Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 марта 2007, 19:47 • Культура

Анатолий Королев: «Cмерть, отвали!»

Анатолий Королев: «Cмерть, отвали!»
@ Юлия Бурмистрова

Tекст: Юлия Бурмистрова

В классической литературе есть два самых известных выражения о смерти. Михаила Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» И Владимира Набокова: «Каждый человек смертен. Но ведь ты – не каждый». Если объединить эти две фразы воедино, то мы получим не просто литературу, а самое настоящее, реальное бессмертие.

Об этом новая книга лауреата итальянской премии «Пенне», премии им. Аполлона Григорьева и премии Москвы, писателя Анатолия Королева. Корреспондент газеты «ВЗГЛЯД» Юлия Бурмистрова встретилась с писателем, чтобы расспросить его о неизвестных, и подчас пугающих чудесах.

Боюсь, мы на пороге человеческого безумия, когда люди ринутся сохранять свои тела. Появятся стены с миллионами ячеек, где будут миллионы замороженных тел

– О чем ваша новая книга?
– Практически закончил новый роман под условным названием «Сгинь, курносая, сгинь!», где размышляю о новой ситуации, в которую незаметно вступило человечество. Реальная возможность бессмертия.

– Это фантастика?
– Нет, это реальность. В январе этого года исполнилось 40 лет со дня первой заморозки человеческого тела. Американский врач-психолог Джеймс Бедфорд, понимая, что у современной медицины нет возможности излечить его от рака, попросил заморозить себя для будущего. Его заморозили в жидком азоте при температуре –196 градусов. При такой температуре тело сохраняется бесконечно долго, хоть тысячу лет.

Первая фирма, созданная в Америке, сейчас насчитывает примерно сто замороженных тел. Люди решили бросить время, в котором они не могут жить, в котором их не могут вылечить, в надежде на более счастливое время в будущем.

Сейчас договоры заключаются на 50–100 лет. Среди первой сотни замороженных, по слухам, потому что списки не афишируются, находятся Уолт Дисней, Сальвадор Дали, подписал контракт Артур Кларк и другие интеллектуальные звезды.

– Насколько это распространенно в мире?
– Вторая страна, где разрешена практика замораживания тел, – Россия. Кстати, в Америке это движение начали русские иммигранты. В других странах заморозка человеческого тела запрещена. Фирма крионики, которая открылась в Москве, сейчас имеет два замороженных тела и одну замороженную голову, т.к. так дешевле хранить.

– Как голова!? Разве можно будет восстановить тело?
– Трансгуманисты (сторонники бессмертия) считают, что человечество подошло к порогу бессмертия. Или же реального научного продления жизни. Есть серьезнейшие достижения по омоложению человеческого тела. Впервые стали применяться стволовые клетки, из клетки которых можно вырастить человеческий орган. Первое что удалось вырастить – это мочевой пузырь, т.к. он наиболее простой.

Сейчас проходят успешные операции по выращиванию различных частей человеческого тела. Совсем немного времени в историческом промежутке потребуется, чтобы техника достигла совершенства. Тогда, пересаживая, обновляя любые органы, можно будет продлевать человеческую жизнь сколько угодно долго. За исключением пока только мозга. Поэтому считается, что одной головы достаточно.

– Это же дорогущий процесс, наверное?
– Да, сейчас это дорого, но не очень. Дороже всего переправить тело на криосохранение в США, примерно $ 50 000. Но, чем дальше, чем больше договоров, тем дешевле. Вспомните, какой фантастикой был мобильный телефон или ноутбук. Трансгуманисты считают, что скоро тысячи людей двинутся в будущее, к новой жизни.

– Тело замораживают, когда человек умирает или до того?
– Когда умирает. Происходит это, в общих чертах, так. Человек заключает договор, на него надевается датчик, который через спутник отслеживает его местонахождение. Если что-то происходит, то первыми приезжает бригада скорой помощи из фирмы. Самое главное – сохранить голову в холоде.

Есть инструкция для близких людей: если человек умер внезапно, открыть холодильник и втащить туда хотя бы голову до приезда специалистов, обложить льдом. Исследования говорят о том, что постепенное замораживание с использованием специальных добавок позволяет не разрушать льду стенки сосудов головного мозга. Можно сохранить тело, можно сохранить мозг, а самым смелым (мужчинам) предлагают оставить всего лишь сперму.

Сейчас проходят успешные операции по выращиванию различных частей человеческого тела
Сейчас проходят успешные операции по выращиванию различных частей человеческого тела

– И на все это дают гарантии?
– Гарантий никто не дает, риск очень большой. Как говорит Артур Кларк: «90 процентов риска, но ведь 10 процентов реальных». И многие готовы рискнуть. Слишком высоки ставки. Это тенденция мирового развития, набирающая серьезные обороты. Боюсь, мы на пороге человеческого безумия, когда люди ринутся сохранять свои тела. Появятся стены с миллионами ячеек, где будут миллионы замороженных тел.

– Какая-то утопия, если честно. Да и где здесь бессмертие, если это просто отложенная смерть, а скорее даже – отложенные похороны.
– Самое главное не это. Корень проблемы в другом: какой процесс позволит в будущем воссоздать тело? Так вот, тринадцать лет назад впервые была произведена уникальная операция в сфере нанотехнологий. Ученым удалось собрать молекулу из 35 атомов ксенона.

Если удастся собрать нанороботов, мельчайшие запрограммированные образования, и запустить в организм, они смогут легко пройти по всему вашему телу. Убрать бляшки с сосудов, очистить легкие, отремонтировать сердце, восстановить кровообращение, сетчатку глаза, и т.д. Во время того как вы будете пить кофе, спать или работать.

Цель создания мельчайших нанороботов – поддерживать человеческое тело в состоянии вечной молодости. А если наноробот в принципе сможет собрать человека, то он сможет собрать и ложку, и чашку, и кусок золота, и живую лошадь. Все что угодно по заложенной в него программе. Т.е. открывается то, о чем мечтало человечество всю свою историю – философский камень, ключ к бездне! Нанороботы смогут собрать из кучки песка и живое, и неживое. Алхимия наяву.

– Теории бессмертия всегда имели два направления. Внутреннее и внешнее. Внешнее – свинец в золото, опыты с ртутью и т.д. А внутреннее – взращивание киноварной пилюли изнутри путем ограничений, медитаций, самопознаний. В идее трансгуманизма я вижу отказ от внутренней работы. Полную победу технологий. Прогресс, призванный сохранить человека, убьет его.
– Основная дискуссия вокруг трансгуманизма: зачем человеку быть вечным? Человек перестает быть хомосапиенсом, превращаясь в наносапиенса. По сути в киборга. Отпадает потребность в размножении, исчезает разделение полов. Не нужно образование, т.к. включили в штепсель, и ты все уже знаешь. Исчезает феномен роста, т.е. детство.

– У Айзека Азимова есть такой рассказ «Профессия». Люди получают знания путем перфокарт, но есть люди, которым эти карты не помогут. Их называют умалишенными и помещают в специальный приют. И только в конце становится понятно, что это гении, которым не нужны карты. Просто их так мало, что все остальные не должны себя считать ущербными.
– Я думаю, будут такие, кто с негодованием отвергнет бессмертие. Буддийский монах, раввин, старообрядец выберут смерть как купель Бога живого. Право умереть священно. Часть человечества, кто не захочет стать наносапиенсами, как много бы их ни было, постепенно умрет. Их не тронут. Ими будут любоваться как милыми зверушками.

В мире существуют несколько теорий. Первая: ты умираешь, после тебя ничего нет. Вторая: есть Бог, есть вечность, есть душа, твоя смерть ничего не значит. Бессмертие гарантированно Богом, и твоя задача своей жизнью определить, каким именно будет бессмертие. И третья теория, восточная: рука Господа запускается в купель смерти, достает твою душу, снова вдыхая в нее жизнь. Тебе остается только вспомнить самого себя, и тогда обретешь такие же знания о себе, как далай-лама.

Кстати, далай-лама к идеям трансгуманистов относится нормально. Он сказал, что если серьезный компьютер будет равен человеческому мозгу, то не важно, где будет существовать человеческая душа – в компьютере или в человеке. А Френсис Фукуяма, известный культуролог, считает, что идея трансгуманизма – самая страшная идея, созревшая у человечества, потому что она отменяет эволюцию, отменяет время. Бодрийяр, скончавшийся недавно, также был против вытеснения технологией смерти. Вытеснение смерти – это основная линия развития Западной цивилизации, но ведь смерть является необходимым условием существования человеческой цивилизации.

Если удастся собрать нанороботов, мельчайшие запрограммированные образования, и запустить в организм, они смогут легко пройти по всему вашему телу
Если удастся собрать нанороботов, мельчайшие запрограммированные образования, и запустить в организм, они смогут легко пройти по всему вашему телу

– А как вы сами относитесь к идее трансгуманизма?
– С опасением. И в тоже время не хочу зачеркивать. Веду себя как писатель. У меня есть герои, которые исповедуют эту идею, и те, кто отвергает. Я рассматриваю эту идею со всех сторон – окружая ее серьезной стеной сомнения, одновременно озаряя светом надежды.

Но вот в чем закавыка. Что произойдет, когда появятся реальные возможности продления жизни хотя бы на 200 лет? Появятся первые бессмертные. Это будет каста, которая не захочет, чтобы бессмертными стали все. Что они сделают? Они скроют факт своего бессмертия. Все процессы по развитию нанотехнологий будут заморожены. Верным признаком появления первых бессмертных будет полное исчезновения этой идеи из СМИ, высмеивание трансгуманистов на всех уровнях власти.

Вспомните, как впервые стало известно о разработке атомной бомбы. Молодой физик в 1939 году пишет письмо Сталину, что из всех доступных иностранных публикаций вдруг исчезло любое упоминание о делении атома. Он пишет: товарищ Сталин, это говорит о том, что наши враги приступили к созданию атомной бомбы. А через два месяца наши шпионы подтвердили этот факт. Поэтому первый знак: высмеивание трансгуманизма.

– Но тогда они будут вынуждены сделать вид, что умерли. Менять имя, передавать себе наследство.
– Совершенно верно. Будет ряд подставных смертей. Первые бессмертные начнут скрываться. Это будет очень напряженный момент в истории человечества. Но в итоге бессмертие все-таки шагнет к миллионам жаждущих. Сначала как резкое продление жизни, от 100 до 300 лет.

– Вы как писатель в книге на такую тему должны отстраненно представить равные позиции или все же настоять на своей точке зрения?
– Моя книга посвящена тревожным последствиям и страшным теням, встающим из этой золотой идеи. Я постмодернист, роман «Сгинь, курносая…» написан в духе черного юмора, в остросюжетном ключе, эдакий интеллектуальный триллер.

Как писатель, я должен помочь читателю разобраться и принять свое решение. Но равновесия в тексте не будет. Я на стороне тех, кто эту идею если не перечеркивает, то подвергает сильнейшему испытанию на прочность.

Когда я недавно выступал с рассказом о своей книге на литературоведческой конференции, пожилая часть публики была возмущена. Они впервые слышали про трансгуманизм. Смирившись со смертью, они взволнованно защищали существующий порядок. А молодежь легко писала прагматические записки: «Когда нужно замораживаться? Какие гарантии?» Мгновенно включившись, они были готовы рассмотреть замораживание на предмет выгоды приобретения.

– Был советский фильм «Бегство мистера Мак-Кинли». Герой заморозил себя на будущее. Его разморозили, дали по контракту денег, сигарет и подняли на лифте на поверхность земли. Но там ничего не было – пустыня после атомной войны.
– Я помню этот фильм. В финале герой проснулся, все оказалось сном. Но то, что происходит сейчас, не сон. Это реальность, и никто не знает, чем она закончится. На днях я получил приглашение в Государственную думу на обсуждение вопросов трансгуманизма. Это о многом говорит. Власть поняла роль нанотехнологий.

– Да уж. В кино замораживают, восстанавливают динозавров, воскрешают исторических личностей. Собрать все времена, всех людей в одну точку – это энтропия. Состояние перед новым большим взрывом.
– Мы уже в нем живем. Тринадцать лет назад был создан первый акт творения человеком помимо Творца, когда из 35 атомов ксенона создали молекулу. Испытаний и соблазнов человечеству не избежать. Я утверждаю это как писатель и как человек. Мы входим в эпоху конца света в его классическом понимании.

И последнее. Напомню вам, что первым идею «восстановления отцов из рассеянных атомов» высказал русский философ Николай Федоров. Сто лет назад эта идея показалась безумной, а сегодня видны контуры ее решения.

..............