Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
26 марта 2007, 13:35 • Культура

Беларусь в серебре

Хит-парад толстых журналов

Беларусь в серебре
@ gallery.vavilon.ru

Tекст: Кирилл Анкудинов

Выдаю на-гора хит-парад текстов из «Знамени» (№1, №2), «Октября» (№1, №2), «Нового мира» (№1). Отмечу: текстов во второй части журнальных книжек, «петитных жанров» всегда очень много. Пропущу «мелочи», пройду мимо рецензий и авторских колонок. Расскажу о пятнадцати главных публикациях.

Золотые слова (от 15 до 10 баллов)

15. Валерий Сендеров. Кризис современного консерватизма. «Новый мир», №1

Работница офиса прочла «Духлесс», осталась недовольна описанием офисных будней и стала рассуждать о своих проблемах

Академически глубокое, насыщенное интереснейшей информацией, по-журналистски захватывающее и актуальное исследование о консерватизме как интеллектуально-политическом течении. Первая часть – о немецком национал-консерватизме в период между двумя мировыми войнами. Писано не без симпатии по отношению к Шпенглеру, Хайдеггеру и Юнгеру – но с трезвым пониманием обреченности их дела. Вторая часть, рассматривающая современный российский консерватизм – блестящий памфлет против доморощенных горе-консерваторов, нагородивших холмы и горы нелепостей. Не со всем в статье Сендерова я согласен. Но – при всем этом – считаю ее замечательным примером ответственного подхода к своему делу.

14. Ольга Эдельман. «Процесс Иосифа Бродского». «Новый мир», №1.

Многоуровневое документальное расследование обстоятельств досрочного освобождения Иосифа Бродского из ссылки, дающее исчерпывающее представление о том, какие силы стояли за этим решением. Жаль, что в тексте мало сказано о собственно «процессе Иосифа Бродского», который возник не только по причине инициатив мелкого проходимца Якова Лернера.

13. Эргали Гер. Белорусское зеркало. Заметки нелегала. «Знамя», №1.

Цикл объективных очерков о современной Белоруссии. Конечно, не обошлось без критики в адрес «батьки Лукашенко», впрочем, взвешенной (и, на мой взгляд, совершенно справедливой). Очень сочувственно и оптимистично по отношению к белорусам, Белоруссии и России.

12. Сергей Боровиков. «Руси веселие есть пити, не можем без того и быти». «Знамя», №1.

Умная реплика на «антиалкогольную» статью Елены Холоповой «Утопленная истина» («Знамя», 2006, №9). Смысл реплики: во всем нужна мера. В том числе и в таком насущном занятии, как борьба с пьянством.

11. Мария Ремизова. Зимние заметки о летних впечатлениях. «Октябрь», №1.

Творчество современных писателей (Аркадия Бабченко*, Марии Ходаковой, Бориса Евсеева) на фоне наследия античности. Невозможность Трагедии в нынешней культурной ситуации. Тонкая и живая литературная критика.

10. Александр Мелихов. Коммунизм, национализм, либерализм – конкуренция грез. «Знамя», №2.

Александр Мелихов в который раз повторяет одно и то же: история цивилизации есть история иллюзий, идеология есть «война грез». Что делать, если он прав?

Занятные слова (от 9 до 4 баллов)

 Валерия Пустовая
Валерия Пустовая

9. Андрей Балдин. Второй Третий. О замысле одной «трансокеанской» экспедиции. «Октябрь», №2.

Продолжается специфический историко-географический проект. Смешались в кучу ландшафты, народы, мифологии, идеологии, князья, цари, русские святые, архитектурные стили, путевые заметки. Мало что понятно. Но завораживает.

8. Бенефис Вадима Баевского. «Знамя», №2.

Несколько разножанровых текстов известного филолога. Все было бы отлично, если бы некоторые тексты временами не сбивались бы на особый жанр – на отчет в вузовский отдел науки.

7. Валерия Пустовая. Скифия в серебре. Русский проект в современной прозе. «Новый мир», №1.

Пустовая пишет все лучше – вот и концепция ее очередной статьи стала чуть более осмысленной, и язык обрел некую стройность, и фразы типа «хочется понять, за кого сам автор» встречаются реже. Но стилистическое буйство все же Пустовой надо поубавить. Коптит фитилек, закрутить пора…

Вот как Пустовая начинает текст. «Небо вылакали. Подброшенный в воздух чепчик – воздуха не обнаружил». Сразу вспоминаешь знаменитое: «Жасминовые тирсы наших первых менад примахались быстро».

6. Денис Драгунский. Соседи. Конспект о Чехове. «Октябрь», №1.

Публицист Денис Драгунский считает Чехова «носителем левого мировоззрения». Все социальные и философские подходы, предлагаемые Чеховым, все тупики его сознания – «левые», по мнению Драгунского. Я с Драгунским не согласен.

5. Инна Булкина. Везде и кроме. Литература в СМИ. «Знамя», №2.

Авторы «Знамени» продолжают блуждать в трех соснах, называющихся «литературный рынок», «коммерческая литература», «высокий интеллектуальный уровень». Время от времени спотыкаясь о горелый пень по имени «средний класс».

4. Жанна Галиева. Когда от поэтов темнеет в глазах… «Октябрь», №1.

О различных «поэтических проектах».

Ненужные слова (от 3 до 1 балла)

3. Приключенческий роман с неожиданными поворотами сюжета. Из переписки В.М. Жирмунского с Л.К. Чуковской. «Знамя», №1.

Характеристика «ненужные слова» относится не к уважаемым и достойным людям – не к Владимиру Максимовичу, не к Лидии Корнеевне. А к тем, кто вынес их сугубо частные дела на всеобщее обозрение.

Если коротко: после смерти Ахматовой ее архив попал в руки к Ирине Пуниной, даме достаточно далекой от поэзии и небескорыстной. Пунина попыталась распорядиться ахматовским архивом по-своему. Ближайшее окружение Ахматовой объявило ей войну. Пошли суды (и «кривосуды», и судебные разбирательства).

Наверное, публикаторы переписки Жирмунского с Чуковской решили, что тот, кто любит поэзию Ахматовой, заинтересуется и безобразной тяжбой вокруг ее рукописей. Не одобряю этот расчет. Место подобных документов – в «Вестнике филологии», в академических собраниях сочинений. И нигде более.

2. Дмитрий Орешкин. Бремя пространства. «Знамя», №2.

Под благопристойные речи об «избыточной централизации», под ритуальные поминания «тоталитаризма» и «сталинского наследства», под дежурные страшилки, под обещания «новых Чикаго» и «новых Сан-Франциско», под бормотания о «плохом-нехорошем Лукашенко», под как бы невинные разговоры о «федерализации» и «конфедерализации», под бодрое рычание, под грустное мычание, под дружеское ржание рождается на свет большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании, для странной такой компании огромный такой секрет. Имя которому – «демонтаж Российской Федерации».

1. Варвара Ахметьева. «Я хочу повесица…». «Знамя», №1.

Работница московского офиса прочла «Духлесс» Сергея Минаева, осталась недовольна минаевским описанием офисных будней и стала рассуждать о своих узкопрофессиональных проблемах. Что столь же уместно в контексте литературного журнала, как рассказы псевдогенерала Ревунова-Караулова о бом-брамселях в контексте свадьбы. История в духе чеховских водевилей.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............