Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
26 января 2007, 08:40 • Культура

Другое солнце

Другое солнце

Tекст: Владислав Поляковский,
Ксения Щербино

Солнце и море – ну и еще если и хорошего кино в придачу! – о чем еще можно мечтать парадоксально дождливыми январскими днями? Всего-то делов – купить билет на лыжный курорт Парк-Сити, что в штате Юта, и попасть на крупнейший в мире фестиваль независимого кино, проходящий с 18 по 28 января.

Sundance – и в самом деле крупнейший, если не единственный в своем роде: полноценный и солидный фестиваль, полностью посвященный малобюджетному (а подчас – и вовсе безбюджетному) кино и неизвестным авторам. К тому же, свыше 50% программы составляет иностранное кино, что для Америки, славящейся благосклонностью лишь к своему кинематографу, и вовсе из ряда вон.

История тонких удовольствий

Именно Sundance стоит благодарить за нынешнюю известность таких имен, как братья Коэны, Стивен Содерберг

Придумал и организовал фестиваль Роберт Редфорд. Возможно, его авторством в этом благом начинании и объясняется ежегодное присутствие на фестивале больших и малых голливудских звезд. Правда, все больше в качестве гостей, основная программа полностью отдана малобюджетникам.

Стоит, правда, оговориться, что в этом году голливудские звезды попали и на экраны: в Away From Her – Джулия Кристи, в «Dark Matter – Мэрил Стрип, Джон Кьюсак в Grace is Gone, в The Good Night – Денни де Вито, Гвинет Пэлтроу, Пенелопа Круз.

Роберт Редфорд фактически и является фестивалем как таковым – спонсируется и организуется он одноименным независимым институтом, президентом которого также является Редфорд. Да и само название взято из чуть ли не самой известной роли Редфорда в фильме «Бутч Кесседи и Санденс Кид».

Именно Sundance стоит благодарить за нынешнюю известность таких имен, как братья Коэны, Стивен Содерберг… Даже Квентина Тарантино и Тодда Солондца подарил этому миру Sundance. С 2000 года проходит также и The Sundance Online Film Festival, в котором участвуют работы, созданные специально для трансляции через Интернет.

В этом году одной из «фишек» фестиваля стало осуществленное чуть ли не в последний момент включение в число 16 фильмов конкурсной программы работы Робинсона Дивора «Зоопарк». Дивор на Sundance’е уже не новичок, а даже дважды директор фестиваля; ранее его работы Police Beat и The Woman Chaser уже принимали участие в конкурсной программе, а благодаря последнему Variety назвало его в числе 10 режиссеров, которых необходимо смотреть в 2000 году.

Однако по-настоящему в прицел камер и фотоаппаратов Дивор вместе со своим новым детищем. В основе сюжета картины – получившая довольно широкую даже в России огласку реальная история сотрудника компании Boeing, скончавшегося в 2005 году после полового акта с лошадью на ферме Энумкло (Enumclaw) в пригороде Сиэтла. Расследование тогда шокировало весь мир, установив, что данная ферма пользовалась большой популярностью среди любителей необычного секса, и случаи такового там были нередки. Многие были против выхода такого фильма на экраны, мотивируя это нарушением общепринятой морали, а телекомментатор Кен Шрам даже назвал Дивора «лошадиной жопой» – не то в приступе праведного христианского гнева, не то намекая на сюжет фильма и высказывая завуалированное пожелание Дивору долгих лет жизни. А газета «Сиэтл Таймс» в своем материале о фильме предложила слоган «Как можно было снимать кино о событиях в Энумкло?» по аналогии с известным слоганом Стэнли Кубрика «Как можно было снимать кино по мотивам «Лолиты»?». История тонких удовольствий – от нежных объятий Гумберта до грубой правды животной природы, не иначе.

В результате перед организаторами стоял сложный вопрос: с одной стороны фильм, конечно, излишне скандален для приличной Америки, пусть даже она – ради поддержания приличного образа – изредка и радует мир подобными историями; сейчас, однако, случай был явно не тот.

В целом количество насилия и правда «зашкаливает» по многим фильмам. То Дэвид Стенн снимает фильм Girl 27 об изнасиловании девочки-танцовщицы на студии MGM в далеких 30-х. То юную звезду Дакоту Феннинг «насилуют» в Houndog, фильме о трудном взрослении и Элвисе Пресли, а Variety и Screen вытаскивают на свет заголовков проблему этики.

Возвращение пуританства? Попытка отвлечься от излишней политизированности? Еще один выпад в сторону правительства – после того как на открытии Редфорд просил американцев «простить свое правительство» за войну в Ираке.

Эта вступительная речь Редфорда оказалась очень в тему, учитывая, что открылся фестиваль спорным «Чикаго 10» – об антивоенных выступлениях в 1968 году. Еще до просмотра фильма режиссер заявил, что хотел призвать молодежь выразить свой протест «против войны». Увы, времена bed-in-peace и all-you-need-is-love давно канули в Лету.

Немного солнца в холодной воде…

Именно Sundance стоит благодарить за нынешнюю известность таких имен, как братья Коэны, Стивен Содерберг… Даже Квентина Тарантино и Тодда Солондца подарил этому миру Sundance
Именно Sundance стоит благодарить за нынешнюю известность таких имен, как братья Коэны, Стивен Содерберг… Даже Квентина Тарантино и Тодда Солондца подарил этому миру Sundance

И все же все эти все фильмы оказались в программе. Тем самым вновь подчеркивается основная тенденция фестиваля – максимальная жанровая и художественная альтернатива «мэйнстриму» (да хоть «Оскару»), полное сосредоточение на тематике и эстетике независимого кино и его «нетипичной» проблематике, ориентирование на круг эстетов-любителей – и все это в рамках «взрослого», солидного фестиваля.

Избежав пути «неформальной встречи», организаторы создали на самом деле нечто вроде «Берлинале» последнего года по-американски. Только если в случае с европейским фестивалем победы независимого кино был случайными и труднопрогнозируемыми, то американцы изначально сделали фестиваль форматный и жестко структурированный.

«Фишками» Sundance (одно название сразу навевает мысли – нет, почему-то не о танцах под солнцем, а скорее уж под луной) славился всегда.

За время своего существования фестиваль вывел в свет такие работы, как «На самом дне» (The Deep End) Скотта Мак-Ги – мюзикл о немецком транссексуале, павшем жертвой неудачной операции по смене пола; «Парк «Макартур» (MacArthur Park) Билли Уорта о наркомане, который вдруг осознает ответственность за брошенного сына; Dogtown and the Z-Boys о жизни молодежи 70-х, стоявшей у истоков экстремальных видов спорта.

Номинированная в этом году на «Оскар» «Маленькая Мисс Счастье» (Little Miss Sunshine) тоже принадлежит к этой знаменосной когорте.

Тенденция, к счастью, жива, и традиции бережно сохраняются.

А всякие окологолливудские звезды, не нашедшие привычных вечеринок, пусть недоумевают: «И что там смотреть»?

..............