Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
26 сентября 2006, 09:07 • Культура

«Кремастер» возвращается

«Кремастер» возвращается

Tекст: Мирослав Сарбаев, Сан-Франциско

Мэтью Барни – один из самых известных ныне живущих художников Северной Америки. Справочники относят его к категории мультимедийных художников, работающих с кино, видеоинсталляциями, скульптурой, фотографией и рисунком.

В резюме Барни – персональные выставки в главных музеях страны и самые престижные мировые премии, включая Биеннале-93 и «Хьюго Босс – 96». Его предыдущий проект – Cremaster – состоял из пяти полнометражных фильмов и выставки, занявшей на три месяца большую часть нью-йоркского Музея Гуггенхайма.

Новый проект Drawing Restraint – это кинофильм и выставка в Сан-Францисском музее современного искусства.

Одну из главных ролей в новом фильме играет жена Мэтью, та самая исландская Бьорк. Она же – автор саундтрека.

Названия Drawing Restraint можно перевести «Рисуя ограничение». Другой перевод – «Вынимая (или снимая) ограничение». Художник обыгрывает обе интерпретации названия.

Минувшим летом зрители увидели кульминационную и единственную открытую для широкой публики часть проекта, начатого в 90-х годах. Проект состоял из нескольких акций, объединенных темой создания рисунка в условиях ограничения.

Одна из предыдущих акций заключалась в том, что Мэтью рисовал картину, допрыгивая до холста на батуте. Другая – видеофильм, в котором двое мужчин, загримированных под Фавнов, едут в лимузине по улицам Манхэттена, и один из них пытается нацарапать картину на измазанном вазелином стекле автомобиля, используя рог другого в качестве инструмента для рисования. Второй фавн сопротивляется, герои дерутся, от этого стекла лимузина запотевают, что увеличивает площадь рабочей поверхности и упрощает рисование рогами отбивающегося товарища. Всего акций было около десяти. Каждая из них документирована – либо в виде схем и рисунков, либо на видеопленке – и представлена на выставке.

Центральная часть нынешнего проекта (которому художник фривольно присвоил порядковый номер 9 в цикле) – кинофильм. Рекомендуется, чтобы зрители знали «либретто» до того, как пойдут смотреть.

Певица и актриса Бьорк в инсталляция Drawing Restraint
Певица и актриса Бьорк в инсталляции Drawing Restraint
Одна из сюжетных линий – создание скульптуры из желеобразного вазелина на палубе японского грузового корабля. Скульптура – своеобразный «герб» художника – овал, напоминающий футбольное поле, перечеркнутый поперек жирной горизонтальной чертой. Овальную форму длиной около десяти метров и глубиной чуть больше метра заливают вазелином, а поперек кладут «ограничение» – предмет, сделанный из слипшегося песка и креветок, напоминающий то ли бревно, то ли огромный кусок кала.

Вазелин долго застывает, а потом, когда форму снимают, скульптура, не сдерживаемая никакими ограничениями, чувственно расползается по палубе. Потом из груды вазелина подъемным краном церемонно вытаскивают бревнообразное образование.

Одновременно с этим разыгрывается сюжетная линия «гостей» корабля – мужчины и женщины, которых играют Барни и Бьорк. Сначала «гости» на разных средствах водного транспорта продвигаются к кораблю, стоящему в Токийском порту, а потом встречаются на борту и участвуют в чайной церемонии с капитаном – старым японцем в кимоно. На протяжении всего пути и на корабле «гости» проходят через красочные ритуальные действа. Ритуалы инсценированы по мотивам брачных церемоний древней японской религии синто в комбинации с лучшими традициями психоделии 90-х годов.

Кульминация фильма – сцена «первой ночи», где мужчина и женщина вступают во взаимодействие друг с другом, напоминающее одновременно занятие любовью и танец, в процессе которого герои достают китобойные ножи и начинают кромсать друг друга, в результате чего меняют форму тел и превращаются в китов.

В последнем кадре можно увидеть двух счастливых китов, плывущих позади корабля.

Посмотрев фильм, зритель приходил на выставку, где видел много красочных фотографий, отчеты о предыдущих акциях, инсталляции из фильма, бревнообразное образование, а также огромную кучу желеобразного вазелина, расползшуюся по паркету музея.

В один из первых дней акции Мэтью, используя снаряжение, похожее на альпинистское, на глазах толпы взобрался под потолок и, вися на веревках, нарисовал на стене картину, центральной частью которой был тот самый перечеркнутый овал.

На выставке было все время людно. Фильм показывался семь раз в неделю на протяжении трех месяцев, зал был всегда заполнен больше чем на половину, а в первую и последнюю недели был аншлаг.

У художника большая аудитория как почитателей, так и оппонентов. Наиболее часто встречающийся негативный отзыв – «противно». Сторонники творчества Барни говорят разное и часто противоречат друг другу и себе. Многие сходятся на том, что проект затрагивает глубинные струны подсознания, которые вне слов и объяснений. Этим языком говорили наши детские эротические сны – до того, как мы узнали о сексе или даже о различии между полами.

А еще Drawing Restraint – 9 – о любви между мужчиной и женщиной. Можно сказать, что проект только об этом, как «Первая любовь» Тургенева или «Это я, Эдичка» Лимонова.

..............