Взгляд
5 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 08:34  |  vz.ru
Разделы

Если тебе грозит гибель, можно выключить и снова включить компьютер

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Человечество, состоящее из смертных существ, на протяжении всей истории грезило о конце времен. Это настолько естественно, что совсем не стыдно – никому не хочется умирать в одиночку. Подробности...

Бардак на ЧМ в Катаре – повод России уйти из УЕФА в Азию

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Нельзя исключать, что на мировом первенстве в США и Канаде 2026 года перед каждым матчем исполнят гимн ЛГБТ-сообщества, а в каждую команду обяжут включить по два гея и одному трансгендеру. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В США предупредили о риске войны с Россией из-за политики НАТО

    Главная тема


    Проблемы Фридмана в Лондоне станут для бизнеса уроком

    Беда на Каспии


    В Госдуме заявили о возможной причастности США к массовой гибели тюленей в Каспии

    «успокоить Зеленского»


    Во Франции предложили способ избежать «экономического суицида» ЕС

    «никаких переговоров»


    В США назвали сроки победы России на Украине

    Видео

    Канье Уэст


    Трамписты дотроллились до гитлеризма

    государственное регулирование


    Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

    советские боеприпасы


    Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

    захват церкви


    Православных украинцев отправят в подполье

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    состояние общества


    Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

    гражданская мантра


    Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

    напряжение в Центральной Азии


    Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    О статуях и рыбах

    Журнал «Октябрь»
       10 июля 2006, 16:42
    Фото: un.csu.ru
    Текст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

    Послевоенные годы. Скульптор Харитон, наставник юных талантов, предлагает своим питомцам упражнение – пластически оформить «идею шара». «Стихийный талант» Савка Скляр, шутник и мистификатор, поставил свой пластилиновый шар на цилиндр-пьедестал. А его друг Дима Висковатов – слегка пригладил шар в трех точках. Се аллегория: два типа искусства; одно беззастенчиво лезет на пьедестал, другое скромно выявляет Высший Замысел.

    В будущем весельчак Скляр, пошучивая и похохатывая, предаст друзей, подведет под пулю родного отца, станет мерзким гэбэшным провокатором, свяжется с криминалом, окажется виновником самоубийства чистой и искренней Маши Шошиной. А Дима Висковатов будет тихо ваять во Славу Божию, не обретет лавров, в зрелом возрасте придет к православию. Разумеется, тут же, в тексте, – соответствующие теологические выкладки…

    О статуях…

    Анатолий Найман
    Анатолий Найман

    Кого бы ни выводил Анатолий Найман – литераторов ли, кинематографистов ли, или даже, как в своем новом романе «О статуях и людях» («Октябрь», № 3), ваятелей, – всенепременно должен появиться «врун, болтун и хохотун», он же злодейский гад. В случае со Скляром Найман перебарщивает: такого количества гнусностей, какое взвалено на Скляра, не сможет сотворить ни один живой человек. И столь же всенепременно с чернотой злодейского гада будет красиво контрастировать ненавязчивая белизна и пушистость изысканно одинокого православного остроумца.

    Отыскать в объемном романе «о статуях и людях» что-то еще, помимо вышеназванного противопоставления, мудрено: как это вообще бывает в прозе Наймана, каждое предложение норовит стать блестящим светским афоризмом. Сквозь высокоумные сентенции и изящные каламбуры пробиваешься, словно сквозь бурелом. Мнится, вот-вот продерешься к какому-то просвету.

    А просвета нет как нет. Вязкий – и одновременно сыпучий, разваливающийся текст. Тухлая и суетная советско-богемная среда. И, кажется, субъект повествования пребывает в полном соответствии с объектом повествования. Совет им да любовь…

    О рыбах…

    Петр Алешковский
    Петр Алешковский

    Значительную часть четвертого номера «Октября» занимает роман Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции». На мой взгляд, этот роман – одно из самых важных событий текущего литературного сезона…

    Мужчине писать от лица женщины рискованно: невзначай он может дописаться до пресловутого: «Я шла по улице. В бока впился корсет». Но безупречное мастерство Алешковского снимает эти риски.

    Авторское «я» всецело растворяется в стихии повествования. И вот перед нами такая простая и такая прихотливая, такая страшная и такая светлая история жизни медсестры, беженки из Таджикистана. Неспешный зачин: детство, юность, археологические экспедиции, искусительная нега непостижимого, сладко-миражного мира Средней Азии.

    Затем – катастрофа, роковая встреча с насильником. Сюжет начинает неудержимо закручиваться, подобно водовороту реки, – все быстрее и быстрее, все гибельнее и гибельнее, – на последних страницах повествование сбивается на скороговорку (это единственный недостаток романа).

    Текст Алешковского – удивительное в своей точности свидетельствование о русской судьбе и русской душе (порой весьма нелицеприятное свидетельствование). Это точечные встречи русского пути с иными путями-укладами (героиню романа планида сводит с таджиками, эстонцами, евреями).

