Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

17 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
6 марта 2007, 22:28 • Культура

Ни одна коммерческая структура не пострадала

Ни одна коммерческая структура не пострадала
@ GettyImages

Tекст: Юлия Бурмистрова

Когда-то Иосиф Бродский, будучи поэтом-лауреатом Библиотеки конгресса США, придумал поэтическую акцию. Сборники стихов распространялись в супермаркетах на кассах, бесплатно подкладывались в прикроватные тумбочки в гостиницах рядом с Библией, расклеивались в общественном транспорте. Эта акция за несколько лет увеличила продажу поэзии на 300%. Первая попытка подобной широкомасштабной некоммерческой акции наконец началась и у нас.

Поэзия в каждый дом

Среди поэтов «Открытого стиха» ЖЖ есть у трех из десяти. При этом я не думаю, что Вера Павлова хуже Линор Горалик

На самом деле что-то похожее уже происходило в нескольких крупных городах. Одно время в метро были расклеены четверостишия из поэтической классики. Приятно было среди рекламных плакатов, на которые помимо воли обращаешь внимание, увидеть знакомые с детства строки Пушкина, Тургенева, Тютчева. Но не более того.

Запасть в душу, запомнить то, что и так помнишь наизусть, заставить узнать больше о поэте и его творчестве, это, к сожалению, не могло. И совсем другое дело, когда тебе в руки случайно попадает открытка со словами:

Не все то золото,
что блестит,

не все то женщина,
что грустит,

не все то головы,
что сорви,

не все то родина,
что в крови.

Евгений Бунимович

«Открытый стих» – это десять открыток с общим тиражом более 50 тысяч. Своеобразные визитные карточки современных поэтов. Андрей Вознесенский, Тимур Кибиров, Юлия Идлис, Вера Павлова, Елена Фанайлова, Линор Горалик, Евгений Бунимович, Максим Амелин, Анна Логвинова и Дмитрий Тонконогов.

На лицевой стороне – графический портрет поэта, выполненный художником Виктором Меламедом, а на обратной – небольшое стихотворение. Эта стихийная десятка поэтов собрана главным редактором газеты «Книжное обозрение» Александром Гавриловым.

Название акции родилось быстро. Открытки, на которых напечатаны стихи, очень похожи на обыкновенные почтовые карточки, в обиходе получившие название «открытые письма». Письма, в которых нечего скрывать.

Теперь в кафе и ресторанах, салонах красоты и других общественных заведениях, где установлены стойки fly cards, любой желающий сможет просто так взять понравившиеся открытки. На обратной стороне, кроме стихотворения, указан адрес сайта газеты «Книжное обозрение» , где можно оставить ответное «открытое письмо» поэту.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась и задала вопросы поэтам и организаторам проекта.

Линор Горалик (поэт, писатель)

Линор Горалик
Линор Горалик
– Линор, что для вас участие в проекте «Открытый стих»?
– Мне всегда казалось, что поэзия должна вплетаться в обычную жизнь, уметь говорить о повседневности и с повседневностью. Такие проекты – один из лучших способов обеспечить этот механизм. Мне лестно участие, говорю это не из вежливости, и мне очень близок проект. Часто думала о чем-то подобном, и, как всегда, очень приятно видеть воплощение близких тебе идей. Западные проекты такого рода видишь часто: плакаты в метро, флаерсы в клубах – и всегда восхищаешься.

– Что сейчас переживает поэзия?
– Это вопрос очень сложный и абстрактный. На это есть исследователи, критики и специалисты. Я могу отвечать на него только как человек, читающий и любящий поэзию: есть сегодняшние авторы, которые делают мой мир много лучше, чем он мог бы быть, и я им безмерно за это благодарна.

Поэзия и вообще искусство в его самом широком понимании – это метод вносить в жизнь читающего дискомфорт, необходимый для того, чтобы душа напоминала ему о себе, о том, что у нее тоже есть жизнь и что эту жизнь необходимо проживать наравне с жизнью событийной. В этом смысле, конечно, поэзия по бытованию своему не должна быть «элитарной» – и все, что делается с целью знакомить людей и тексты, видится мне хорошим и важным.

Елена Фанайлова (поэт)

Елена Фанайлова
Елена Фанайлова
– Елена, как вы относитесь к проекту «Открытый стих»?
– Как любая попытка популяризации поэзии, это хорошо. Нет ничего плохого в том, чтобы «на заборах» писать стихи, а не слово из трех букв. О проекте я узнала почти случайно, ведь меня никто не спрашивал. Возможно, я выбрала бы другие стихотворения.

– Что сейчас происходит с поэзией?
– Невозможность писать так, как раньше. Время становится очень жестким, требовательным. Степень фальсификации медиаситуации, политической, даже биологической, такова, что приходится выбирать очень точные и глубокие слова, чтобы имело смысл, чтобы попадало в сегодняшнего читателя.

Что происходит с поэзией, волнует меньше, чем то, что происходит со смыслом. Все тотально девальвируется. Если поэзия хочет оставаться поэзией, т. е. зеркалом души, то она должна побороться. Она должна быть сущностной, действенной. Даже если лирика, то это другая лирика.

Дмитрий Воденников (поэт)

Дмитрий Воденников
Дмитрий Воденников
– Дмитрий, а как вам акция со стихами на открытках?
– Я ее не видел. А потом, меня там нет, поэтому я считаю, что это плохая акция, – улыбнулся Дмитрий.

Александр Гаврилов (организатор, главный редактор газеты «Книжное обозрение»)

– Александр, насколько сложно было организовать подобную акцию?
– Не очень сложно, как оказалось. Эта акция произведена на деньги государства – Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Ни одна коммерческая структура не пострадала. Мы всегда завистливо косились на буржуинов, где государство занимается пропагандой современной культуры разных форматов. Выясняется, что если у тебя есть грамотно изложенная идея, знаешь, как ее сделать, то вполне можно пробить проект.

– Как вы выбирали авторов?
– Отбирали таким образом, чтоб сквозь суету быстротекущей жизни человека догнало и вставило. Стихи, адресованные сегодняшнему человеку. Человек пойман, схвачен первым стихотворением. Это, если угодно, «первая доза бесплатно». Наша задача была выволочь литературу и обратить ее к прямому действию. Заинтересовать, заставить искать дальше.

В России невероятный взлет литературы и поэзии в частности. Как много у нас сегодня крупных, живых, энергичных поэтов. Какой разброс поэтик. У старшего поэта первая книга вышла в 1956 году, а младший родился в 1981 году. Пять поколений, которые одновременно существуют в поэзии. Не в рамках учитель – ученик, а на равных.

Существует сохранивший интерес к современной культуре читатель, но не существует канала передачи информации от автора к читателю. Сейчас выживают только те писатели, которые еще и являются хорошими менеджерами. Что на самом деле не совсем честно. Каждый должен заниматься своим делом. Мы просто сделали свою работу.

– Будет ли продолжение у вашего проекта?
– Мне бы хотелось выпустить в следующем году еще десять поэтов.

– Я имела в виду книгу. Читатель, которому понравилась открытка, конкретный поэт, захочет почитать книгу.
– Это вопросы к издательству. Есть мечта при газете начать издавать поэзию, но пока об этом рано говорить. Сейчас читатель может зайти в Интернет, найти там массу хорошей поэзии. Мы лишь задаем направление.

– Может, я плохо искала, но на поэтических сайтах неразбериха, а сайтов с хорошим редактором мало. Из доступного и удобного остается «Живой журнал», который ненавязчиво вплетает поэзию в ленту «новостей из жизни».
– Тут я скорее проявлю себя как сноб. Сегодня поэзия подменяется количеством рекламных усилий, которые поэт согласен потратить на себя в форме реалити-шоу в «Живом журнале». Есть много замечательных поэтов, но они менее известны, чем те, кто пускается в технологические ухищрения по раскрутке. Среди поэтов, которые вошли в «Открытый стих», ЖЖ есть у трех из десяти. При этом я не думаю, что Вера Павлова хуже Линор Горалик или сегодняшний Вознесенский хуже Воденникова, у которого ЖЖ – часть работы. Хотя если бы я делал следующую подборку, то Воденников бы там был.

– Не соглашусь, что это часть работы или реалити-шоу. Это скорее часть общения, которое необходимо любому творцу, любому человеку.
– И да и нет. Это общение вперемешку с выгодой.

– Когда у меня ломается компьютер, то я пишу об этом с просьбой помочь. Копеечная выгода, если бы я пригласила специалиста за деньги. Инет-популярность единицам приносит выгоду.
– Уверен, что каждый пост в ЖЖ так или иначе начинается «У меня поломалось мироздание». Потому что всегда есть надежда, что разверзнутся хляби небесные и некий голос произнесет: «Давай я тебе его починю».

– Не думаю, что все бы хотели бесплатной починки мироздания. Потому что после этого останется только умереть. ЖЖ, как и стихи, – всего лишь обозначение, а не просьба о помощи.
– Может быть, вы и правы. Поэзия размечает реальность подобно дорожной разметке. Акция «Открытый стих» – это точечные удары по читательскому бездорожью.

..............