Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
11 июля 2006, 12:10 • Культура

Музей тонких дел

Музей тонких дел
@ otdihinfo.ru

Tекст: Юлия Бурмистрова

Музей искусства народов Востока – «самый неизвестный музей Москвы». Так написано в рекламном тексте, распечатанном на принтере, распространяемом в музее. Да и сам музей с виду такой же – незаметный дом на Никитском бульваре. Его можно не заметить и пройти мимо. А тем временем внутри кипит своя наполненная событиями жизнь – от новой выставки до скандальной смены дирекции.

Что такое музей? Экскурсии, научные исследования, строгие бабушки-смотрительницы, пыль веков да протертые половики. Для Музея искусства народов Востока последние полтора года – это совсем не научные интриги вокруг директорского кресла.

Люди науки. Борьба за власть

Татьяна Метакса – одна из самых заметных людей в московской тусовке
Татьяна Метакса – одна из самых заметных людей в московской тусовке

Предыдущий директор музея, Владимир Набатчиков, проработал около 20 лет. Последние годы упорно увольняемый, он восстанавливался по суду. Почти непрекращающийся больничный (на больничном уволить нельзя) помогал уходить от комиссий и проверок. Превратив музей в площадку для личного и «научного» роста, ну никак не хотел расставаться с таким теплым местом.

За 20 лет работы музея на Никитском бульваре ни разу не изменялись и не дополнялись постоянные экспозиции. Закрыв местный профсоюз, Набатчиков получил безропотных сотрудников – почти все труды по музею издавались под его редакцией, молодые научные сотрудницы отбывали трудовую повинность в его приемной, без дополнительной платы обслуживали коммерческие выставки, ради которых задвигались плановые выставки, готовящиеся по несколько лет.

Происходило и многое другое, что, казалось бы, в музее, храме искусства, и провернуть невозможно. Этот персонаж напоминает мне другого персонажа из фильма «Гараж» – могущественного директора рынка: «Что я могу украсть на рынке?! Прилавок? Весы?»

Татьяна Метакса – одна из самых заметных людей в московской тусовке. Ее можно легко узнать по оригинальной, почти эпатажной одежде, ошеломляющей тюбетейке и ни с чем не сравнимому низкому голосу. Татьяна – потомок древней греческой фамилии, родственница известного коллекционера Георгия Костаки. Уезжая около 30 лет назад в Грецию, он передал почти всю свою коллекцию искусства начала прошлого века Третьяковской галерее (оставшаяся часть была куплена Грецией и находится в Салониках), а также «завещал» не обижать родственников.

Окончив педагогический институт, Метакса пришла в музей работать простым экскурсоводом. Потом она стала комсоргом, далее последовала по партийной линии и, не имея ни одной научной статьи, стала замдиректора по науке.

Метаксу можно встретить на открытиях различных бутиков, модных выставок, громких театральных премьерах. Почти везде ее принимают за «директора Музея Востока». Впрочем, в период затяжного увольнения предыдущего директора она была около полутора лет «и. о. директора» и с нескрываемым удовольствием говорила, что наконец-то она на своем месте.

Хотя надо отдать должное – рекламируя себя, она никогда не забывала рассказать и про музей. Собственно, это она и считала работой – популяризировать музей любыми способами.

Конечно, короля играет свита, «безропотные сотрудники» отчасти сами виноваты в том, что позволили втянуть себя в сладко-тягучее застойное болото неумелого единовластия.

Последние полтора года решали, что делать с музеем и как его вытягивать.

Полтора года велась битва за кресло с разных сторон.

В конечном счете было принято решение: нужен человек со стороны. Из научного мира, но со стороны, выросший не в этой системе управления и подчинения.

Новые надежды и горизонты

Музей искусства народов Востока
Музей искусства народов Востока
Новый, чуть более двух месяцев, директор музея – Александр Седов.

Проработавший более 34 лет в Институте востоковедения Российской академии наук, Седов прошел путь от старшего инженерно-технического сотрудника (лаборанта) до завотделом истории и культуры Древнего Востока. Седов – доктор исторических наук, археолог, специалист по доисламской Аравии, руководитель Российско-йеменской экспедиции, более сотни научных статей и семь монографий, обаятельный человек с бородой, курящий трубку.

Уходя от вопросов о прошлом и отказываясь обсуждать бывших и действительных сотрудников, Седов говорит только о насущных проблемах и будущем.

Одной из главных проблем нынешней ситуации Александр Седов считает отсутствие информации о музее. «Когда я сюда пришел, в музее даже не было Интернета! – сетует новый директор. – И это в то время, когда люди осуществляют почти всю свою жизнедеятельность через Интернет – от покупки еды до устройства личной жизни. А у работников музея не было возможности рассказывать о музее и коллекциях». А я, увлекающийся Востоком человек, в свою очередь удивлялась, рассматривая обширную программу музейного лектория, в котором были представлены самые разнообразные и интереснейшие темы. Знать бы о них раньше!

Седов мечтает создать попечительский совет, который помог бы привлечь в музей спонсоров. Важно пополнять фонды, организовывать экспедиции, поощрять научную молодежь. На Западе музеи не получают дотаций государства, а живут на деньги, привлекаемые с помощью попечительского совета, состоящего из известных и богатых людей. У нас попечительские советы имеют только Эрмитаж, Пушкинский и еще пара самых известных институций подобного рода.

Согласившись после некоторого раздумья на новую для себя должность, Седов верит в то, что музейная наука нужна людям, важна для государства. А также надеется найти в сотрудниках единомышленников, которые помогут изменить сложившуюся ситуацию.

Горит восток зарею новой

Несмотря на все страсти вокруг и внутри Музея Востока, он работал и работает. Недавно проведена ретроспективная выставка, посвященная 85-летию музея, издан каталог. Сделана золотая кладовая и планируется серебряная. Если удастся сделать их по типу открытого хранения, это будет существенным прорывом. Тогда каждый сможет посмотреть редкие вещи, которые никогда не выставлялись.

В китайском и японском залах уже началась реконструкция экспозиции, своим чередом идут плановые выставки, активно работает лекторий.

Скоро «вернут в строй» японский зал, а в нем – не выставлявшуюся более 20 лет двухметровую японскую статую Орла из слоновой кости. Шедевр эпохи Мэйдзи был подарен России в качестве компенсации за инцидент с будущим императором Николаем. Во время кругосветного путешествия наследника престола некий самурай ударил цесаревича шашкой по голове.

В нынешнее время повального увлечения Востоком – от еды палочками и правильного чаепития до китайской медицины и восточной философии – Музей Востока вполне может сосредоточить на себе интерес и стать одним из самых известных и посещаемых.

Если, конечно, захочет.

..............