    И пускай неспокойная, вечно мигрирующая, полная потерь и горестей жизнь «рыбы» не так картинно самодостаточна, как жизнь одинокого хуторянина-лютеранина Юку Манизера (о, это вечное искушение русского духа «этикой протестантизма»…). Есть то, что сближает молчаливо-статичную жертвенность Юку и неприкаянную жертвенность рассказчицы. Неслучаен сквозной образ рыбы – упорной твари, всегда идущей против течения, отвергающей «легкие пути». Ведь рыба – пароль первохристиан и символ христианства…

    О повестях, рассказах и веселых кнедликах…

    Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания»
    Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания»

    Николай Климонтович обозначил свой цикл воспоминаний о детстве «Последнее назидание» (№ 3) как книгу. Возможно, существует «книжный» вариант «Последнего назидания». В варианте «журнальной публикации» это, конечно же, автобиографическая повесть.

    У Климонтовича есть замечательный дар – писать «вкусно». Пусть сама тематика новой повести не столь выигрышна, как тематика его других произведений, все равно «Последнее назидание» читается с огромным интересом. Климонтович внимателен к деталям окружающего мира. Он вглядывается в эти детали, любуется ими. Стало быть, у него нет времени на самолюбование. Читать Климонтовича – отдыхать от чтения Наймана. Тем более что Найман и Климонтович описывают одно и то же время и даже – отчасти – одни и те же события.

    «Три рассказа» Александра Хургина (№ 3). По языку – Зощенко, по сюжетам – Мамлеев. В тон Хургину – рассказы известного пермского тандема – Нины Горлановой и Вячеслава Букура (№ 3) и новелла Марка Харитонова «Голуби и стрижи» (№ 4). Тяготы быта. Коммуналки, больницы. Харитонов чуть лиричнее Хургина-Горлановой-Букура.

    Из общего тона «малой прозы» «Октября» явственно выбиваются «Три рассказа» Кирилла Кобрина (№ 4), все из себя «среднеевропейско-литераторские». Наверное, подобные вещи стал бы писать Борхес, если бы переселился в Словакию. Но Борхес остался в Аргентине. И правильно сделал. Не то пришлось бы ему сочинять историю про французского ресторанного критика, до смерти объевшегося в корчме «Веселые кнедлики».

    О стихах…

    Бахыт Кенжеев
    Бахыт Кенжеев

    Алексей Кокотов (№ 3) демонстрирует высший класс неоклассицизма: дописывает за Леконта де Лиля и Блисса Кармана. Александрийским стихом.

    Минуя простецкую поэзию Ивана Волкова (№ 3) (которая не лишена, однако, определенных изысков по части рифмовки) и культурологическую поэзию Вадима Перельмутера (№ 4), подхожу к наиболее интересной поэтической публикации «Октября» – к подборке стихотворений трагически погибшего в начале 90-х Александра Сопровского (№ 4).

    Судя по воспоминаниям, Александр Сопровский был восхитительно избыточной личностью: он все делал всерьез и с лихвой – шутил, дружил, пил, путешествовал, думал. «Избыточная тихая лирика» – казалось бы, парадокс, оксюморон. Ан нет. Стихи Сопровского, такие импрессионистские, такие облачно-летучие – густейший концентрат поэтики «Московского времени»; в них все – и легкокрылый лиризм Бахыта Кенжеева, и желчно-сухой кинематограф Сергея Гандлевского, и едкий привкус строк Алексея Цветкова.

    О прочем…

    Известный писатель-фантаст Андрей Столяров в статье «Пасынки Средневековья» (№ 3) дает свой взгляд на проблему «техногенных катастроф». По мнению Столярова, таких катастроф в дальнейшем будет все больше – до тех пор, пока они не погребут цивилизацию. Столяров считает, что предотвратить этот исход можно лишь одним способом – совершив радикальное упрощение структур цивилизации.

    Литературный критик Евгений Ермолин рисует беглые портреты трех южных российских городов – Астрахани, Краснодара и Пятигорска («Мой юг», № 4). Портреты любопытны. Хотя не всегда узнаваемы…

    Эссе Александра Иличевского «Attendez!» (№ 3) посвящено «Пиковой даме» и написано в лучших традициях комментариев В. В. Набокова: авторская мысль легко и непринужденно перепрыгивает от «Пиковой дамы» сначала к нумерологии (что имеет хоть какое-то отношение к теме разговора), а затем к мостам и туманам Сан-Франциско.

    Спору нет, в тексте Иличевского есть глубокие догадки и точные наблюдения. Но лишь задумаешься о том, что «хрестоматийная» «Пиковая дама» до сих пор толком не исследована (и, в частности, о том, что она не введена в контекст «романтической новеллистики» – см. Мериме, Гофмана и Эдгара По), – и изящное бильбоке Иличевского перестает радовать.

    Сергей Солоух говорит о том, что наступило «Время Шаламова» (№ 3). Галина Ребель (в № 4) расхваливает Алексея Иванова (автора «Золота бунта»), а Александр Грищенко (в том же номере) щедро отвешивает комплименты Андрею Нитченко…

    …Статуи стоят. Рыбы плывут…

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •