Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
18 февраля 2007, 15:41 • Культура

Мистерии пубертата

Мистерии пубертата

Tекст: Максим Шульц

Так получилось, что все три выставки этой недели так или иначе связаны с взрослением. Они совсем разные, эти выставки, что, впрочем, не мешает подметить некоторые забавные, хотя и свойственные подобным проектам нюансы. Темы, связанные со становлением личности, и прочие сюжеты эпохи пубертата не дают покоя художникам – ни отечественным, ни зарубежным. Ну просто Пруст какой-то.

Концепция фото- и видеоработ немки Сюзанны Винтерлинг, представленных в рамках выставки «Говорят, что будущее бесценно», состоит в том, чтобы показать всю прелесть периода взросления.

Характерно, что означенный период демонстрируется с точки зрения человека, давно его пережившего и забывшего, что помимо внутренней концентрации и увлеченности взрослеющий человек испытывает ощущение глубочайшей неопределенности и даже неприкаянности, сталкивается с непониманием и одиночеством.

Не стану оспаривать тот факт, что именно в этот период наиболее легко верится в то, что все возможно и достижимо, – действительно, ребенок еще не успел скопить достаточно доказательств обратному. Но это – дело времени. Возможно, с этой позиции покажутся еще более значимыми урванные немецким фотографом, лауреатом множества премий, минутки мечтательной задумчивости и чуть горделивых улыбок.

На «Улице ОГИ» наконец настал праздник

Возникают картины километровых пробок на МКАДе, очередей в супермаркетах и перед ресторанами с японской кухней, ну и так далее

Галерея «Улица ОГИ» вновь – после долгого перерыва – открывает свои двери. В качестве затравки выбран проект «Ура дезертиру», что очень актуально в свете назначения нового министра обороны. Работы четырех молодых художников призваны демонстрировать познание себя, обретение собственного лица, а также указывать на бездны опасностей, подстерегающих человека в развитии. То же взросление, только проиллюстрированное куда более жестко. Самоопределение происходит тут через противопоставление человека окружающей действительности или другому человеку.

Но на этом художники не остановились. Возможно, я ошибаюсь, но словосочетание «окружающая действительность» в наше время всегда имеет какой-то изначально негативный оттенок – возникают картины километровых пробок на МКАДе, очередей в супермаркетах и перед ресторанами с японской кухней, ну и так далее. Так вот, представители Студии media искусств не удержались от критики окружающей действительности, позиционируя в том духе, что реальность, за которую человек хочет иногда ухватиться и к максимально полному пониманию которой стремится, находится в состоянии распада. Те или иные безобразные подробности прилагаются.

Также никак нельзя было обойти стороной сугубо гендерную проблематику. Помимо проблемы зависимости от понятного рода влечения указана также проблема зависимости от сексуальной монополии полов. Вообще создается и старательно поддерживается впечатление, что каждое новое поколение (и это касается не только художников), демонстративно отвергая опыт предшествующего поколения, ищет свои ключи к волшебной двери, свой собственный «сезам, откройся». То, что в конце пути ничего нового не ждет, – не важно. Важен процесс. Ну и новые формулировки всем известных истин, конечно.

Епифанцев – наследник менад

Фотоколлаж Сюзанны Винтерлинг
Фотоколлаж Сюзанны Винтерлинг
Второй фестиваль мистериального искусства мегаполиса носит скромное название «Под сенью небесного леса» (против «Кровотечения весны» в 1997 – действительно, очень скромно) и посвящается Году ребенка. Объединяющим звеном всего фестиваля должно, по замыслу участников, стать стремление к целостности существования, при котором художественное творчество, духовная практика и повседневная жизнь слиты воедино.

Нечто весьма общее, размытое, но объединяющее в данном случае необходимо – помимо работ шестнадцати различных авторов в программу фестиваля входит довольно длинный список акций, перфомансов, поэзоконцертов и действ.

Мистериальное искусство с перфомансами, да еще и под сенью небесного леса приводит меня в легкий трепет: так, знаете ли, живо представляется наряженный пифией Владимир Епифанцев, восседающий на треножнике и жующий листья лаврового дерева, запивая их священной водой – лавр содержит цианид калия, обладающий наркотическим действием. Когда-то давно в Греции жрицы богини Дафны, менады, жевали эти листья и устраивали кровавые оргии. Поэтому мистерии обеспечены.

..............