Параллельные прямые
![]() |
14 сентября 2006, 08:26
Фото: autotravel.org.ru Текст: Александр Крашенинников |
В России почти нет памятников промышленной и технической культуры. Существует лишь один крупный объект такого рода – Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии. Тем примечательнее событие, произошедшее этим летом на одной из старейших железных дорог Урала.
В горнозаводском поясе, откуда, собственно, и пошла вся современная российская промышленность, почти любой город предъявит вам допотопности такого рода, что вы приклеитесь к ним, как к экспонатам модного автосалона. И это совсем не обязательно раритеты петровских времен, но также объекты, построенные в более поздние времена. Например, самая протяженная на территории бывшего СССР и одна из самых значительных в мире узкоколеек – Алапаевская.
В июле по этой и сегодня действующей дороге пустили первый туристический поезд. До сих пор в России были только аттракционы в парках на Детских железных дорогах.
Обаяние старины суровой
![]() Самая протяженная на территории бывшего СССР и одна из самых значительных в мире узкоколеек |
Не то с вещами. Напрасно говорят, что они неодушевленные. Добрейшие существа! Мы взрослеем, а потом и стареем вместе с ними и наше взаимопритяжение становится только сильнее. Ничто не может согреть нас так, как вид покрытого зеленью старинного медного чайника. Но и эта рухлядь в свою очередь преображается в наших руках.
Почему мы так трепетно относимся к старинным вещам? Только из-за их доброты. Почему существуют музеи? Потому что ни один экспонат не назовет вас идиотом, а только подарит тепло и нежные чувства.
Немцы, предложившие путешествие в районе Алапаевска, кстати, родины Петра Ильича Чайковского, готовы платить бешеные по здешним меркам деньги, чтобы прокатиться по игрушечной дороге в игрушечном вагончике, который тянет игрушечный же тепловоз.
Впрочем, платили бы, думается, и некоторые наши, да им пока это как-то непривычно. Пять тысяч евро будет стоит двенадцатидневная прогулка по Алапаевской узкоколейной железной дороге. Поезд уже почти готов – красивый, комфортабельный, с мягкими диванами, кухней, туалетом. Ширина узкой колеи в России, в том числе под Алапаевском, – 750 мм, вдвое меньше, чем широкой. Соответственно и вагоны миниатюрные. Остановки будут везде, где попросят пассажиры.
Опорный край державы
![]() Пять тысяч евро будет стоит двенадцатидневная прогулка по Алапаевской узкоколейной железной дороге |
Урал, как и было сказано выше, – родина русской промышленности, а узкоколейки – ее прошлое, дотянувшееся до наших времен. Когда-то они использовались для связи с отдаленными поселками, леспромхозами и торфяными разработками.
Лет двадцать назад я случайно выбрел к такой железной дороге в районе изумительной по красоте речки Большой Шишим под Первоуральском. Еще тогда мне подумалось, что это богатство, этот клад должен же быть когда-то открыт. Ведь тут почти все готово для ландшафтного, технического, исторического экскурса!
Мне в свое время довелось прокатиться в крохотном, лилипутском пассажирском поезде от Нижнего Тагила в сторону поселка Висим – родины другого знаменитого моего земляка, Дмитрия Мамина-Сибиряка. Редкая по ощущениям поездка – словно перенесся в детство, и свое собственное, и детство своей родины.
Сейчас по горнозаводским узкоколейкам ходит мало поездов, но часто гоняют на самодельных дрезинах сумасшедшие, безголовые люди: если навстречу вылетит еще одно такое же транспортное средство и водила и его пассажиры не сумеют вовремя остановиться и стащить свой снаряд под откос, то расшибутся насмерть.
Впрочем, под Алапаевском это исключено. Узкоколейка здесь действует по тем же правилам, что и магистральная колея: вокзалы, станции, семафоры, стрелки и, конечно, стрелочники работают исправно. Несмотря на то что дороге уже 108 годиков, она открыта в июле 1898 года.
Когда-то, в 1970-е годы, ее протяженность составляла около 600 километров. Сейчас из этих километров годными к полноценной эксплуатации осталась только половина. Здесь выполняются регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с девятью населенными пунктами.
Не зарастаем памятью… А зря!
![]() Дороге уже 108 годиков, она открыта в июле 1898 года |
Но в Западной Европе с трепетом относятся и к историко-техническим памятникам. На подъезде к знаменитой парфюмерной фабрике в Грасе вас встречает не изображение Гарибальди, святого для юго-востока Франции человека, а большие медные баки оригинальной формы, где еще во времена Парфюмера готовились умопомрачительные ароматы.
У русского же человека, даже обитателя огромного мегаполиса, сознание странным образом по-прежнему сельскохозяйственное. Куда мы больше всего на свете любим ездить? К грядкам с луком и морковкой. Что символизирует столицу нашей родины город Москву? Серпы и колосья. Хотя страна уже столетия развивается благодаря другому миру, к сожалению, параллельному и мало соприкасающемуся с нашим внутренним миром.
Поэтому Алапаевский поезд – счастливый знак. Впрочем, он не исключение. Благодаря тем же немцам в соседнем городе Ирбите действует единственный в мире музей мотоциклов.
В коллекции – около ста редчайших экспонатов, в том числе машины, изготовленные еще в 30-х годах прошлого века. Один из главных героев выставки – немецкий мотоцикл БМБ, чьи чертежи когда-то послужили отправной точкой для создания отечественного «Урала».
В экспозиции также разработанные на Ирбитском мотоциклетном заводе, но не запущенные в серию, авиационные двигатели, мотоциклы-болиды, чоппер «Кобра», армейский мотоцикл с гранатометом, модели, где коляска расположена слева, агрегаты и узлы, выпускаемые в единственном числе или малыми сериями. Но, конечно, самое почетное место в коллекции – у мотоцикла «Урал» различных модификаций.
В Соликамске Пермской области работает также единственный в своем роде музей истории соли России. Музей создан на базе Усть-Боровского солеваренного завода (1899) Основу экспозиции составляет комплекс сооружений: соляные варницы, соляные амбары, рассольные лари.
А упоминавшийся в начале статьи Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии – вообще целый город. Тут сосредоточено несколько десятков памятников индустриальной культуры XVIII–XX веков: плотина, водяные лари, ряд цехов, доменные печи.
Техническое взросление России шло долго и трудно, как, впрочем, и повсюду в мире. От чугунных мастодонтов прошлых веков до управляемых электроникой современных станков – тяжелая, кровавая дорога. Но она была единственной и необходимой. Поэтому любой индустриальный район не может не иметь памятников технической культуры. Которые при всем том должны нести светлый отпечаток ее темного прошлого.
Эти памятники не могут быть надгробными, но скорее – столь же приятными и привлекательными, как построенный по заказу иноземцев поезд Алапаевской узкоколейки. Контакт с изобретениями прошлого всегда праздник. Который способен соединить нас с тем, благодаря чему и создана наша цивилизация.