Андрей Перла Андрей Перла Каждый эмигрант виновен в преступлении перед Родиной

Эмиграция живет тем, что убеждает себя – она сделала правильный выбор. Родина – очень плохая. Значит, эмигрант одним фактом своей эмиграции уже сработал на врага.

19 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

0 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

23 комментария
22 февраля 2007, 21:55 • Культура

Так говорит председатель

Так говорит председатель
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Илья Овчинников

Музыкальных событий в столице происходит великое множество. Из наиболее интересных и значимых, грядущих в ближайшие две недели, мы составили хит-парад, поставив на первое место самое интересное. Праздничный концерт Анны Нетребко, фестиваль «Виртуозы гитары», новое сочинение Леонида Десятникова, Московская биеннале современного искусства и многое другое тоже попали в наш рейтинг событий академической музыки.

1 Что общего у Никсона с Гамлетом

Дирижеру Владимиру Юровскому всего 34, однако к этому возрасту он успел многое: дирижировал в «Метрополитен-опера», возглавил Глайндборнский оперный фестиваль в Англии, стал главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического и Российского национального оркестров.

С момента первого московского выступления Юровского было ясно, что его концерты пропускать нельзя: маэстро демонстрирует редкий для Москвы уровень дирижерской работы, а в его программах всегда встречаются изысканные раритеты.

За прошедшие годы здесь под управлением Юровского звучали и «Танцы председателя» из оперы Адамса «Никсон в Китае», и «Постлюдия» Сильвестрова, и редкие сочинения Пярта и Цемлинского; даже столетие Шостаковича Юровский отметил по-своему, предложив московской публике не симфонические хиты, а музыку к спектаклю «Гамлет» и два вокальных цикла.

25 февраля в зале имени Чайковского – едва ли не первый столичный концерт Юровского, в программе которого самая что ни на есть классика. Российский национальный оркестр представит поэму Штрауса «Так говорил Заратустра», а в исполнении Элен Гримо прозвучит Первый фортепианный концерт Брамса.

2 Розенталь возвращается

Говоря о Нетребко, часто употребляют слова «гламур» и «пиар», однако всемирный успех певицы – результат не только мощной рекламной кампании, но и плод ее исключительных вокальных, артистических и внешних данных

Когда-то фестиваль камерной музыки «Возвращение» был сугубо цеховым мероприятием «для своих», однако за десять лет вокруг него сформировалось поколение серьезных артистов, которые играют все более важную роль в музыкальной жизни Москвы.

Пока в зале Чайковского будет грохотать Штраус, в Малом зале консерватории 25 февраля можно послушать камерную музыку высочайшей пробы. На сцену выйдут основатели «Возвращения» скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, к которым присоединятся их друзья и постоянные партнеры виолончелист Борис Андрианов, кларнетист Игорь Федоров и другие.

В программе – квартет Моцарта для гобоя и струнных, квинтет Прокофьева, ничуть не похожий на другие его сочинения, концерт Баха для скрипки и гобоя, а также «Возвращение» Леонида Десятникова (автора оперы «Дети Розенталя»), недавно написанное специально к десятилетию фестиваля.

Если же в этот вечер вам не захочется идти ни на Юровского, ни на «возвращенцев», можно послушать Наталию Гутман и Элисо Вирсаладзе в Большом зале консерватории либо оркестр Pratum Integrum в Доме музыки с сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха.

3 Война и мир без гламура

8 марта с Большим симфоническим оркестром Нетребко представит вечер арий и сцен из опер
8 марта с Большим симфоническим оркестром Нетребко представит вечер арий и сцен из опер

Международный женский день будет отмечен московским концертом Анны Нетребко в Большом зале консерватории.

Говоря об искусстве Нетребко, часто употребляют слова «гламур» и «пиар», однако всемирный успех певицы – настолько же результат мощной рекламной кампании, насколько и плод ее исключительных вокальных, артистических и внешних данных.

8 марта с Большим симфоническим оркестром Нетребко представит вечер арий и сцен из опер. Вместе с ней на сцену выйдут Екатерина Семенчук – еще одна восходящая звезда из Мариинки – и менее известный у нас баритон Ильдебрандо д'Арканджело; минувшим летом на Зальцбургском фестивале, посвященном 250-летию Моцарта, он исполнял ключевые партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Обязательно прозвучит и ария Фигаро, и дуэт Наташи и Сони из «Войны и мира» Прокофьева, и знаменитая «Хабанера» Бизе, и многие другие страницы оперной классики; высочайший уровень исполнения на время поможет забыть о том, что избранные арии из опер – жанр до некоторой степени ущербный.

Далеко не каждый артист способен удерживать внимание слушателей в течение целого вечера. Один из немногих музыкантов, которые великолепно умеют с первой же минуты расположить к себе даже неподготовленную публику, – пианист Алексей Любимов.

26 февраля в Рахманиновском зале консерватории – продолжение его абонемента с интригующим названием «Стереоскопическая хронография». В первой программе цикла Любимов представлял сочинения Карла Филиппа Эммануила Баха, с легкостью чередуя такие разные клавишные инструменты, как молоточковый клавир, тафель-клавир, клавикорды, клавесин и орган позитив.

На этот раз инструмент только один – фортепиано, зато композиторы прозвучат самые разнообразные: от Шуберта, Шопена, Глинки и Листа до наших современников Сильвестрова и Мансуряна.

Можно не сомневаться в том, что в подборе сочинений не будет ни малейшей случайности: в составленной Любимовым композиции эпохи обнаружат массу связей друг между другом, и Сильвестров окажется близок Шопену, а Дебюсси – Глинке.

4 Особенности немецкой артикуляции

Альтернатива – пойти в этот же вечер в Большой зал консерватории, где Александр Рудин сыграет виолончельные концерты Шумана и Дворжака
Альтернатива – пойти в этот же вечер в Большой зал консерватории, где Александр Рудин сыграет виолончельные концерты Шумана и Дворжака

Важнейшее событие московской музыкальной весны стартует в последний зимний день. 28 февраля в Камерном зале Дома музыки начинается Московская биеннале современных исполнительских искусств: в ее программе – концерты, кинопоказы с музыкой, вечера современного танца и многое другое.

Форум открывает концерт ансамбля «Новые солисты Штутгарта» (Германия), ведущего коллектива среди исполнителей современной вокальной музыки; артисты постоянно ищут новые звуковые эффекты, принципы артикуляции и приемы вокальной техники.

С момента создания в 1984 году ансамбль представил десятки премьер новых сочинений. Все номера московской программы – также российские премьеры; вокальные произведения Каролы Букхольд, Жоржа Апергиса, Сальваторе Шиаррино и других – удивительная музыка, непохожая на ту, которую мы слушаем ежедневно.

Альтернатива – пойти в этот же вечер в Большой зал консерватории, где Александр Рудин сыграет виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Интрига вечера – в том, что Дворжак будет представлен двумя концертами; если один из них известен любому и является хрестоматийным, то второго в нашей стране не слышал практически никто.

Еще одно крупное мероприятие, которое займет практически весь март, – Второй Международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Первый состоялся в прошлом году и лишний раз доказал, что гитара лишь по недоразумению не считается таким же благородным инструментом, как скрипка, виолончель или фортепиано.

В пяти программах фестиваля выступят выдающиеся исполнители всего мира, которые представят широчайшую панораму гитарной музыки. Форум открывается 8 марта в зале Чайковского; на сцену выйдут Кристиан Грубер и Петер Маклар – дуэт, с успехом выступающий в мире уже более двадцати лет.

Музыканты докажут, что гитара настолько же необходима в академической музыке, насколько без нее немыслимы вечер авторской песни или рок-концерт.

..............