Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
10 мая 2007, 21:16 • Культура

Экскурс в историю Испании

Экскурс в историю Испании
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Сговорились прокатчики или это чистое совпадение, но на этой неделе одновременно стартуют две эпические драмы, рассказывающие о тяготах жизни в Испании. «Капитан Алатристе» захватывает первую половину XVII века, а «Призраки Гойи» – конец XVIII и начало XIX. История ныне не в чести, так что эти две картины вполне сойдут за своего рода учебное пособие. Ну а на закуску хоррор – чтобы мозги не перегрузить.

Любопытно, что фильмы Агустина Диаса Яньеса и Милоша Формана роднит еще кое-что – оба они пропитаны аурой картин величайших испанских живописцев. Первый – Веласкеса, второй – как понятно из названия, Гойи. Вот только этого на поверку оказалось мало.

«Капитан Алатристе»

Фильм был снят за 20 млн долларов, что является мизерной суммой для Голливуда и очень внушительной для Испании

Артуро Переса-Реверте многие высоколобые литературоведы считают ремесленником. Против него говорит уже тот факт, что на счету писателя слишком много романов. Почему-то считается, что количество прямо пропорционально качеству, словно не было Толстого и Пушкина, оставивших после себя громадное литературное наследие. Впрочем, недооценивать современников всегда считалось нормой.

Вот и про Капитана Алатристе Перес-Реверте настрочил аж пять романов, что, конечно, вряд ли бы случилось, если бы каждый из них не становился бестселлером. Один бог знает, как Яньесу удалось втиснуть в один фильм сюжет всех пяти романов – этот фокус посильнее чудес Дэвида Копперфильда. Однако сам Перес-Реверте нашел адаптацию удачной, а это уже о многом говорит. Сколь бы сумбурным ни показался сюжет.

Он застает Диего Алатристе по прозвищу Капитан уже опытным воякой, проливающим кровь во Фландрии в 1622 году. Одному из его боевых товарищей не суждено было вернуться домой, и Алатристе дал ему слово, что побеспокоится о благополучии его сына Иньиго де Бальбоа. Капитан растил парнишку как родного, и тот относился к нему так же.

Ради Иньиго Алатристе поссорился с влиятельным Луисом де Алькесаром, с чьей дочкой Анхеликой у его приемного сына завязался роман. Хотя могущественных врагов у Капитана всегда было много. Если Алатристе не воевал, то зарабатывал на жизнь, выполняя опасные задания, большая часть которых сводилось к убийствам.

И была в его жизни любовь – к самой знаменитой актрисе того времени Марии де Кастро, чьей благосклонности добивались самые знатные и богатые мужи страны. Мария же всю жизнь любила только Диего, что не принесло счастья никому.

Пересказать даже завязку сюжета фильма крайне непросто. В нем масса действующих лиц, и кратко описать их взаимоотношения – задача непосильная. В те времена жизнь не стоила ничего и друг в одно мгновение мог стать врагом, и наоборот. Неудивительно, что кровь в фильме льется рекой. Такое количество перерезанных глоток, можно поспорить, вряд ли кто-то видел.

Фильм был снят за 20 млн долларов, что является мизерной суммой для Голливуда и очень внушительной для Испании. От картины остается впечатление, что Яньес не только использовал по назначению каждый цент, но и добавил свои деньги. Потому что выглядит все очень дорого и масштабно. Это настоящий эпик, кажущийся порой нескончаемым.

Потрясающее впечатление производит Вигго Мортенсен. В это трудно поверить, но Алатристе выглядит даже круче его Арагорна. Он куда более брутален, и от него исходит какой-то животный магнетизм.

«Призраки Гойи»

Кадр из фильма «Призраки Гойи»
Кадр из фильма «Призраки Гойи»

Мадрид, 1792 год. Придворный художник Франсиско Гойя пишет монументальный портрет королевы Испании и сознательно не лезет в дворцовые интриги. Он по праву считается лучшим живописцем страны, и даже кровавая инквизиция не решается его трогать, хотя гравюры Гойи у святош вызывают бурную ярость. Времена бесчинств инквизиции в прошлом, но она вновь поднимает голову. Отец Лоренцо активнее всех продвигает идеи борьбы с еретиками, но, по счастью, он благосклонно относится к Гойе и даже заказал ему свой портрет.

Знакомство с Лоренцо оказывается весьма кстати, когда юную Инес, которая в течение многих лет была музой художника, заперли в темнице по нелепому обвинению. Гойя впервые решает отступить от принципов и вмешаться, но его помощь не спасает Инес. Девушка переживет страшные пытки и проведет за решеткой долгих пятнадцать лет.

Как и «Капитан Алатристе», работа живого классика Голливуда Милоша Формана относится к разряду эпических драм. Это очень масштабная картина, охватывающая значительный отрезок времени и прослеживающая судьбу сразу нескольких персонажей. Но, как ни странно, это фильм не о Гойе. Он здесь лишь почти молчаливый свидетель. Если уж выделять главных героев, то это скорее Инес и Лоренцо.

К сожалению, обманка, содержащаяся в названии, не единственная. Форман, снявший последний свой фильм семь лет назад, объединил свои усилия с продюсером Солом Зенцем, с которым они вместе создали такие шедевры, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». Но «Призраки Гойи» не только недотягивают до их уровня, но и вообще не всем покажутся удачными. Это, безусловно, крепкая работа, но не более того. А когда гений становится ремесленником – это всегда грустно.

Одно из самых слабых мест картины – ее сценарий. Сюжет слишком мелодраматичен и, если бы не пытки и прочие зверства, напоминал бы дамские романы. Лучше бы уж сконцентрировались на Гойе.

«У холмов есть глаза – 2»

Кадр из фильма «У холмов есть глаза – 2»
Кадр из фильма «У холмов есть глаза – 2»

После кровавого сражения, в котором чудом члены обычной американской семьи победили кровожадных мутантов, обитавших в зоне, где когда-то проводились ядерные испытания, туда была отправлена группа военных исследователей, но они вскоре перестали выходить на связь. На их спасение в каменистую пустыню Нью-Мексико были отправлены девять человек из Национальной гвардии. Им удалось найти умирающего ученого, который успел сказать лишь два слова: «Они здесь».

Эта классическая фраза ничего хорошего не предвещала. Что не будет сюрпризом даже для тех, кто не смотрел первую часть обновленного хоррора Уэса Крейвена. Во-первых, потому что таков жанр, а во-вторых, к моменту, когда под раздачу попадут солдатики, крови прольется предостаточно. Ибо, в отличие от них, для зрителей не будет секретом то, что случилось с исследователями.

Смена режиссера оказалась для сиквела губительной. Хотя, кажется, проект был обречен с самого начала, за что стоит сказать спасибо самому Крейвену, написавшему к нему сценарий в паре с сыном. Сюжет настолько банален и топорен, что выглядит отпиской. Ужасы всегда полны условностей, но тут вопрос того, как их подать. Мотивы сценариста, включившего в спасательную экспедицию двух симпатичных девушек, понятны, но никакого разумного объяснения этому в фильме не дается.

Зато есть кому истошно вопить, да и сцену изнасилования, ставшую, пожалуй, самой шокирующей в первой части, видимо, кто-то очень хотел повторить. Режиссер Мартин Вайс вообще старательно пытался скопировать визуальные изыски Александра Ажа, но получилось не очень. Если Ажа удалось превзойти оригинал, то Вайс снял тупую поделку, не стоящую просмотра.

«Капитан Алатристе» (Alatriste)
Звезды – Вигго Мортенсен, Елена Анайа, Эдуардо Норьега
Жанр – эпическая драма
Про что – про бравого испанского солдата – его подвиги, его благородство и его любовь.

«Призраки Гойи» (Goya’s Ghosts)
Звезды – Стеллан Скарсгард, Натали Портман, Хавьер Бардем, Рэнди Куэйд
Жанр – эпическая драма
Про что – про невинную девушку, ставшую жертвой безжалостной испанской инквизиции.

«У холмов есть глаза – 2» (The Hills Have Eyes II)
Жанр – ужасы
Про что – про группу американских спецназовцев, которым пришлось сразиться с мутантами, бесчинствовавшими в пустыне Нью-Мексико, в местах, где проходили ядерные испытания.

..............