Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
19 ноября 2007, 20:24 • Культура

Радио «Тишина»

Радио «Культура» не закрывают

Радио «Тишина»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Борис Лифановский

В начале октября газета ВЗГЛЯД опубликовала интервью с руководителем дирекции ВГТРК по радиовещанию Сергеем Архиповым. Г-н Архипов не новичок: когда-то он основал «Русскую медиагруппу» (в нее, в частности, входили такие радиостанции, как «Русское радио», «Русская служба новостей», Радио «Монте-Карло», «D FM», «Максимум», «Хит ФМ») и в течение длительного времени являлся президентом этой компании. Однако в апреле 2007 года Сергей Архипов покинул свое детище и начал работать на государство.

Интервью газете ВЗГЛЯД в основном было посвящено стратегическим планам дирекции по радиовещанию, которые разбирались на примере радиостанции «Маяк FM» и, отчасти, «Радио России».

Однако в ходе разговора Сергей Архипов неожиданно обмолвился и о судьбе радиостанции «Культура», которая также входит в ВГТРК и, таким образом, находится в его непосредственном ведении: «На той частоте, где вещает радио «Культура», мы, скорее всего, в ближайшее время прекратим вещание, чтобы решить технологические вопросы. Потому что сейчас мы выбрасываем государственные деньги в песок».

Повестка дня

Судя по всему, сегодня радиостанции «Культура» не грозит скорое закрытие

Фраза была истолкована как профессионалами, так и общественностью вполне однозначно: в ближайшее время Архипов планирует закрыть радиостанцию «Культура».

Это спровоцировало целый ряд протестующих выступлений в прессе и на телевидении, а также активное обсуждение на профильных интернет-ресурсах. Дополнительную остроту дискуссии придал тот факт, что приблизительно в то же время с большим размахом праздновал свое десятилетие другой государственный проект той же направленности – телеканал «Культура».

В конце октября состоялось плановое заседание Федеральной конкурсной комиссии по лицензированию телерадиовещания, на котором в повестку дня был включен и вопрос о радио «Культура».

В этом заседании должен был участвовать и Сергей Архипов с изложением концепции реструктуризации радийной составляющей ВГТРК. Однако он сообщил, что для того, чтобы представить такую концепцию, ему нужен еще месяц, и потому участия в заседании не принял.

Тем не менее члены ФКК сочли возможным обсудить проблему «Культуры», а точнее – подтвердить, что необходимость существования этой радиостанции не подлежит сомнению.

Вскоре после этого и сам Сергей Архипов пришел к такой же точке зрения. В интервью корреспонденту газеты «Московский комсомолец» он сказал, что «все разговоры о решении якобы отключить «Культуру» затеяли нынешние сотрудники радиостанции, которые в перспективе боятся потерять свои зарплаты». Более того, г-н Архипов сообщил о том, что «сейчас он занимается решением всех технологических проблем, связанных с улучшением качества приема станции «Культура» в Москве и Подмосковье». «Надеюсь, – сказал он, – месяца через три выйдем на «Останкино» и урегулируем все вопросы со связистами».

Таким образом, руководитель радиохолдинга ВГТРК не только опроверг свои слова относительно скорого закрытия радиостанции «Культура», но и пообещал решить одну из важных, также обозначавшихся им проблем станции: плохой прием в Москве, связанный с использованием устаревших технических мощностей и, как следствие, искусственное ограничение аудитории станции.

Казалось бы, это история со счастливым концом. Чтобы понять, так ли это на самом деле, следует хотя бы в общих чертах представлять себе историю радиостанции «Культура».

Немного истории

Эта станция была создана три года назад по инициативе и при живейшем участии Александра Пономарева
Эта станция была создана три года назад по инициативе и при живейшем участии Александра Пономарева

Эта станция была создана три года назад по инициативе и при живейшем участии Александра Пономарева – директора ГТРК «Культура». Главным редактором новой радиостанции стал известный журналист и продюсер Анатолий Голубовский. Через некоторое время г-н Пономарев покинул свою должность, став генеральным директором канала «ТВ Центр».

С его уходом место «куратора» радиостанции занял заместитель генерального директора ГТРК «Культура» Сергей Давыдов, а после того, как весной 2007 года Анатолий Голубовский также сменил работу, став главным редактором новой радиостанции «Кино FM», г-н Давыдов фактически возглавил радиостанцию «Культура».

Однако изменение структуры медийных холдингов и даже кадровые перестановки внутри них не могут и не должны резко бросаться в глаза зрителям и слушателям. В случае с радиостанцией «Культура» этого и не происходило.

Проблема заключалась в другом – и это та проблема, которая, по крайней мере теоретически, не позволяет наотмашь заклеймить нынешнего «хозяина» радио «Культура» Сергея Архипова губителем русской культуры и душителем всех возвышенных устремлений.

Претензии технического характера (такие как недостаточная мощность передатчика и, вследствие этого, плохая слышимость станции на территории Москвы и неполное покрытие территории страны в целом) могут вызвать лишь встречное предложение подумать над решением этих проблем.

Однако в своем интервью газете ВЗГЛЯД г-н Архипов, например, рассказывал о планах по идеологической перестройке станции «Маяк FM», вследствие чего аудитория станции, не потеряв своего ядра, расширится, а доходы от эфирной рекламы в обозримом будущем могут подняться чуть ли не вдвое.

Разумеется, ставить подобные задачи перед радиостанцией «Культура» было бы неразумно. Анатолий Голубовский, бывший идеолог «Культуры», оценивает ее аудиторию «примерно от 1,5 до 2%. В количественном измерении это где-то 100 с чем-то тысяч человек каждый день».

Он же говорит о том, что в течение практически всего срока существования станции все попытки тем или иным способом «продвинуть» ее, расширить аудиторию натыкались на негласные запреты или оставались без внимания со стороны руководства.

Что дальше?

Дирижер Валерий Гергиев как-то заметил: «Без культуры нет великой России»
Дирижер Валерий Гергиев как-то заметил: «Без культуры нет великой России»
Но возникает вопрос: только ли стандартные методы продвижения делают медиапроект успешным? В течение трех лет существования станции ее аудитория не увеличивалась.

При наличии весьма впечатляющих журналистских сил не возникло (за редчайшим исключением) по-настоящему мощных, харизматичных программ, станция, по мнению многих слушателей, так и не приобрела собственного лица.

Что говорить – в классической музыке, которая является «форматной» для «Культуры», запись музыкального произведения принято объявлять с указанием как автора музыки, так и, в обязательном порядке, исполнителя. За три года «Культура» не смогла решить эту проблему – в эфире звучали только имена композиторов и названия произведений.

Поздно говорить о том, кто и как должен был развивать станцию и решать ее проблемы. В настоящее время в составе ВГТРК существует радиостанция, которую фактически надо создавать заново.

Безусловно, развитие станции такого формата и такого направления – достаточно трудная и затратная задача. Сам Анатолий Голубовский затруднился дать ответ на вопрос журналиста о том, кого он может представить в роли нового, успешного руководителя радиостанции «Культура».

Вполне вероятно, что опытный и успешный бизнесмен от радио Сергей Архипов понимает всё это и также не готов назвать конкретную фамилию. В связи с чем принял соответствующее решение в рамках «концепции реструктуризации».

Государственная культура

Даже если такое решение верно с точки зрения бизнеса, его трудно не назвать опрометчивым с точки зрения идеологии. Дирижер Валерий Гергиев как-то заметил (правда, по другому поводу): «Без культуры нет великой России».

Другое дело, что России не нужна культура нищая и униженная – дух нации на таком не вырастишь. В последние годы государство предприняло целый ряд шагов для того, чтобы поддержать культуру. Что еще важнее – многие культурные институты оказались способны выживать даже без прямой государственной поддержки, не трансформируясь при этом в часть индустрии развлечений.

Это притом, что работающего федерального закона о благотворительности в России как не было, так и нет.

Судя по всему, сегодня радиостанции «Культура» не грозит скорое закрытие. Однако полуживая, аморфная радиостанция, смысл существования которой неочевиден, не приносит национальной культуре никакой пользы.

Нужна другая радиостанция: яркая, не цепляющаяся за огрызки рейтинга, а захватывающая аудиторию, не стесняющаяся собственного формата, а способная формировать, воспитывать и культивировать спрос на те события и явления, которые являются системообразующими для современной российской культуры. Сможет ли спасенная радиостанция «Культура» стать именно такой – покажет время.

..............