Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
23 марта 2007, 13:10 • Культура

Они не пройдут!

Кино недели: «300 спартанцев» – комикс-блокбастер

Они не пройдут!
@ Warner Bros. Pictures

Tекст: Александр Фолин

Все знают, что в Древней Спарте слабых и некрасивых мальчиков бросали со скалы. Да и словосочетание «спартанские условия» имеет стойкую ассоциацию с аскетизмом на грани самоистязания. Зак Снайдер экранизировал графический роман «300», созданный автором «Города грехов» Фрэнком Миллером, который является яркой демонстрацией того, какими же были спартанцы. Во всем остальном исторической достоверностью там и не пахнет.

Впрочем, Миллер и не пытался ее блюсти. Более того, нарочитым образом ушел от реализма, чтобы никто даже подумать не мог, что это реконструкция легендарного сражения.

«300 спартанцев»

Творение Снайдера – зрелище с большой буквы. Да, здесь нет ничего, что заставляет думать, а мораль столь бесхитростна, что ради нее не стоило бы и затеваться

Куда более аутентичными были «300 спартанцев», поставленные в 1962 году Рудольфом Мате. Эта голливудская постановка, снятая на волне популярности жанра пеплум, значительно уступала по зрелищности «Спартаку» и «Клеопатре», но все равно произвела огромное впечатление на пятилетнего Фрэнка Миллера. Возможно, его покорили ура-патриотические настроения, которыми пронизан фильм. Хотя дело в нем происходит в Древней Спарте, там без труда можно было углядеть совсем не тонкие параллели с современными реалиями, в которых США вели холодную войну с СССР. Именно поэтому звучащие в картине слова о битве за свободу и независимость отзывались в сердце американца, словно речь шла вовсе не о событиях 25-вековой давности.

Став художником, Миллер создал графический роман «300», который был инспирирован фильмом Мате, но в нем сражались уже не Спарта и Персия, а силы света и тьмы, как черное и белое во всех его работах. После успеха «Города грехов», созданного Робертом Родригесом вместе с Миллером, продюсеры заинтересовались и «300». Эту работу отличает еще большая экспрессивность и потрясающий стиль, которые очень важно было как можно бережнее перенести на экран. Для этой задачи был привлечен Зак Снайдер, громко заявивший о себе «Рассветом мертвецов». И то, что ему удалось сделать, имеет все шансы превзойти по популярности даже «Город грехов».

Сюжет фильма переносит нас в 480 год до Рождества Христова. Огромная армия кровавого деспота, мечтающего о мировом господстве, персидского шаха Хашаяра (в фильме он фигурирует в греческой транскрипции – как Ксеркс) подошла к границам Греции. Для Ксеркса победа над Грецией была не только вопросом удовлетворения личных амбиций – это было делом чести, поскольку он мечтал отомстить за побежденного греками отца. Но в Фермопильском ущелье (в фильме по непонятным причинам оно фигурирует как Огненный проход) армия персов была остановлена 300 спартанскими воинами, готовыми погибнуть, защищая родину.

Зак Снайдер с такой дотошностью перенес на экран работу Миллера, словно он, как и Родригес, работал в паре с художником. Правда, у него к черному и белому примешиваются не только алые плащи спартанцев. Фильм сделал «300» цветным, но даже Миллер не стал спорить с тем, что он от этого только выиграл. Творение Снайдера – зрелище с большой буквы. Да, здесь нет ничего, что заставляет думать, а мораль столь бесхитростна, что ради нее не стоило бы и затеваться. «300 спартанцев» – это гимн красивым телам и совершенству современных технологий. Пафосные речи способны вывести из себя, как и совершенно нелепые монстры в армии персов, но не стоит забывать, что это всего лишь комикс. Это пир для глаз, равных которому практически нет.

«Последний король Шотландии»

Кадр из фильма «Последний король Шотландии»
Кадр из фильма «Последний король Шотландии»

1970 год. Шотландец Николас Гэрриган получает диплом врача и решает отправиться куда глаза глядят. Ткнув наугад в глобус, он определяет место – Уганда. В тот самый момент в этой африканской стране, только что избавившейся от колониального гнета, к власти пришел законно избранный президент – генерал Иди Амин. И так уж случилось, что пути Гэрригана и Амина пересеклись. Президенту Уганды понравился смелый и умный шотландский паренек, и он предлагает Николасу стать его личным врачом. Гэрригану нравятся пламенные речи Амина, он верит, что тот действительно хочет сделать свой народ счастливым. Постепенно Николас становится правой рукой президента. Но в какой-то момент он понимает, что Амин, подозревающий всех в измене, стал кровавым тираном.

Режиссер Кевин МакДональд экранизировал историю, которая действительно имела место. Амин, вошедший в историю как угандийский президент, за годы правления которого было истреблено свыше 300 тысяч человек, на самом деле в течение нескольких лет доверял только своему врачу и советнику шотландцу Николасу Гэрригану. Последнего сыграл шотландец Джеймс Мак-Эвой, ставший известным благодаря роли фавна Тумнуса в «Хрониках Нарнии» Эндрю Адамсона. Амина сыграл замечательный американский актер Форест Уитекер, совершенно заслуженно получивший за эту роль «Оскар» и «Золотой глобус».

Фильм местами невероятно жесток, так что особо впечатлительным его лучше не смотреть. Интересен он в первую очередь с исторической точки зрения. Ну и, конечно, из-за выдающихся актерских работ. Кстати, небольшую роль здесь сыграла бывшая Дана Скалли из «Секретных материалов» – Джиллиан Андерсон, которая не радовала поклонников своими появлениями на экране с 2000 года.

«Артур и минипуты»

Кадр из фильма «Артур и минипуты»
Кадр из фильма «Артур и минипуты»

Маленький Артур живет у бабушки, и его родители так заняты, что не приехали даже на его день рождения. Бабушке тоже несладко – на нее насели кредиторы, денег нет, а дом принадлежит ее бесследно исчезнувшему мужу Арчибальду. Бабушка продала уже все что могла, но это нисколько не улучшило ситуацию. Если через 48 часов не случится чудо, она останется без дома. Чудом может стать сокровище, которое Арчибальд спрятал где-то рядом. Артур отчаянно пытается найти ответ на вопрос, где это место. И вот, когда в доме воцарилась тьма, из-за того что им отключили электричество, к Артуру явились друзья деда, воины африканского племени, открывшие для мальчика путь в страну минипутов, маленьких смешных человечков, живущих в подземном мире. И так уж вышло, что им нужна помощь Артура, а ему – их.

«Артур и минипуты» – режиссерское творение Люка Бессона. Как он сам говорит, последнее. На эту картину, сочетающую в себе кино и анимацию, он потратил несколько лет жизни и 85 миллионов долларов, что сделало ее самым дорогим анимационным проектом в истории европейского кинематографа. Если во французской версии в озвучании приняла участие только одна звезда – певица Милен Фармер, то американская неожиданно привлекла внимание целой команды. Героев фильма озвучили Мадонна, Роберт Де Ниро, Дэвид Боуи, Харви Кейтель, Чаз Палминтерри, Эмилио Эстевес, Снуп Догг. Российской версии свои голоса подарили Нелли Уварова, Андрей Григорьев-Аполлонов и Тимати.

Конечно, все это совершенно неважно для основной аудитории «Артура и минипутов» – то есть детей. Зато им, несомненно, понравится увлекательная история. Правда, даже они могут заметить, что совсем недавно на экраны выходил почти в точности такой же по сюжету мультфильм «Гроза муравьев». Причем еще вопрос, какая из этих картин покажется им более интересной и хорошо нарисованной.

«300 спартанцев» (300)
Звезды – Джерард Батлер, Лена Хиди, Доминик Уэст, Дэвид Венам, Родриго Санторо
Жанр – кинокомикс
Про что – про царя Леонида и его воинов, остановивших многотысячную армию персидского тирана Ксеркса.

«Последний король Шотландии» (The Last King of Scotland)
Звезды – Форест Уитекер, Джеймс Мак-Эвой, Керри Вашингтон, Джиллиан Андерсон
Жанр – драма
Про что – про шотландского врача, отправившегося в Уганду, где к власти пришел новый президент – генерал Иди Амин.

«Артур и минипуты» (Arthur et les Minimoys)
Звезды – Миа Фэрроу
Жанр – фэнтези, анимация
Про что – про маленького мальчика, ставшего совсем крошечным и отправившегося в сказочную страну минипутов.

..............