Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

21 комментарий
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

39 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
19 января 2007, 08:56 • Культура

2007 год в фестивалях и биеннале

2007 год в фестивалях и биеннале
@ escapeprogram.ru

Tекст: Максим Шульц

В этом году пройдет II Московская биеннале современного искусства. Правда, до нее еще далеко – как до весны. Остается лишь томиться в предвкушении да поглядывать за кордон – в конце концов, праздник приходит не только на нашу улицу. Всяческих фестивалей и биеннале в 2007 будет предостаточно: обратим внимание на самые значимые. Ну а ярмарки современного искусства рассмотрим в следующий раз.

На первом месте, разумеется, 52-я биеннале в Венеции. Умножьте 52 на 2 (биеннале проходят именно раз в два года), и вы поймете, что Венецианская биеннале – мероприятие весьма почтенное и влиятельное, а как же иначе, ведь биеннале в Венеции – самая старая регулярная международная художественная выставка. Участвуют в ней не галереи (как, допустим, на ярмарках современного искусства), а страны. То есть участие в Венецианской биеннале – дело воистину национального масштаба, которым в России занимается Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

Alles klar dem Komissar

Организаторы хотят подчеркнуть уход «Трансмедиале» из ниши медиа-арта и одновременно указать на проблемное поле между культурой и цифровыми технологиями

До недавнего времени комиссаром российского павильона в Венеции был Евгений Зяблов, директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Однако в этом году на комиссарском посту его сменил Василий Церетели, внук скульптора Зураба Церетели и, по совместительству, исполнительный директор Московского музея современного искусства. Впрочем, услышав фамилию Церетели, не стоит ждать от нового комиссара разгула непотизма: ММСИ, в общем-то, музей вполне прогрессивный, и хорошие выставки там не редкость.

Комиссар и куратор, правда, не всегда одно и то же. Так будет и в случае Василия Церетели. Он займется привлечением инвестиций, техническими деталями, а непосредственно выставочной работой будет ведать другой человек. Василий Церетели предлагает на эту должность директора Московского дома фотографии Ольгу Свиблову, и, надо полагать, ее кандидатура не вызовет отторжения в ФАКК. Прочее – в тумане; состав участников известен лишь на уровне странных слухов.

«Документа» №12

Давно полюбившаяся интеллектуалам «Документа» – удовольствие совершенно особого рода. Не случайно девиз этой «Документы»: «Мы делаем выставку, дабы что-нибудь познать».
Давно полюбившаяся интеллектуалам «Документа» – удовольствие совершенно особого рода. Не случайно девиз этой «Документы»: «Мы делаем выставку, дабы что-нибудь познать».

Вслед за Венецианской биеннале следует упомянуть 12-ю по счету «Документу», которая пройдет в немецком Касселе с 16 июня по 23 сентября этого года. Давно полюбившаяся интеллектуалам «Документа» – удовольствие совершенно особого рода. Не случайно девиз этой «Документы»: «Мы делаем выставку, дабы что-нибудь познать». Девиз этот, конечно, безумно стар и затаскан, однако для некоторых стран весьма актуален. Например, для России, где (на уровне массовом) утилитарно-визуальное в искусстве признается единственно ценным.

У XII «Документы» три официально заявленных лейтмотива. Первый (его, правда весьма условно, можно перевести как «Является ли современность нашей древностью?») затрагивает вопрос о соотношении понятий «древнего» и «современного» не только применительно к актуальному искусству, но и – шире – к насущной действительности с ее этническими конфликтами, проблемами миграции, глобализации etc. Второй – «Что такое жизнь в одиночку?» – обращен к вопросам национальной идентичности и полноты человеческого бытия. Ну и, наконец, совсем русское «Что делать?». Правда, речь идет здесь о месте художника в современном мире и будущем искусства.

Видео-медиа

Кроме того, следует обратить внимание сразу на два события в сфере видео- и медиа-арта (то есть искусства, созданного с использованием видео и цифровых технологий)
Кроме того, следует обратить внимание сразу на два события в сфере видео- и медиа-арта (то есть искусства, созданного с использованием видео и цифровых технологий)

Кроме того, следует обратить внимание сразу на два события в сфере видео- и медиа-арта (то есть искусства, созданного с использованием видео и цифровых технологий). Первое – 20-й фестиваль «Трансмедиале» – пройдет в Берлине и уложится всего в несколько дней – с 31 января по 4 февраля этого года. Кстати, в этом году «Трансмедиале» меняет свой месседж. Теперь это не «международный фестиваль медиа-арта», а «фестиваль искусства и цифровой культуры». Таким образом организаторы хотят подчеркнуть уход «Трансмедиале» из ниши медиа-арта и одновременно указать на проблемное поле между культурой и цифровыми технологиями, которые и являются движущей силой фестиваля. Искусство на «Трансмедиале», впрочем, от этого вряд ли станет хуже.

Второе событие – нью-йоркская биеннале Performa (1 – 27 ноября). Первая Performa – Performa’05 – получила самые приятные отзывы критиков и признание публики, задав новый стандарт для подобного рода мероприятий. На Performa всего понемногу: видео- и медиа-арта, собственно перформансов, семинаров, дискуссий и многого другого. Как раз на междисциплинарность и сделана ставка: Performa объединяет искусство, дизайн, музыку, архитектуру и литературу.

Х Стамбульская биеннале стартует 8 сентября и будет идти почти два месяца – до 4 ноября. В этом году организаторы отказались заявлять какую-либо тему (хотя как раз наличие общей темы, вообще-то, является характерной особенностью большинства биеннале). Вместо того чтобы создавать определенный концепт, куратор биеннале Хоу Ханру, директор экспозиционных и общественных программ Института искусства Сан-Франциско, решил сделать биеннале пространством воображения, диалога и созидания. Правда, общую тему работ всё же можно проследить: в фокусе Х биеннале в Стамбуле будет находиться город, архитектура в различных культурных контекстах.

..............