Взгляд
24 мая, вторник  |  Последнее обновление — 12:21  |  vz.ru
Разделы

Из зеркала на украинца глядит русский

Захар Прилепин
Захар Прилепин, писатель, председатель партии «За правду»
Если б у нынешнего политического Кыева была необходимость объявить, что они больше не славяне, а кто угодно – арии, индусы, джедаи, – они б отказались от своего славянского имени. С русскими ничего не должно роднить. Подробности...

Упорство в добре обязательно изменит жизнь к лучшему

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Времена трудностей и тревог – это времена возможностей и открытий. Мы можем обнаружить в нашей жизни блага, бесконечно более важные, чем комфорт или даже безопасность. Подробности...

Нам была очень нужна победа в Мариуполе

Владислав Шурыгин
Владислав Шурыгин, военный эксперт, член "Изборского клуба"
В городских боях выработалось полное взаимодействие армий донецких республик и российской армии, а сами штурмующие город части превратились в подлинную военную элиту, воюющую не числом, а умением. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Светлодарск перешел под оперативный контроль сил республик Донбасса

    Главная тема


    Зачем Киев устроил публичный процесс над российским военным

    поставки зерна


    Военный эксперт оценил желание Британии отправить боевые корабли в Одессу

    «обратный эффект»


    Посол ЛНР оценил законопроект Рады Украины об убийстве дезертиров ВСУ

    «план Б»


    Зеленский рассказал о плане действий властей Украины на случай его гибели

    Видео

    валютные резервы


    Воровство российских денег Америкой уперлось в препятствие

    третий путь


    У Европы при отказе от российского газа есть лишь одно спасение

    страны-«сестры»


    Украина приняла польское «родство»

    рост цен


    Британия становится европейским лидером по приближению к нищете

    Российская валюта


    Зачем властям нужен сильный рубль

    военная элита


    Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

    настоящий голодомор


    Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

    неприкрытый выпад


    Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    Кому нужен «Остров»?

    Кадр из фильма
       25 января 2007, 08:47
    Фото: film.ru
    Текст: Екатерина Сальникова

    «Остров», прошедший по телеканалу «Россия» 7 января, занял второе место в рейтинге десяти самых популярных программ. За период с 30 декабря 2006-го по 8 января 2007-го популярнее, и то не намного, оказалось только новогоднее обращение президента. Во всяком случае, так гласят данные NNS Gallup Media специально для «Коммерсанта». У президентского обращения рейтинг 29,5% и доля 54,2%. У «Острова» рейтинг 20,5%, доля 46,2%.

    Этот факт многих шокирует. Пускай приятно шокирует, но шокирует. Хотя, если вдуматься, чего-то подобного следовало ожидать. Ведь нам всем так долго вдалбливали в голову мысль о том, что чем примитивнее культурный продукт, тем выше гарантия успеха.

    Неформат

    Это было не просто показом фильма, в котором современный зритель нуждается. Это было признанием права человека на наличие внутреннего мира

    Чем более внятно обозначена основная аудитория (например, женщины за сорок пять или тинейджеры), тем сильнее точность воздействия на нее. Чем более массовый жанр воплощает произведение, тем больше массы будут довольны. Фэнтези – замечательно. Супербоевик – прекрасно. Фильм ужасов – чудесно. Триллер – годится. Детектив – нормально. Романтическая комедия – уже тяжеловато.

    Стойкая неприязнь к культурным продуктам, хотя бы частично выбивающимся за пределы стандартных форматов, жанров, стилистик и тематических разделов, иногда похожа на панический ужас перед всем оригинальным. На словах в продюсерских кругах и среди телеруководства это подается так: «Вы предлагаете работать с некоммерческим (или недостаточно «выстреливающим») продуктом. Мы же прогорим! Мы не можем так рисковать!» Мол, этот ваш продукт такой слабый, да кому он нужен?

    Однако на самом деле боятся не слабых. Боятся конкурентов.

    Если следовать логике коммерческих прогнозов, «Остров» должны были посмотреть только те, кто входил в съемочную группу, ну и их близкие, если им делать нечего. А уж «Остров» в телеэфире – вообще бред. Но «Остров» не только не провалился, а легко опередил бенефис Максима Галкина, мифоисторический костюмный боевик «Троя» и даже целое новогоднее «Кривое зеркало». И кто же в этом «виноват»?

    Не буду разбирать эстетику Лунгина и заниматься анализом самого фильма, о котором и так немало написано. Помимо художественных свойств существуют влиятельные мотивации телеуспеха «Острова».

    Диалектика души

    Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Оcтров"
    Во-первых, важен тот факт, что отечественных картин о проблемах души, о нравственном выборе, о страданиях совести у нас давно... не показывали. Потому что они как бы никому не нужны. Ну и заодно не снимали – потому что такое кино все равно некому показывать, чтобы оно себя окупило. Но оттого что наше кино перестало обсуждать в художественной форме неразрешимые, страшные, мучительные проблемы, у народа этих проблем не убавилось. А убавилось только понимание того, что каждый имеет право на обсуждение и переживание непреодолимых духовных драм с помощью искусства.

    Духовная жизнь в ее сумрачных и беззащитных глубинах, парадоксах и конфликтах стала непрестижной. И вдруг канал «Россия» дает «Остров» в удобное время. Это было не просто показом фильма, в содержательном диапазоне которого современный зритель остро нуждается. Это было как признание права человека на наличие внутреннего мира. Как реабилитация душевной свободы личности. Как пересмотр системы ценностей, сложившейся в последние годы в России.

    Во-вторых, на данный момент у нас нет других фильмов аналогичной смысловой направленности. Если бы такое кино снималось и попадало в телеэфир время от времени... Если бы параллельно с «Островом» по другим общедоступным каналам 7 января шли не менее яркие картины, так или иначе погружающие в проблемы души и духа, может, «Остров» оказался бы и не самым популярным. Может, кто-то снял бы лучше, о чем-то еще более наболевшем и захватывающем даже большую аудиторию. Но у нас пока нет настоящего полноценного выбора в таком ключе.

    Когда-то, наоборот, отечественную аудиторию перекормили фильмами о «трудных нравственных вопросах». А нормальный полноценный боевик, детектив или костюмная мелодрама являлись вожделенным и малодоступным дефицитом. Теперь возник перекос в противоположную сторону. Следует отдавать себе отчет, что внимание к «Острову» и готовность смотреть этот не самый смотрибельный фильм – еще и демонстрация неприятия бесконечных юмористических программ, танцев на льду и без льда, американских и российских боевиков, чьи клише уже навязли в зубах и глазах.

    В-третьих, в успехе «Острова» нашла свое отражение подлинная ненависть к засилью диванно-гостинного формата ток-шоу и мыльных опер вкупе с бестемпературной погодой рекламы. Глядя в телевизор, человек устал видеть студийные диваны, кресла и журнальные столики, окруженные павильонным вакуумом. Зритель устал от рекламной зимы без холода. От рекламного лета без жары. От рекламной воды, похожей на шампунь, и мыльной пены, похожей на прибой.

    А Павел Лунгин предоставил аудитории возможность созерцать бескрайние ландшафты, где снег и лед похожи на холодные снег и лед. Где вода – очень мокрая и бездонная. Где небо – бескрайнее и не живописное, а просто настоящее. Где воздух – влажный, прозрачный и промозглый. Пиршество натуральных фактур возвратило зрителю ощущение материи окружающего мира, который еще не успели запихнуть в телевизор.

    И наконец, актеры, вернее, люди, вернее, личности в кадре. Не затрепанные глянцевыми журналами, не затерзанные сериалами, не ведущие никаких ток-шоу, не готовящие никаких кулинарных блюд за пределами «Острова»...

    Вся прелесть фильма Лунгина в том, что он такой – первый. После чудесного рейтинга может захотеться сказать: вот, оказывается, зритель-то у нас готов к сложному кинематографу. Значит, можно ему показывать такие вещи. Но весь ужас нашего времени в том, что, как только эти слова скажут себе продюсеры, родится формат «фильма о духовном». И его начнут разрабатывать, тиражировать, симулировать, эксплуатировать.

    Так что успех «Острова» штука не только позитивная, но и опасная. Не для «Острова», а для тех нестандартных картин, которые пока не сняты.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •