Взгляд
3 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 00:12  |  vz.ru
Разделы

Люди стали хуже понимать юмор

Сергей Лукьяненко
Сергей Лукьяненко, писатель
Вообще-то потеря чувства юмора – признак отмирания тонких структур головного мозга и упрощения сознания. Можно было бы списать на ковид, но началось раньше. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Как России принудить НАТО к миру

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Даже если сейчас Запад отвергнет российскую инициативу «с порога», предстоящие переговоры неизбежны, они займут долгие годы и будут перемежаться моментами колоссальной военной напряженности. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Охота в том числе и про гуманизм

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Гуманные и зеленые экологи не знают или не хотят знать, что охотники, кроме всего прочего, регулируют численность опасных зверей, не давая им расплодиться до такой степени, когда они угрожают жителям селений и даже больших городов. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В МИД ЛНР заявили об отсутствии признаков подготовки Украиной наступления на Донбасс

    Главная тема


    Угольные короли ответят за смерть шахтеров

    представительство Тайваня


    Китай вычеркнул Литву из своих таможенных систем

    кризис неплатежей


    Молдавии предрекли новые проблемы с погашением долга «Газпрому»

    солдаты на переводой


    Оставшиеся без еды солдаты ВСУ начали воровать скот у жителей Донбасса

    Видео

    референдум 1991 года


    Украинская независимость построена на тотальном обмане

    экспорт будущего


    Россия обойдется без Украины в поставках водорода в Европу

    товары со скидками


    «Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

    «Белый лебедь»


    Россия получит ядерное преимущество над НАТО

    ноты Баха


    Наглость украинского посла поможет России

    афганский наркотрафик


    Россия и Китай теснят Британию в Горном Бадахшане

    травма, а не правда


    Алексей Алешковский: Как либералам и патриотам найти путь друг к другу

    работа гениев


    Игорь Мальцев: Как Beatles писали свои песни

    на ваш взгляд


    Как вы отнесетесь к идее Лукашенко разместить российское ядерное оружие в Белоруссии?

    Пелевин. Сорок пять. 22.11

    Жизнь и судьба Пелевина с трудом поддаются мифологизациии
       22 ноября 2007, 11:24
    Фото: pelevin.nov.ru
    Текст: Олег Рогов

    Начиная от первых его публикаций до последних романов много что было. И пылкая любовь публики, и попытка – на какое-то время вполне удавшаяся – выстроить четкий имидж автора, который не появляется на тусовках и не дает интервью. Что любопытно, этому имиджу не мешали время от времени появляющиеся интервью и некоторая публичная активность. Дело дошло до того, что многие всерьез сомневались в физической реальности Пелевина, принимая его за очередной «проект».

    Жизнь и судьба Пелевина с трудом поддаются мифологизациии. С отличием оконченный Московский энергетический институт, карьера инженера в перспективе, работа над проектом электропривода для городского транспорта…

    В 1988 Пелевин (так и хочется сказать: «будущий Пелевин») поступает в Литературный институт и практически одновременно обнаруживает, что специальное литературное образование ему не нужно.

    Его жизнь в искусстве

    Многие всерьез сомневались в физической реальности Пелевина, принимая его за очередной «проект

    Культовые для любящих фантастику журналы «Искатель», «Химия и жизнь», «Наука и религия» на заре 1990-х публикуют рассказы и повести Пелевина «Затворник и Шестипалый» (пронзительный рассказ о метафизических экспериментах двух личностей, оказавшихся в конце курицами с бройлерного комбината имени Луначарского), «Принц Госплана» (заря эпохи компьютерных игр на рабочем месте) и другие.

    Рассказы эти сложатся в два сборника, один из них, «Синий фонарь», получит в 1993 Малую Букеровскую премию.

    Первая повесть – «Омон Ра», по словам самого автора, «о внутреннем космосе советского человека». «С точки зрения внутреннего пространства личности весь советский проект был космическим, но был ли советский космос достижением – большой вопрос». Злая антиутопия подробно препарирует как сознание, так и подсознание современника и соотечественника.

    Повесть «Жизнь насекомых» трактует мух, комаров и гусениц как одинаково с людьми ценных (или неценных) для мироздания. Герои живут, любят, погибают, и лишь постепенно читатель понимает, что герои – насекомые.

    Альтернативная история «совка» привлекает Пелевина снова и снова: Сталин, оказывается, один из семи двойников, живая шахматная фигурка, его трубка – секретное оружие нездешней силы («Реконструктор»); уборщица общественного туалета Вера Павловна, после смерти сосланная в роман Чернышевского за «солипсизм третьей стадии», вызывает перестройку в России своими мистическими упражнениями, а Ленин предстает древним могущественным демоном («Хрустальный мир»). Советские реалии в контексте оккультно-магического мировосприятия – фирменный стиль прозы Пелевина.

    Читатель с удивлением обнаруживает, что обыденность, в которой он существует, пронизана тончайшими и неизбежными силовыми линиями запредельного.

    Но вместо эзотерической серьезности Пелевин предлагает нам карнавальный аспект этого взаимопроникновения, когда реальности врезаются друг в друга, как колоды карт. В чьих руках эти колоды, во что мы играем и каковы ставки – эти вопросы подразумеваются, но ответ на них – за читателем.

    Молодой классик

    Сон как метафора жизни, ее иллюзорности (вселенная – сновидение Брахмы), пустоты использован как прием в первом романе Пелевина «Чапаев и Пустота», сделавшем автора оглушительно знаменитым. Красиво выстроенное до последней точки после даты произведение пришлось настолько, что называется, «в масть», возможно, еще и потому, что рисует поколение, которое «готовилось жить при одной общественной формации, а пришлось ему существовать в другой».

    Причем в двух временных пространствах: в четных главах действие происходит в 1918-м, там действуют Чапаев (великий мистик), Котовский и даже Фурманов; в нечетных герои заперты в психушке начала 1990-х. Объединяет две эти «реальности» Петр Пустота, поэт-декадент начала века, он же пациент доктора Тимура Тимуровича.

    Роман «Дженерейшн Пи» позиционирует Пелевина уже не только как некоего Учителя, но и как идеолога: это попытка проанализировать жизнь России при переходе из позднеельцинской в раннепутинскую эпоху.

    Рассуждения об «оральном и анальном вау-факторе» не способен забыть ни один прочитавший роман. В последующих произведениях Пелевина тенденция к анализу нарастает: в «Священной книге оборотня» герои напрямую излагают свои позиции, а «Ампир В» содержит многостраничные рассуждения о гламуре и дискурсе – «двух столпах современной культуры».

    Пелевин вдребезги разбил один очень мощный стереотип, долгие десятилетия – или столетия? – довлевший над читательским миром и, само собой, сформированный определенного рода критикой. Речь идет о так называемом отражении времени.

    Почему-то считалось, что искомое отражение может быть воплощено исключительно средствами и приемами сугубо реалистической прозы. Это сейчас мы уже можем удивляться фантомности этого стереотипа, а до Пелевина такое утверждение было непререкаемым и бесспорным.

    Во многом такое представление шло, конечно, от афористического высказывания Стендаля, что роман – это зеркало, с которым писатель идет по дороге. Реалисты таскали по большакам трюмо, юмористы пускали зайчиков по бульварам, дамская проза ограничивалась зеркальной пудреницей, модернисты предпочитали отражение в отражении, постмодерн пялился на зеркальные витрины.

    Зеркало, с которым бродит Пелевин, сродни направлению в фотографии, когда снимок делается, не глядя на дисплей или в видоискатель, рука с аппаратом выкидывается в произвольном направлении и палец нажимает на спуск. Что получилось – всегда загадка для фотографа. Но на эти снимки попадают детали, которые ускользнули бы при обычной художественной фотосъемке.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •