Взгляд
6 октября, четверг  |  Последнее обновление — 17:12  |  vz.ru
Разделы

Почему Украина позволяет себе хамить папе Римскому

Александр Чаусов
Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
В очередной раз после призывов к мирному урегулированию конфликта на Украине со стороны папы Римского украинские политики и политизированные граждане высказали свою резкую критику в адрес римского первосвященника. Подробности...

Цифровизацию армии стоит начать с военкоматов

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Мобилизация при задействовании уже массово применяемых IT-технологий и тех данных, которые уже собраны и активно используются, могла бы выглядеть настолько фантастически эффективной, что спустя всего сутки-двое все уже были бы на боевых постах и снабжены всем необходимым. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Пора отказаться от двойного послания обществу

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Мы все время ругаем Запад. Но у Запада есть одно преимущество – там никакой шизофрении нет. Паранойя есть, а шизофрении нет. Провозгласив нас врагами, там готовы зачистить все, связанное с Россией. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Россиянка Анна Кикина отправилась к МКС на корабле Crew Dragon

В среду россиянка Анна Кикина в составе интернационального экипажа отправилась к Международной космической станции (МКС) на американском корабле Crew Dragon. Пуск произошел с космодрома на мысе Канаверал. Это второй полет в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА
Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Сальдо: ВСУ не удастся взять Херсон

    Главная тема


    Россия сделала ставку на борьбу с американским расизмом

    специальная операция


    ВСУ отброшены от линии обороны российских войск на всех направлениях

    чрезвычайное происшествие


    Швеция по итогам расследования заявила о «вопиющей диверсии» на «Северных потоках»

    «Не было на съемках»


    Заслуженного тренера СССР по фигурному катанию Татьяну Тарасову госпитализировали

    Видео

    конфликт с Западом


    В ряду союзников России есть два ослабевших звена

    сокращение добычи


    США проиграли нефтяную схватку с арабами и Россией

    спецоперация на украине


    Чем Россия может ответить на украинские «бронетачанки»

    ядерная энергетика


    Как Евросоюз может спастись от энергетической катастрофы

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    будущее мира


    Сергей Худиев: Завоюют ли глобалисты Сербию

    придется бороться


    Михаил Диунов: Как Россия заставляла другие страны признавать свои новые границы

    искусственное цунами


    Владимир Прохватилов: Американцев пугает придуманное при Хрущеве оружие

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Вита виртуаль

    С небывалом пафосом подведены итоги первого розыгрыша премии Кандинского
       15 ноября 2007, 13:29
    Фото: kandinsky-prize.org
    Текст: Константин Рылёв

    С небывалом пафосом подведены итоги первого розыгрыша премии Кандинского, самой крупной в области современного искусства России (призовой фонд – 55 тыс. евро). Из 266 заявок отобраны 25 в номинации «Лучший художник года» (40 тыс. евро), 11 – «Молодой художник года» (трехмесячная командировка во Флоренцию), десять – в номинации «Проект года медиа-арт» (10 тыс. евро). На приз зрительских симпатий – пять тыс. евро. Осталось дождаться победителя.

    Учредители – культурный фонд «АртХроника» и Deutsche Bank (Германия). Кстати, обещанный летом в председатели жюри художник Аниш Капур заменен на Жан-Юбера Мартена, куратора национальных музеев Франции. Вышло, что в составе жюри нет ни одного художника, только кураторы и искусствоведы.

    Еще из любопытных фактов: Олег Кулик умудрился попасть сразу в две номинации: «Художник года» и «Проект года медиа-арт». У него все шансы получить премию во второй категории за свою «многоэтажную» выставку в ЦДХ.

    Дурная бесконечность от ума

    Дело не в недостатке свободы в головах (на выставке ее хоть отбавляй), а в дефиците «несвободы», идущей от сердца

    На «Винзаводе» в цехе Белого развернулась грандиозная выставка соискателей. Событие трудно переоценить: здесь представлены практически все ведущие художники страны. И молодые, и не очень. И юнги, и пара-тройка капитанов. Можно оценить команду, корабль и курс российского СИ (современного искусства). Тем более многие работы выставлялись и на Второй Московской биеннале, и в разных галереях в течение года. Каковы же итоги?

    Поражают не только масштабы общей экспозиции, но и размеры некоторых «сборных» картин, занимающих десятки (!) квадратных метров.

    Чемпионами по осваиванию площади стали флагманы поп-соц-арта Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Времена года» – гигантская панорама толп исторических и художественных персонажей. Влюбленные Шагала летят над красным конем Петрова-Водкина, супрематическая девушка Малевича устроилась рядом со Львом Толстым. За столом пируют Пушкин, Жуков, девочка с персиками, Достоевский и Ленин. В лугах темпераментно спорят перовские охотники, а поблизости от них Иван Грозный убивает своего сына. Горький маячит за спиной Царевны Лебеди Врубеля, а между Ворошиловым и Сталиным затесалась незнакомка Крамского.

    Какой-то объединяющий принцип, кроме национального, отсутствует.

    С одной стороны, надо бы похвалить Виноградова и Дубосарского за трудолюбие, с другой – они со своим постмодернистским пылом могут заполонить весь зал. А если бы они задействовали еще киногероев: Жиглова и Шарапова, Бывалого, Труса и Балбеса, Мухтара и Белого Бима Черное Ухо? А рок-звезд, а…От большого ума постмодернизм превратился в дурную бесконечность.

    Эстафету цитирования продолжили другие художники. По части гигантомании на втором месте Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева с двенадцатиметровой «2007». Все герои СМИ: Буш, Ходорковский, Путин, Литвиненко, Абрамович у березки. Ни в расположении фигур, ни в их масштабах тоже никакой идеи не просматривается. Больше всего народ радовался голове щербатого гопника в кепке, поскольку, в отличие от остальных, он не намозолил глаза по телику.

    На третьем месте по величине – панорама группы «АЕС+Ф» (Арзамасова, Евзович, Святковский, Фрискес) «Последнее восстание – 2» (цифровой коллаж). Вещара показывает Армагеддон. Ангелов и демонов (кто есть кто – понять сложно) изображают дети и подростки в белых майках и военных камуфляжных штанах. Ребята обоих полов исправно размахивают мечами и битами. Фон – виртуальные нефтевышки, горы, пагоды, моря.

    По безжизненности и статичности близко к «Сабинянкам» Давида (неоклассицизм, как и постмодернизм, держался на цитатах, только из древних источников, поэтому быстро угробил академическую живопись, жизнь которой вернул импрессионизм), там тоже, несмотря на чудесную живописную технику, у всей массовки на лицах написано одно желание: перекурить. Здесь детки выглядят поживее, авторы увлекли их игрой в искусство. Собственно, это и есть сплав фэнтези с компьютерной игрой, выполненный по библейским мотивам.

    Далее обращает на себя внимание портретная фотогалерея даунов Рауфа Мамедова – тоже вариации на библейские темы. В данном случае это «Ужин в Эммаусе» – сцена, где апостолы, удивляясь, узнают воскресшего Христа. С постановочных фото на зрителя изумленно таращатся больные граждане, производя странно-тяжелое впечатление своей физиологической наивностью. Мамедов хочет подчеркнуть выбором таких статистов их «простоту восприятия», но, с другой стороны, этим выбором он снижает пафос библейского чуда: обмануть убогих легко.

    Никола Овчинников цитирует шедевры Лувра («Перемещенные ценности/Лувр»), делая картины в виде трапеций, что дает эффект виртуального музея.

    Екатерина Белявская в серии «Барбарелла» представила китчевый комикс на тему героини популярного фильма Роже Вадима. В том же ключе, но интереснее работает Катерина Белкина, только в фото она примеряет на себя различные образы: от Красной Шапочки до подростка, оседлавшего красного коня (красного коня Петрова-Водкина берут напрокат все кому не лень), от костляво-сексуальных женщин Шиле до аппетитно-эротичных муз Климта.

    Художники служат всего лишь ретрансляторами образов и идей прошлого, за которыми уже не просматриваются их собственные лица. А Олег Дурягин в проекте Naked Faces стирает физиономии как таковые. На представленных снимках брови и волосы девушек сбриты (как у фашиствующего героя мультфильма Паркера «Стена»), что делает их манекеноподобными. А в Paper and Paints он наложил на женские лица жутковатые маски, что окончательно превратило их в обледенелых инопланетянок из космических триллеров.

    Неглубоко личное

    Дмитрий Гутов представил серию «Забор»
    Дмитрий Гутов представил серию «Забор»

    Тех, кто пытается что-то изобразить «из себя», – единицы.

    Кулик после «животных» опытов ударился в поиски духовной истины, отправившись за ней в Монголию. Оттуда он привез видео, показывающее местных жителей, существующих в согласии с природой, а не противопоставляющих себя ей.

    Дмитрий Гутов представил серию «Забор». Это рамы реальных заборов, где художник выполнил в металле копии рукописей Бетховена, Карла Маркса и дзэнского мастера Сенгая.

    Мэтры уловили тенденцию сближения Запада и Востока, но воплотили ее несколько поверхностно и прямолинейно.

    Любопытны абстракции Виталия Копачева, воспроизводящие микробиологию и космос а-ля Кандинский (в своей стилистике). Однако его «Невозможные соединения» скорее из области дизайна, чем метафизики. Такими могут быть и обои. «Матрицы цвета» Урываева и Степанова совсем напоминают «продвинутую» плитку. Соответственно, никто не станет искать откровений на кафеле в ванной.

    Пытается уйти от шаблонов Диана Мачулина, но попадает в сеть нарочитой концептуальности. На ее полотне изображен ночной Париж, где на всех светофорах горит зеленый. И никого. Объяснение: «В ситуации вседозволенности улицы опустели. Не найти лучше примера, чтобы показать, что свобода должна быть в головах». Дело не в недостатке свободы в головах (судя по выставке, ее хоть отбавляй), а в дефиците «несвободы», идущей от сердца. Когда сердце несвободно – значит, там любовь, привязанность. А выставка сводится к демонстрации вкусовых предпочтений, она как иллюстрация тезиса «Горе от ума».

    Хомо медиа

    Глядя на экспонаты, вырисовывается печальный и очень «синтетический» образ художника. А художник отражает общественное сознание, поэтому есть смысл говорить шире – о современном человеке вообще.

    Это эрудированный тип. Он ориентируется во всех культурных направлениях, он обо всем что-то слышал. В силу его глобальной эрудиции его почти не удивить. Поэтому он любит нестандартные комбинации из образов поп-культуры и имеет склонность к компьютерной инфернальности – смерть в игре не настоящая, но «бодрит».

    В силу того что он часами сидит у компа, используя только мозги и пальцы, интуиция притуплена.

    Казалось бы, Интернет расширил возможности общения, но на самом деле он привел к полной изоляции: наш герой почти перестал выходить из дома, если чего надо – «скачает», поговорить – «аська», ЖЖ. И человек (я, он, мы, они) перестал общаться глаза в глаза. В метро – книга, плеер, журнал, КПК. Он следит за кинопремьерами и теленовостями, живя бытием медиагероев: мы знаем руководителей, маньяков и звезд.

    Медиареальность заменила личную. Для хомо интернетус существует только вита виртуаль. Из-за внешнего эмоционального вакуума растет внутренняя пустота. Она рождает ощущение наступления конца света (AЕC+Ф). Образованность как количественная составляющая культуры не дает качественного скачка (Дубосарский – Виноградов). Обыватель жует все новости подряд, не делая выводов, поскольку не знает, какие полезны именно ему (Врубель – Тимофеева).

    И потом, новости – это информация первого – второго уровня, позволяющая скользить только по поверхности мировых процессов, не понимая их взаимосвязи. Да и фиг с ней, лучше поиграем в компьютерные игрушки. Инфантилизм и машинерия рождают душевно-духовную недоразвитость (Мамедов). Идиотом можно стать не только от недостатка мозга, но и от его избытка, поскольку компьютерный интеллектуал – придаток Сети и ТВ.

    Олицетворение сознания хомо медиа – работа Аристарха Чернышева «Срочно!». Это металлическая мусорная корзина, в которую выброшена телетайпная лента-табло. Там высвечиваются то одни новости, то другие. Они изначально мусор.

    Вывод: нам срочно нужно возвращаться друг к другу. Опять ходить в гости, путешествовать, открывать в других непохожесть. В силу тотальной доступности СМИ, основного источника, откуда черпают информацию художники, на экспозиции нет фаворита. Кто бы ни победил – пожмешь плечами. Не за кого держать кулаки. Кулик только наметил выход из тупика. Поскольку «самый актуальный» больше политик, чем художник (эту аналогию провел в интервью сам Олег), он способен только указать путь. Может, и стоит дернуть в Монголию – в степи нет Сети. А может, нужно всего лишь понаблюдать за малышами в соседнем детском саду. Главное, вернуться к человеческому – в себе и в других.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •