Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
13 мая 2007, 17:04 • Культура

Скромное обаяние ретрокино

Скромное обаяние ретрокино
@ gerard.blogs.allocine.fr

Tекст: Олег Рогов

Телевидение время от времени вспоминает о том, что оно создано не только для того, чтобы развлекать. Демонстрация «старого доброго кино» не всегда служит для того, чтобы менеджеры «второй молодости» поностальгировали, но несет в себе определенные образовательные функции.

В конце концов, чтобы оценить современное кино, нужна какая-то точка отсчета. Фильмы, ставшие классикой, – проверенный эталон. Редкий показ действительно стоящих фильмов – это еще и воспитание зрительского вкуса.

«Шербургские зонтики» (20 мая, воскресенье, «ТВ Центр», 02.55) – 9/10

Непростые проблемы простых людей в жестких рамках нового кино – никаких условностей коммерческого зрелища, никаких навороченных декораций

Мюзикл – опасный жанр. Неизбежная условность действа не всегда подкрепляется действительно хорошей музыкой. Сняты сотни фильмов подобного типа, оставшиеся же в зрительской памяти можно пересчитать по пальцам.

В первой пятерке неизменно будет присутствовать фильм Жака Деми, снятый в 1964 году. Для своего времени – прорыв. Вместо условных персонажей и кабаретной эстетики – умеренный реализм провинциального городка и пронзительная история любви без неизбежного хеппи-энда под музыку Мишеля Леграна.

Одна из первых заметных ролей молодой Катрин Денев, в 1964 году ей было всего 20 лет.

«Самая красивая» (20 мая, воскресенье, «Культура», 10.40) – 9/10

Не путать с недавней отечественной мелодрамой Виктора Брусничкина «Самая обаятельная и привлекательная»!

Речь идет о классике, да еще и снятой знаменитым Лукино Висконти. Этот режиссер редкий гость на наших телеэкранах. Один из его ранних фильмов, снятый в 1952 году, – классика неореализма.

Непростые проблемы простых людей в жестких рамках нового кино. Никаких условностей коммерческого зрелища, никаких навороченных декораций. Прямая запись звука, участие непрофессиональных актеров. Но главную роль Висконти доверил великой Анне Маньяни.

В ее персонаже слились средиземноморская страстность, харизматичность и бедность на грани нищеты – взрывная смесь.

Неореализм тоже со временем встал на коммерческие рельсы и наряду с авторским кино стали штамповаться комедии и драмы, использовавшие антураж нового стиля, но почти не отличавшиеся по содержанию от буржуазных поделок.

Любопытно отметить две недавние кинопараллели итальянского неореализма. Одна – фактурная, воплощенная в известном проекте «Догма», вторая – наша перестроечная «чернуха».

«Доктор Живаго» (17 мая, четверг, «Россия», 00.50) – 5/10

Режиссер Дэвид Лин всегда тяготел к масштабным эпическим кинополотнам. Вспомним хотя бы такие известные его фильмы, как «Мост через реку Квай» и «Лоуренс Аравийский».

«Доктор Живаго» снят в 1965 году, что называется, по горячим следам. Пастернака уже не было в живых, но еще был памятен скандал с присвоением ему Нобелевской премии за не опубликованный на родине роман.

Трехчасовая лента получилась такой же протяженной, как и книга. В России этот фильм, само собой, был под запретом и, в отличие от западной киноаудитории, прохладно принят нашей публикой, когда его крутили в перестроечные годы.

Не поддающееся учету количество киноляпов и развесистая клюква в стиле а-ля рус не позволяют нам серьезно относиться к этому зрелищу. Смотреть кино можно, лишь отрешившись от собственной национальной принадлежности, иначе мы рискуем увидеть кинокомедию вместо замешанной на политике метафизической мелодрамы.

И возникает вопрос: неужели мы в свое время снимали про «их нравы» такую же ахинею? В любом случае интересно сравнить голливудскую классику с недавней отечественной экранизацией «Доктора Живаго». Омар Шариф против Олега Меньшикова – кто победит?

«Мелодия из подвала» (16 мая, среда, ТВ3, 19.00) – 6/10

Кадр из фильма «Мелодия из подвала»
Кадр из фильма «Мелодия из подвала»
Лента Анри Вернея, съевшего собаку на гангстерских фильмах, снята в 1962 году.

Сюжет предельно банален: группа интеллигентных уголовников планирует очень сложное и тщательно подготовленное ограбление. Все удается, но в последний момент маленький просчет (cherchez la femme) кардинально меняет ситуацию.

Этот жанр традиционно привлекателен именно из-за своей жесткой схемы: а что на этот раз у них не получится? Как именно будут брать сейф? Жан Габен в своем традиционном амплуа немолодого уголовника, который разрабатывает план ограбления неприступного каннского казино. Его напарник – Ален Делон.

Жаль, что у них не все получилось.

«Двое в городе» (17 мая, четверг, ТВ3, 19.00) – 5/10

Этот фильм Хосе Джованни, снятый в 1973 году, широко шел на советских экранах. Кинопрокат любил печальные фильмы с плохим концом – вот как у них на Западе все беспросветно.

Главные персонажи: перевоспитавшийся вор в исполнении Алена Делона, хороший воспитатель, которого сыграл Жан Габен, и плохой полицейский – эта роль досталась Мишелю Буке.

Габен с Делоном столько раз играли вместе уркаганов, что этот сентиментальный дуэт, исполняющий по-французски «исправленному верить», вызывает легкую оторопь.

..............