Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
27 ноября 2007, 09:09 • Культура

Уколоться и забыться

Неожиданный фильм о наркомании

Уколоться и забыться
@ film.ru

Tекст: Диляра Тасбулатова

«Ласточки прилетели» – забавное название для фильма о наркомане, который пытается перебороть свою пагубную страсть, для повествования о человеке раздвоенном, мечущемся, о человеке декаданса, ведущем двойную жизнь.

Еще интереснее то обстоятельство, что действие этой довольно мрачной картины происходит на окраинах бывшей империи, в городе Владикавказе, чей образ навеки запечатлелся в советском сознании как образ вечно солнечного, радостного, упоительного местечка, где свили себе гнездо лирические персонажи, чем-то напоминающие Гию из грузинского «Певчего дрозда».

Наркомания потребления

Наркомания – идеальный образ общества потребления: точно так же можно подсадить себя на иглу без конца пополняемого банковского счета...

Ан нет, никакого лиризма, и главный герой, университетский педагог, читает студентам не «гармоничного» Пушкина, а безумного Бодлера.

Вместо «этнических» родственников с их народной мудростью и незатейливым юмором – наркоманский сквот, чудовища, порожденные сном разума…

И так далее и тому подобное.

Еще неожиданнее стал визит самого автора на премьеру картины: Аслан Галазов, утонченный европейский интеллигент, все время говорил об обществе потребления и о наркомании как идеальном образе этого потребления: точно так же, сказал он, можно подсадить себя на иглу накопительства, благополучия, без конца пополняемого банковского счета…

То есть, господа хорошие, червь сомнения и внутренней дисгармонии уже посетил и места отдаленные: экзистенциальный ужас испытывают не только обитатели Тверской и Невского, втайне надеющиеся, что где-то есть земля обетованная.

Как свидетельствует Галазов, 40-летний режиссер из Осетии, таких мест на земле не осталось. Коль скоро его родной Владикавказ, днем орошаемый фонтанами, над которыми кружатся стрижи и те самые ласточки, что прилетят в финале картины, и оглашаемый детским лепетом, ночью становится страшным прибежищем Зла и его присных, его Цветов.

Внутренний монолог Учителя

Всю первую часть фильма (слегка, надо сказать, затянутую и снабженную слишком литературным текстом – внутренним монологом учителя) главный герой, мучимый ломкой, шляется по городу в поисках дозы.

Пик повествования наступает тогда, когда ему наконец удается уколоться – чтобы во второй части фильма попасть в настоящее Зазеркалье, ночной поход с дружками-наркоманами по окрестностям города.

Это странное путешествие и есть самое важное в этой неровной, но очень талантливой картине. Как будто открывается таинственная бездна, бездонный колодец, другая жизнь, жизнь после жизни, как в джармушевском «Мертвеце».

Как будто духи зла смотрят из перевернутой чаши мира на дневных эльфов и посмеиваются над ними. Эта дорога в никуда, в смертельное ничто, в небытие, и есть главное приобретение этой картины, далекой от социального морализаторства и сиюминутных задач борьбы с социальным злом.

Интересно, что в главной роли несчастного преподавателя литературы снимался… преподаватель литературы Владикавказского университета Ирлан Хугаев.

Зеркало не льстит

Он же и написал сценарий, после чего ему посыпались сочувственные отклики: дескать, мы понимаем, как вам было тяжело преодолеть свой недуг.

Между тем господин Хугаев никоим образом не списывал своего героя с себя – скорее с самого Бодлера, только вместо абсента он употребляет героин, зато вполне совпадает с ним по части ненависти к буржуазному миру, лишенному всякого смысла и красоты.

Как ни странно, но именно наркоман – правда, в отличие от своих дружков-маргиналов, обремененный совестью, – становится мерилом всего человеческого.

Именно он, а не цветы жизни, студенты-подростки, до которых он пытается достучаться, цитируя им страшные и одновременно прекрасные стихи, чувствует сердцевину жизни.

У студентов же – пустые глаза, между ними и культурой уже выросла пропасть. А свято место, как известно, пусто не бывает: на этом самом месте всегда могут поселиться бесы.

Недаром в самом начале картины мы слышим внутренний голос героя, который с мучением сетует, что между ним и Богом опять встает дьявол, несущий на кончике иглы избавление от земной юдоли.

Уколоться и забыться, как с разной степенью вовлечения делаем мы все – карьеристы и демагоги, наркоманы и трудоголики, моралисты и имморалисты.

..............