Взгляд
24 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 02:55  |  vz.ru
Разделы

Правота превратилась в религию

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
Так уж повелось, что чем свободнее мы живем, тем шире героическое недовольство. А чем оно шире, тем больше его приходится сужать. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

России не с кем идти в ногу в будущее

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Утверждение новой общественной и экономической модели, которая бы пришла на смену изжившему себя современному капитализму, – это настоящая революция. Подробности...
Обсуждение: 74 комментария

Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

Иван Иванюшкин
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
В мае 1941 года Иван Бунин пишет Алексею Толстому, чтобы тот ходатайствовал о его возвращении на родину перед Сталиным. Однако возвращение не состоялось и до конца дней Бунин прожил апатридом – человеком без гражданства. Подробности...
Обсуждение: 76 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Двое сотрудников посольства России в Сербии покинули Косово

    Главная тема


    Газ стал Молдавии не по карману

    «омерзительный монолог»


    «Ельцин Центр» оскорбили гомофобные высказывания Вадима Самойлова

    ответ бундесверу


    Шойгу: НАТО стягивает силы к нашим границам

    организатор убийств


    Бастрыкин поручил изучить отказ Черногории выдать Тельмана Исмаилова

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    пролив Цугару


    Чем страшны угрозы японцев устроить ВМФ России «кровавый морской путь»

    патентное право


    Samsung уличили в копировании российской технологии

    Харьковские соглашения


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    имперская миссия


    Владимир Можегов: Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

    человек без гражданства


    Иван Иванюшкин: Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

    особый путь


    Игорь Караулов: России не с кем идти в ногу в будущее

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    Лилия Гущина: У кого автографов не берут

     Трудно газетчику на телевидении, телевизионному корреспонденту трудно в газете. Даже в смежных жанрах нужно долго осваиваться
       7 июля 2006, 18:04
    Фото: novayagazeta.ru
    Текст: Наталья Смирнова

    Лилия Гущина – известный журналист «Новой газеты», автор нескольких бестселлеров о женских хитростях и секретах. На обложке книги Ирины Хакамады Гущина указана соавтором, однако «слава» по выходу книжки распределилась неравномерно. Хотя обычно соавторы книг известных политиков остаются в тени и проходят как «редакторы». В интервью газете ВЗГЛЯД Лилия Гущина делится секретами работы над этой шумной книжкой и размышляет над модой на «литературу звезд».

    - Лиля, что в книге «Sex в большой политике» тебе как соавтору показалось важней всего?

    Что приносит звезда? Ткань. Дорогую и хорошую. А модельер может испоганить ее

    - Довольно странно, что при множестве рецензий и отзывов на книгу ее главное достоинство осталось никем не замечено. Мы сколько угодно можем говорить, что вместе с «Бедной Лизой» в русскую литературу вошла сентиментальная повесть, но все художественные достоинства карамзинского текста – пустяки по сравнению с фразой «и крестьянки любить умеют», которая была общественным подвигом и событием. Карамзин впервые сказал, что у крепостной девушки может быть чувство. Не зарони он это зерно, у нас могли бы и не отменить крепостное право, и оно бы плавно перешло в колхозный строй. Так и в книге Хакамады есть гражданский акт, совершенно не оцененный. Она вывела на авансцену соавтора. Мой портрет на обложке – беспрецедентный случай.

    - Сейчас актуальна «литература звезд». Откровения политиков и артистов издаются в промышленных количествах. Понятно, что за каждой звездой стоит человек, который превратил просто длинное интервью в художественный текст. Это человек-невидимка без юридических прав. А почему, собственно?
    - Если звезды достигли высот в своем ремесле, это не значит, что они столь же виртуозно владеют пером. Трудно газетчику на телевидении, телевизионному корреспонденту трудно в газете. Даже в смежных жанрах нужно долго осваиваться. А чтобы киноактер или певец, пусть даже великий, был профессиональным литератором, это как-то само собой разумеется. У нас в стране единственное ремесло, которое названо «святым», это ремесло писателя. И это же ремесло, которое в грош не ставят.

    Полистала в магазине «Москва» книги, над которыми явно работали такие же, как я. Имя им легион, а профессия – без названия. Александр Ширвиндт благодарит человека за помощь в «строительстве» книги, кто-то называет его автором литературного текста. Это неточно и так же странно, как если бы вместо имени дизайнера одежды стояло имя мануфактурщика, который произвел ткань. Что приносит звезда? Ткань. Дорогую и хорошую. А модельер может испоганить ее, как это случилось с книгами Аллы Пугачевой. Ткань шикарная, а книги так себе.

    Книга «Sex в большой политике»
    Книга «Sex в большой политике»

    - Ты думаешь, успех книги главным образом зависит от качества текста?
    - Да. Если вычесть усилия рекламы, конечно. Книга – это не фактура, а то, КАК она изложена. Именно это «КАК» и делает литературный обработчик. В любых сферах, где требуется коллективное творчество, у каждой специальности есть название. В кино существует сценарист, режиссер, продюсер, и это обозначено в титрах. В музыке есть автор текста, композитор и исполнитель. А в литературе нет даже термина для определения подобной работы.

    - Хотя работа была, если вспомнить, ну, хотя бы «Малую землю» Брежнева.
    - Но не было целого литературного направления - мемуары, исповеди, откровения кумиров, звезд, публичных фигур. Кто б им позволил? Сейчас это есть. А общественное сознание не адаптировано.

    По стране вообще гуляет «синдром крошки Цахеса». Мы не умеем делиться ни деньгами, ни успехом, особенно если они не заработаны. Незаработанными деньгами и незаслуженным успехом делятся хуже всего. Звезда может неплохо заплатить соавтору. Но в глубине души считает, что литератор должен почесть за счастье само общение со звездой, и смело ставит свое имя под чужим текстом. Как, например, снял бы режиссер «Лолиту», а в титрах бы вместо него и сценариста стояло имя Набокова. А режиссеру бы сказали: «Ты самого Набокова экранизировал, иди и будь счастлив».

    - Но кино – это кино, а не книга Набокова. А книга – не устный монолог звезды, это другое искусство, мало общего имеющее даже с умением складно говорить. Получается, что игра идет за пределами правового поля. Сильный забивает слабого. Брендодержатель выигрывает до начала игры.
    - Мы говорим не о тех случаях, когда люди пишут за «бренд». К примеру, на двадцатом боевике выдохся известный автор и возникла ремесленная бригада, которая пишет «его» тексты. Здесь авторский стиль не нужен, а хозяин бренда не крадет чужое.

    Много режиссеров писали воспоминания, а в бестселлеры вышла только книга Георгия Данелия с незатейливым названием «Безбилетный пассажир». Но если бы первой он выпустил «Тостующий пьет до дна», то второй бы не понадобилось, потому что у нее не было настоящего успеха. А просто первую и вторую писали разные люди.

    - Будем настаивать на том, что текст все-таки важней бренда?

    - Да. Особенно в социально-духовной области. За поступок Хакамады, на мой взгляд, должны схватиться. В этой сфере уже полно драм, попранных амбиций, мутной воды. И чем больше успех книги, тем больше талант ее создателя и тем тяжелей обида. А когда обижены те, кто создает образ мышления народа, ничего хорошего не жди. Ну гнобила советская власть талантливых людей, и где та власть? Это вообще социально опасно.

    Недавно я была с Ириной на VIP-презентации книги. Собралось камерное общество элитных персонажей. Из тех, что готовы засветиться на вечеринке в честь книги оппозиционного политики, а значит, хотя бы стилизованных под демократов. Народ они любят, они порядочны и толерантны. Ирина представила меня им максимально полно. Когда они разбирали со стола книги, мы с ней стояли плечом к плечу. Кроме композитора Александра Журбина, никто не попросил у меня автограф. Мой труд отсутствует в сознании даже продвинутых людей. У аккомпаниаторов автографов не берут.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •