Взгляд
23 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 14:53  |  vz.ru
Разделы

Как Красная армия придумала ответ немецким «Тиграм»

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Танки Т-34, в число которых входили и десятки тысяч Т-34/85, стали самыми массовыми в мире. После Великой Отечественной «тридцатьчетверки» еще зажгли в Корее, Шестидневной войне на Ближнем Востоке, побывали на вооружении десятков стран. Подробности...

Прокурор, сын террористов

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Чтобы понять, кто сегодня правит Америкой, достаточно крохотного штриха. Например, знаете ли вы, что за человек занимает сегодня должность окружного прокурора Сан-Франциско? Он – бывший переводчик Уго Чавеса, но это далеко не самое интересное. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Мира с Западом у нас нет и не будет

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Сознание тяготеет к цельности восприятия. Враг должен быть глупым, уродливым, бездарным, таким, что даже и непонятно, как он вообще состоялся в качестве врага. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия предупредила Запад о последствиях провокаций в Донбассе

    Главная тема


    Правда о Крыме вызвала истерику в Германии

    «разжигания раскола»


    США присоединились к заявлению Британии о якобы планах России установить на Украине лояльное правительство

    «мы вновь страдаем»


    Кулеба предупредил Германию о многолетней обиде украинцев из-за отказа поставлять оружие

    «много головной боли»


    В США призвали Польшу и Литву «нейтрализовать» военный фактор Калининграда

    Видео

    угроза байдена


    Как россиянам защититься от запрета долларовых операций

    переговоры о гарантиях


    Чем Россия еще может давить на США

    грандиозный провал


    Демократы взбунтовались против Байдена

    Бывший президент Украины


    Американцы спасли Порошенко от «сталинщины»

    под угрозой закрытия


    Цены на газ убивают украинскую экономику

    романтик средневековья


    Иван Иванюшкин: Подвиг Флоренского защитил нас всех

    тотальный кризис


    Олег Степанов: От глобализации пора переходить к глокализации

    нет войне


    Игорь Караулов: Запретите депутатам играть в танчики

    на ваш взгляд


    Добьется ли Россия на переговорах уступок со стороны НАТО?

    Как Ахиллес зарезал Зевса

    Дэн Симмонс
       25 февраля 2007, 12:16
    Фото: rusf.ru
    Текст: Роман Арбитман

    В конце позапрошлого года издательство «АСТ» опубликовало роман «Илион» – первый из новой дилогии Симмонса, а в начале 2007-го там же увидел свет заключительный том – «Олимп»: на сотню страниц больше предыдущего и на порядок запутанней. Действие происходит в далеком будущем, но вроде бы и в прошлом. На Земле, но как бы и на Марсе. В одном измерении, но типа и в нескольких.

    «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...» Стоп, стоп! Согласно версии фантаста Дэна Симмонса, тут с самого начала все неправда. Во-первых, Ахиллес вовсе не Пелеев сын. Во-вторых, население Олимпа – вовсе не боги, а модифицированные люди. Да и вообще Трою ахейцы осаждают совсем не так, как у Гомера...

    Автор и прежде обожал лавировать между жанрами и жонглировать литературными сущностями, но здесь перешел все границы. Одновременно с персонажами Гомера в романе уживаются персонажи «Бури» Шекспира. А также роботы, полудохлые постземляне, неантропоморфные инопланетяне, профессор филологии Том Хокенберри. А еще и Вечный жид в женском обличии.

    Телепортация, чудовища вида ужасного, невразумительные стычки всех со всеми, кровь, кишки богов и людей, дюжина параллельных сюжетов – порою шизофренического свойства. Едва ли не впервые российский читатель всерьез усомнился в писательской квалификации Симмонса. А ведь так все хорошо начиналось...

    Восход «Гипериона»

    Телепортация, чудовища, стычки всех со всеми, кровь, кишки богов и людей, дюжина параллельных сюжетов - порою шизофренического свойства

    В жанре «твердой» научной фантастики Симмонс, кажется, добился своего: его «Гиперион» (1989), признанный критиками лучшим англоязычным НФ-романом конца столетия, собрал максимум авторитетных премий и утвердил автора на фантастическом олимпе. Русскоязычная публика также высоко оценила это произведение, созданное на стыке нескольких жанров (философская НФ, роман-расследование, «роман большой дороги», боевик, притча и др.).

    История фантастического паломничества нескольких очень разных персонажей (священника, дипломата, военного, частного детектива, ученого, поэта, капитана космического корабля) к гробнице злобного божества Шрайка была рассказана с блеском, редким для сегодняшней НФ. Романы-сиквелы («Падение Гипериона», «Эндимион», «Восход Эндимиона») удались меньше: высота была взята, дальнейшее обустройство пьедестала писателю было не столь интересно.

    «Гиперион» еще не собрал всех положенных ему наград, а Симмонс уже вплотную занимался жанром фэнтези. Ранее им уже была написана сложная «многоходовая» книга «Песня Кали», затем последовали романы «Утеха падали» и «Дети ночи» – романы, где мрачный мистический сюжет шел бок о бок с сюжетом детективным.

    Особенно хороша была «Утеха падали» (на русском книга также издавалась под названием «Темная игра смерти»). Как пишет Publisher's Weekly, это «эпопея, основанная на смеси разнообразных жанров – ужасы, научная фантастика, политический триллер, голливудский роман... В центре повествования – немногочисленные «вампиры ума», способные подчинять других людей своей воле, читать их мысли, воспринимать ощущения через их органы чувств. Безмерно могущественные, эти вампиры используют других, зачастую самым кровавым способом...»

    Лукьяненко отдыхает.

    «Хитрое» и прочие дела

    Роман Дэна Симмонса «Колокол по Хэму»
    Роман Дэна Симмонса «Колокол по Хэму»
    Новой, необычной жанровой амальгамой стал его роман «Хитрое дело» (в русском переводе – «Колокол по Хэму»). Здесь автор соединил жанр байопика с напряженным шпионским детективом, дофантазировав некоторые эпизоды из жизни Эрнеста Хемингуэя. Замечательно убедив читателя в том, что полуопереточные эскапады писателя на яхте «Пилар» в годы Второй мировой действительно были важным элементом состязания ведомств Гувера и Гиммлера...

    Впрочем, и «Хитрое дело» вовсе не стало для Дэна Симмонса отправной точкой для дальнейших экспериментов в детективно-альтернативном жанре. В начале столетия автор отметился в жанре остросюжетного и динамичного триллера, без примесей фантастики («Бритва Дарвина», «Неглубокая могила», «Отмороженный» – два последних варианта названий оставим на совести «Эксмо»).

    Главный герой «Бритвы Дарвина», Дар, – человек необычной профессии: бывший ветеран Вьетнама, а ныне почтенный доктор физических наук. Дар расследует самые заковыристые случаи дорожно-транспортных происшествий, определяя причину аварии, степень виновности ее участников и наличие либо отсутствие так называемых страховых случаев.

    Случайно он оказывается на пути русской мафии, состоящей из бывших боевиков КГБ – людей с «плохими зубами с отвратительными железными коронками»... Впрочем, наиболее любопытные и увлекательные эпизоды книги – это описание экспресс-расследований, в результате которых читатель может прийти к грустному выводу о том, что немалая часть ДТП со смертельным исходом является результатом самонадеянности либо откровенной глупости их участников.

    Главный персонаж двух других триллеров Симмонса, Джо Курц, тоже вышел из голливудской шинели, но в сюжетах, по счастью, дело обходится без русских громил. Роману «Неглубокая могила» (в оригинале – «Hardcase») предпослано посвящение «Ричарду Старку, который иногда пишет под нелепым псевдонимом Дональд Уэстлейк». Иронию оценит тот, кто вспомнит, что именно Уэстлейк под именем Ричарда Старка написал множество зубодробительных романов.

    Симмонс решил поработать в том же «крутом», «жестком» жанре – недаром словечко hard присутствовало в оригинальном названии и следующего его романа – «Hard Freeze». Оговоримся сразу: в этом жанре писатель пока не достиг подлинных вершин и не сравнялся с современными классиками триллера (будь то Хэммет, Чейз или Чэндлер). Однако детективные романы его, без сомнения, продемонстрировали высокий профессионализм автора...

    Божественное мочилово

    Роман Дэна Симмонса «Илион»
    Роман Дэна Симмонса «Илион»
    И вот теперь «Илион» и «Олимп» – попытка Симмонса доказать публике, что и в жанре «полифонической» фантастики он по-прежнему первый парень на деревне. Зря он это затеял.

    Как и в «Гиперионе» (где властвовал Китс), повествование замешено на литературных источниках. Помимо названных Гомера с Шекспиром тут переночевала толпа классиков, включая Вергилия, Гесиода, Пруста и даже Солженицына (армия неантропоморфных иванов денисовичей, зэка сумасбродного Просперо, в одном из эпизодов поможет выжить одному из множества героев).

    Симмонс старается объять необъятное: судьбы человечества и судьбы классических литературных текстов, перспективы цивилизации и проблемы бессмертия, еврейский вопрос и исламский терроризм. Все промелькнуло перед нами, все побывало тут.

    При каждом удобном случае персонажи, отягощенные большим знанием, читают лекции персонажам, у которых знаний поменьше. Неудивительно, что во всей эпопее более-менее живыми персонажами оказались два кибернетических создания, давным-давно отправленные землянами на Ио и Европу и вернувшиеся, когда на Земле стало совсем худо...

    Больше всего страниц дилогии отдано, как и следует из названия, событиям по мотивам эпоса слепого аэда. И поскольку среди ахейцев, троянцев и олимпийских богов шныряет пронырливый профессор филологии, гомеровский сюжет скоро становится жертвой апгрейда.

    Ахейцы объединятся с троянцами и с роботами, чтобы свергнуть олимпийцев, потом олимпийцы нанесут ответный квантовый удар, а под конец Ахиллес, вернувшись из экспедиции в Тартар, зарежет Зевса (одна из наиболее натуралистических сцен в романе) и, подхватив возлюбленную амазонку, попилит куда-то вдаль.

    Зачем весь этот литконструктор? Аид его знает зачем! Алхимический марьяж всего со всем делает вопрос бессмысленным. Так захотелось автору. Карта легла. Вожжа под хвост попала. Раззуделось плечо.

    Читатель, кстати, толком не поймет, какого рожна избранные постлюди превратились в древнегреческих богов и для чего затеяли всю эту мясорубку.

    Стиль эпопеи – отдельная печаль. «Между тем вокруг потемнело, как в заднице... Острые стрелы печали втыкались изнутри в глазные яблоки... В мире начинается полный беспредел» (последняя фраза, между прочим, принадлежит Просперо). Не знаю, насколько точно сие соответствует оригиналу Симмонса, но все равно спасибо переводчице Ю. Моисеенко – в любом случае она слепила из того, что было...

    Поставим многоточие. Да, второй раз в реку эпической НФ Симмонсу войти не удалось. Но нескончаемый протеизм автора позволяет надеяться, что теперь-то, отдохнув от греков-богов-роботов, Симмонс возьмет «в разработку» какой-нибудь новый, еще неизведанный им жанр. И добьется в нем успеха. Например, свергнет с олимпа Даниэлу Стил, Людмилу Улицкую или Дарью Донцову.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •