Эмиграция живет тем, что убеждает себя – она сделала правильный выбор. Родина – очень плохая. Значит, эмигрант одним фактом своей эмиграции уже сработал на врага.
19 комментариевМученик светотени
Как и в любом городе, летом в Амстердаме бывает жарко. Но и в жару, и в дождь наблюдается скопление туристов и жителей города, терпеливо ждущих у входа в музей. 400-летие художника – свежесостоявшийся факт минувших выходных, а юбилейные фантазии в самом разгаре. С 2 июня в главном художественном музее страны Rijksmuseum посетители соблазняются возможностью лицезреть эксперименты английского арт-экспериментатора Питера Гринуэя.
«Я не художник и не режиссер. Я – творец образов» – так сам он коротко обозначил род своих занятий.
«Рембрандт был бы потрясен моим фильмом»
Интерес Гринуэя к творчеству Рембрандта воспринимается вполне естественно – ассоциативно великий голландец незримо присутствует почти в каждом гринуэевском фильме |
Интерес Гринуэя к творчеству Рембрандта воспринимается вполне естественно – ассоциативно великий голландец незримо присутствует почти в каждом гринуэевском фильме. Световые контрасты, организация пространства, зашифрованные подтексты и смысловая неоднозначность невольно заставляли сравнивать и сопоставлять.
И вот тайное стало явным. Питер Гринуэй заявил, что в 2007 году мир увидит его новое беспрецедентное творение – фильм «Nightwatching», работу над которым он начал в 2005 году.
Основным героем фильма станет… бессмертный шедевр Рембрандта «Ночной дозор». Тайна создания картины, реальные судьбы ее героев, неизвестные факты из жизни художника. Питер Гринуэй намеревается доказать, насколько роковым стало для мастера это полотно. Цена шедевра – жизнь. Свидетельства осуществления метафоры.
В двух залах музея – «театральная инсталляция», как называют обозреватели перформанс, сочиненный Питером Гринуэем. Хотя жанрово обозначить происходящее вряд ли представляется возможным.
Первая небольшая комната вводит в мир видеозвуковых фантазий Гринуэя. Виртуозное освещение. Светопредставление, короче говоря. Множество экранов с фрагментами знаменитой картины и образами, домысленными британцем, живущим сегодня. Пунктиром обозначается история жизни героев картины (реальная, вымышленная – кто знает). На многочисленных экранах меняются лица и фигуры персонажей – их жены, дети, матери, любовницы. Домашние животные. Обрывки фраз – голоса из прошлого. И неразгаданное убийство, тайну которого узнал Рембрандт. И месть персонажей мастеру. Художник и Время как модель.
Шум дождя и лай собаки
Через мгновение вы понимаете, что оказались в театре, и пространство картины ограничено красными кулисами, впереди нее – сцена, а вы, как зрители, можете занять места в зале |
Во второй комнате – собственно «Ночной дозор». И ничего кроме. На первый взгляд. Через мгновение вы понимаете, что оказались в театре, и пространство картины ограничено красными кулисами, впереди нее – сцена, а вы, как зрители, можете занять места в зале, организованном как университетская аудитория.
Вы можете сесть на скамью, опереться на широкие перила, обитые красным бархатом. В конце концов вы послушно занимаете места в зале – и по странному совпадению именно в этот момент гаснет свет и начинается действо, которое поначалу пугает и настораживает, но спустя два-три мгновения вы свыкаетесь с тем, что картина «оживает».
Персонажи двигаются, то одни, то другие, попеременно – становятся объемными. Динамичен ритм освещения, фейерверком меняются световые акценты, звучит музыка, слышны голоса – диалоги между группами людей. Смех девочки, лай собаки, барабанная дробь и шум дождя. Ливень, струящийся по темному фону полотна.
А потом красным заревом разливается и разгорается – то ли кровь, то ли огонь. И опять почти тишина и чинность. И только два главных героя на первом плане ведут учтивую деловую беседу.
Когда действо заканчивается, не очень понятно, сколько времени оно продолжалось. Вы испытали шок. И совершенно непонятно, почему картина выглядит нетронутой. Совсем такая же, как и раньше. Казалось, с ней что-то происходило. А может, привиделось – шедевр все-таки загадочная штука. Оживает порой – вместе со временем, в которое создавался.
Послесловие вместо предисловия
Дебют не остался незамеченным. Гринуэя стали называть «дирижером образов в реальном времени» |
17 июня 2005 года Гринуэй продемонстрировал совершенно новые опыты в жанре «живое кино» в амстердамском Club 11. Премьерный VJ-перформанс претворен в жизнь в партнерстве с диджеем Сержем Додвеллом (Радаром), делавшим музыкальное оформление проекта.
Гринуэй использовал специальную VJ-систему, состоящую из плазменных экранов, управляемых лазерным touchscreen. Усовершенствовав VJ-систему лично, используя 12 экранов и смешивая образы из фильма «Tulse Luper Suitcases» live, Гринуэй сделал шокирующее публику шоу, представив совершенно новый кинематографический опыт.
Дебют не остался незамеченным. Гринуэя стали называть «дирижером образов в реальном времени». Первая проба явилась прорывом мастера в творческие технологии нового времени, он завоевал международное признание как виджей и продолжил эксперименты в этой области на интернациональной сцене.
Он заявил, что следующей ступенью экспериментальной практики явится его официально объявленный VJ-тур, концерты которого представят новое направление Live Cinema True в самых разных странах мира.
- Возвращение блудного сына
- Почему не было великих художниц?
- «Мадонна» сменила хозяина
- Новые островки духовности
Так что юбилейный перформанс в Амстердаме – не только презентация будущего фильма Гринуэя «Nightwatching», посвященного жизни Рембрандта, но, по всей видимости, еще одна лаконичная декларация избранного направления, позволяющая увенчанному сединами лидеру интеллектуального кино заявить о своей причастности к парадоксальномыслящим из энергичного поколения интерактивных технологий.