Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
17 августа 2006, 18:28 • Культура

Кусай, зайчик, кусай!

Кусай, зайчик, кусай!
@ museum.ru

Tекст: Максим Шульц

Не секрет, что человеку, интересующемуся искусством, жить в Москве безумно удобно. Зимой, осенью и весной вся художественная жизнь течет буквально под носом, а летом, когда сидеть в столице нет никаких сил, интересные арт-проекты легко найти в провинции. Это неудивительно, но все равно приятно. Впрочем, и в Москве найдется на что посмотреть. Вот, например, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) показывает, чем обогатились за год его запасники.

ГЦСИ делает это не в первый раз: выставка новых поступлений стала традиционной. Смотреть ее можно просто из соображений любопытства – интересно же, чем приросла коллекция.

Чем прирос ГЦСИ?

Лейдерман Юрий. Без названия. / Lejderman Jury. Untitled. 1994. Фотобумага «Kodak», чб фотопечать, 70.5х50
Лейдерман Юрий. Без названия. / Lejderman Jury. Untitled. 1994. Фотобумага «Kodak», чб фотопечать, 70.5х50
А еще можно, взглянув на работы, поразмышлять, как идут дела у ГЦСИ, в какую сторону он смотрит и как собирается развиваться. ГЦСИ – о чем не трудно догадаться из названия – государственная институция. Укрепившись в регионах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград), центр пытается донести до далеких от арт-процесса людей, что современное искусство – это не страшно, а актуальный художник – отнюдь не вечно пьяный бездельник. Кое-кто, впрочем, критикует ГЦСИ за мягкость: искусство-де не всегда белое и пушистое, и в этом нет ничего плохого.

Итак, новые поступления – всего 215 объектов. По именам довольно представительно: Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Леонид Тишков, Вадим Захаров, Тимур Новиков, «Синие носы», Михаил Рогинский, Леонид Соков, Юрий Лейдерман, Александр Слюсарев – масса известных, действительно хороших художников. Есть старые, классические работы, есть и те, что совсем недавно были выставлены впервые. Однако, пробегая глазами список поступлений, сложно не заметить почти неизменной приписки «дар автора». А что же купил ГЦСИ? Две работы Альберта, столько же – Игоря Березовского, «Композицию #2» Юрия Злотникова, еще пару вещей. И все. Вопрос о том, хотел ли бы ГЦСИ купить больше, следует признать риторическим – разумеется, хотел бы. Если были бы деньги. Их дает Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Как говорится, спасибо и на этом.

Манеж ломится от искусства

 Экспонат VI Международного фестиваля экспериментального искусства
Экспонат VI Международного фестиваля экспериментального искусства

Петербургский «Манеж» битком набит contemporary art. Там проходит VI Международный фестиваль экспериментального искусства. Основной упор здесь сделан на проект иностранных художников «Открытые пространства и их обитатели». Его тема – место человека в современном мире, его независимость от рыночной стандартизации. Наверное, здорово, что художники из разных стран вновь и вновь поднимают этот актуальнейший вопрос, но, признаться честно, подобная проблематика уже нет-нет да и вызовет зевоту. Никакого разнообразия. Эту реплику, правда, можно счесть лишь очередной попыткой противодействия усилиям актуального искусства, направленным на освобождение современного человека. Значит, пока что не все люди обрели свою независимость от рыночной стандартизации, и художникам предстоит над этим еще работать и работать. Хотя в проекте задействованы авторы из Испании, Германии, Великобритании и Финляндии, заглавную партию исполняют… эстонцы. Организаторы гордо добавляют: «Проект впервые за последнее десятилетие столь широко представит искусство современной Эстонии». Достойно – ничего не скажешь.

Обращает на себя внимание ставшая частью фестиваля программа видеоарта International Video-Art from Galerie Blickensdorff. Стоит выделить одну работу – «Кусай морковку, зайчик» серба Деяна Калудьеровича. Мальчик и две девочки стоят на фоне фотографии из старого глянцевого журнала, затем картинка начинает оживать. Автор утверждает: все, что нам доступно, это – усвоить (в самом широком смысле этого слова), но прежде – переварить. Воистину так. Правда, неизвестно, как столь конформистская позиция вяжется с критикой медийного общества авторов «Открытых пространств и их обитателей». Однако более разумной сочтем позицию Калудьеровича. А потому – кусай, зайчик, кусай!

У Шаргорода тоже есть свой фестиваль

Еще один фестиваль актуального искусства проходит сейчас в украинском Шаргороде, что в 350 километрах от Киева. Уставшие от суеты мегаполиса, в это классическое еврейское местечко художники и зрители отправились за ощущением провинциальной чистоты и наивности.

Здесь тоже много говорится об освобождении художника от гнета критики, политического и социального заказа, но тут в это сложно не поверить. Одно место чего стоит: в Шаргороде с давних времен довольно спокойно уживались католичество, православие и иудаизм.

Состав участников вызывает уважение. С украинской стороны это, в частности, Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков и Мария Шубина. С российской, среди прочих, – Алексей Калима, Александр Шабуров и Юрий Шабельников. Все действо происходит под музыку, салют и шашлыки. Настоящая провинциальная утопия.

..............