань вкуса музыканты все же перешли.

Billy’s Band по-прежнему поет о жизни маленького человека со всеми его бедами и радостями. Зачастую переплетенными так, что не разнимешь. Рассказывая истории, Билли немного меняет иной раз угол зрения, и недавняя трагедия вдруг предстает веселым абсурдом. Словом, русский Уэйтс остается русским Уэйтсом. Нерешенная пока проблема Новика – как вскрытие приема провести в максимально форматном для радиоэфиров виде. Пока почти не получается.

Оценка: 8 из 10.
«Бомба-Питер», 2007.

..............