Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
22 октября 2007, 10:45 • Культура

Блюда французской кинокухни

Блюда французской кинокухни
@ i.a.ua

Tекст: Олег Рогов

На телеэкране стабильно лидируют американские и отечественные фильмы. Но выпадают недели, когда есть возможность «отдохнуть» на кинематографе других стран. Франция – один из лидеров европейской кинематографии, наш давний любимец, еще с советских времен. Фильмы этой недели сняты в разные годы, от конца 40-х до первых лет нового века, все они по-своему интересны. Об этих лентах – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

Событие недели — ретроспектива фильмов Луи Маля, приуроченная к 75-летию со дня его рождения. Лента «Зази в метро», снятая в 1960 году, – безусловный шедевр с незамысловатым сюжетом. Не верится, что всего три года назад этот же режиссер снял такие знаковые фильмы, как «Лифт на эшафот» и «Любовники», резкие, депрессивные и круто замешанные на экзистенциальной проблематике.

Зази в метро (23 октября, вторник, «Культура», 00.40) 10/10

Мельвиль привнес во французский нуар экзистенциальную глубину, его фильмы по-восточному медитативны и по-европейски жестоки

Жанр «Зази в метро» можно определить как лирическую комедию с элементами абсурда, недаром это экранизация роскошного романа Раймона Кено, веселого новатора середины века. История приехавшей в Париж маленькой девочки, которая мечтает оказаться в метро, но вынуждена бродить с дядей (его играет Филипп Нуаре) по туристическим местам столицы, превращается в экстремальный фарс, когда пространство Парижа начинает с бешеной скоростью вращаться вокруг ее неугомонной персоны.

Лакомб, Люсьен (25 октября, четверг, «Культура», 23.55) 10/10

Именно так, через запятую, чтобы имя главного героя звучало, как в протоколе. Этот фильм Луи Маль снял в 1974 году и сразу оказался под мощным огнем левой критики, обвинявшей режиссера в том, что он оправдывает коллаборантов. Фильм рассказывает о деревенском пареньке, который не попал в бойцы французского Сопротивления (не прошел по возрасту) и подался в гестапо, да еще при этом влюбился в еврейскую девушку. Это фильм о судьбе и расплате за неверно выбранный поворот на распутье, о жерновах истории и хрупкости человеческого бытия. Советские критики ненавидели этот фильм, а зря. Маль не оправдывает предательство, он просто рассказывает грустную историю о смутном времени и простом человеке, заблудившемся в его беспощадных пространствах.

Под песком (27 октября, суббота, «Культура», 22.25) 9/10

Фильм Франсуа Озона, снятый в 2000 году, представляет собой своего рода парафраз знаменитого фильма Микеланджело Антониони «Приключение». Там сюжет строился на исчезновении девушки во время прогулки на острове. Здесь человек пропадает на пляже, его жена (ее играет Шарлотта Ремплинг), пережив шок, обнаруживает незримое присутствие исчезнувшего супруга. Ушел он или умер, уже не важно, главное, что он рядом. Пронзительный фильм, не вмещающийся в рамки ни мелодрамы, ни мистических упражнений.

Трудные дети (28 октября, воскресенье, «Культура», 22.45) 9/10

Этот фильм снял Жан-Пьер Мельвиль в 1950 году. Режиссер этот у нас не столь широко известен, а жаль: он привнес во французский нуар экзистенциальную глубину, его детективы по-восточному медитативны и по-европейски жестки и жестоки. Вспомним хотя бы его «трилогию» с Аленом Делоном («Самурай», «Красный круг», «Полицейский») или фильмы о героях и подонках Сопротивления («Армия теней»). Фильм «Трудные дети» сделан в тесном сотрудничестве с Жаном Кокто – по его роману и сценарию, Кокто даже сам снял одну из сцен фильма. Сюжетные темы – нечаянно нагрянувшая любовь, смерть и инцест. Отношения между четырьмя молодыми героями стягиваются в слишком уж тугой узел, развязать который уже невозможно.

Милу в мае (24 октября, среда, «Культура», 00.25) 7/10

Еще один фильм Луи Маля, увы, не самый удачный. Но у хороших режиссеров интересно смотреть все ленты, это как общение с человеком, который тебе интересен. Какие-то черты характера, неприемлемые в других людях, здесь тоже важны, так как принадлежат именно этой личности. (Так же, заметим в скобках, обстоит дело и с писателями.) «Милу в мае» снят в 1990 году, это поздний Маль, немного усталый и разочарованный, но всё равно такой же притягательный, как и в ранних лентах. Эта камерная драма, действие которой разворачивается в памятном французам 1968 году. Столкновения на улицах запараллелены с семейными разборками. В главной роли – Мишель Пикколи.

Распутники (22 октября, понедельник, «ТВЦентр», 04.10) 6/10

Фильм Габриэля Агийона, снятый в 2004 году, продолжение, с одной стороны, его ленты «Вечерний прикид», с другой – очередной кинотом в его серии «Распутник» и «Распутницы». Теперь вот «Распутники». Комедия о гламурной гей-паре, которая хочет завести ребенка, но их подруга, в которую «помещена» ценная сперма, крутит роман с внезапно приглянувшимся ей парнем.

Фильм удачно совмещает приемы комедии характеров и комедии положений, балансирует на грани приличия, как это умеет только французская комедия. Стоит отметить, что соавтором сценария является блистательный сокрушитель и ниспровергатель всех и всяческих респектабельных ценностей Бернар Блие, режиссер таких фильмов, как «Вальсирующие», «Холодные закуски» и «Актеры».

..............