Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 апреля 2007, 08:22 • Культура

Василий Аксенов: «О редкости во всем»

Василий Аксенов: «О редкости во всем»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Полина Ханбигян

Романист Василий Аксенов не устает радовать творческой активностью. Роман в год – завидная и мало кому доступная работоспособность. Только что в издательстве «Эксмо» вышел новый роман знатного шестидесятника под странным (как это обычно у Аксенова водится) названием «Редкие земли». О новом витке экспериментальной прозы традиционного авангардиста автора расспрашивала корреспондент газеты ВЗГЛЯД Полина Ханбигян.

– Изначально вы назвали роман «Тамарисковый парк», а вышел он под названием «Редкие земли». С чем это связано?
– Когда я начал писать, я еще не знал, как все сложится. И название «Редкие земли» появилось неожиданно. С самого начала мне было ясно только то, что я буду писать о какой-то такой миллионерской структуре, о нефти и газе. А уже потом, намного позже появилось название «Редкие земли».

«Редкие земли» – это роман о редкости во всем. Скажем, наша планета – редкость во Вселенной, а люди – это редкие обитатели Солнечной системы. И среди обитателей нашей планеты есть редкие люди, и герои романа как раз принадлежат к этой категории. Это люди демиургического склада, они создают свое царство и управляют им.

С самого начала было ясно только то, что я буду писать о какой-то такой миллионерской структуре, о нефти и газе

– «Редкие земли» – это продолжение вашей дилогии «Мой дедушка – памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит»?
– На самом деле этот роман можно назвать продолжением «Памятника…» и «Сундучка…» очень условно, это лишь отчасти завершение триптиха. Эту книгу нельзя читать тем, кто читал «Мой дедушка – памятник», этот роман не предназначен для детей. В «Редких землях» те самые дети, которые были героями предыдущих книг, выросли, им стало по сорок с чем-то лет. По сути, герои предыдущих книг – прототипы героев «Редких земель».

– Как появилась идея книги?
– Мне и друзья, и читатели все время говорили: «Почему ты не напишешь третью часть истории Гены Стратофонтова?» Я все время отнекивался, говорил, что когда-нибудь напишу, а тем временем проходило десятилетие за десятилетием. И только спустя много времени стал появляться замысел.

– Ваш предыдущий роман «Москва-ква-ква» – некая историческая мистификация, шутка, а роман «Редкие земли» вызывает ощущение, что это некий фарс вперемешку с приключенческим романом. Как вы определяете жанр этой книги?
– Книга серьезная, хоть и написана в буффонадном стиле. Серьезная и грустная. Эта книга сама по себе является редкостью.

Роман Аксенова «Редкие земли»
Роман Аксенова «Редкие земли»
– У книги сложная структура. С чем это связано?
– Так получилось. Это моя манера работы – когда я пишу роман, я не знаю, чем он закончится, не знаю, что вообще будет, не знаю, что произойдет через пять страниц. Сюжет развивается сам по себе, спонтанно.

– Главные герои – чета бизнесменов, люди тонко чувствующие, эмоциональные. Это мало сочетается с теми условиями, в которых работали бизнесмены в 1990-е годы. Почему вы наделили своих героев такими чертами?
– Я по-светски встречался с некоторыми олигархами и заметил в них эту некую грусть. Потому и героев наделил байроническими характерами. Этот роман во многом является моим самовыражением, отражает мое собственное настроение. Как и в других моих последних романах, я сам там появляюсь как сочинитель Базз Оксёлотл…

– Как вы собирали фактуру для романа? Например, сцена ареста в романе напоминает сцену ареста Ходорковского… это случайное совпадение?
– Я был на его процессе, сидел буквально в метре от клетки, и он мне сказал: «Я все ваши книги прочел». Может, тогда и зародился этот замысел. Вообще, конечно, Ходорковский – это не Гена Стратофонтов, но отражения и отзвуки этого дела присутствуют во всей книге.

И, конечно, я искал различные источники, я почти ничего не знал до этой книги о редкоземельных элементах. У меня есть друг в Америке, польский профессор-физик Валерий Маевский, и он искал для меня какие-то вещи и пересылал мне по e-mail. И тут все тонкости, связанные с редкоземельными элементами, – они и объявились. Я и сам искал в Интернете много информации, про Габон, например. Где-то я прочел про некий кратер в Габоне, где, как считается, возникла человеческая раса, появился Адам.

– В «Редких землях» перед читателем предстает галерея героев из прошлых произведений.
– Когда героине романа пришла в голову идея освободить мужа, первое, что напрашивается, – это какой-то штурм, потом я понял, что это чепуха. А потом случайно оказалось, что заключенный сидит в камере с героями предыдущих книг, например с Сашкой Коробовым и Игорем Велосипедовым – это мои любимые персонажи. И вдруг меня осенило, что надо освобождать сразу всех. И все заключенные в этой тюрьме – это герои моих романов, и они все вместе освобождаются.

– Роман изобилует молодежным сленгом.
– Я живу среди молодежи в Биаррице. Этот город характерен тем, что в несезон там живут одни старики, в сезон появляется огромное количество европейской молодежи, серферов.

..............