Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
7 июня 2006, 23:00 • Культура

А напоследок я спою

А напоследок я спою

Tекст: Ксения Маренникова

Последним штрихом в этой истории стал музыкальный диск, первая композиция которого носила название «Король мазута». Зная о моей любви к подобным артефактам, коллега молча поставил пластинку рядом с монитором – передом, так сказать, смотрящими прямо в душу большими грустными глазами Артиста. «Нечем себя занять, что ли?» – единственный вопрос, который хочется задать этой печальной голове.

Вот что рассказывает Наташа, pr-агент одного из «поющих олигархов».

«Для людей, у которых есть большие возможности, подобный проект не является самоцелью – они не занимаются шоу-бизнесом ради того, чтобы заработать деньги. Это достаточно классический случай для поющих бизнесменов – они не рассчитывают на то, что их творчество когда-то начнет окупаться. Хотя попадаются отдельные экземпляры, которые считают, что будут однозначно востребованы. Я бы назвала это более редким случаем, ведь, как правило, эти люди рациональные и все понимают.

Подобная ситуация складывается, если человек находится на той стадии развития, самоощущения, когда все, что он делает, направлено на развитие себя. Кто-то пробует рисовать, занимается танцами, поет. Проживая жизнь, такие люди в какой-то момент останавливаются и вспоминают о себе. Настоящая проблема у людей большого бизнеса – отпустить свое детище, перестать постоянно его контролировать, наконец, начать получать удовольствие от жизни!»

Наверняка среди читателей «Взгляда» есть банковские клерки, менеджеры среднего звена, присутствовавшие когда-либо при сцене, которую если и можно пересказать, то только своей второй половине под одеялом, в полной темноте. Это когда Ваш Банк или Корпорация празднует что-то такое: накрывается стол на тысячу сотрудников, включают светомузыку. После выступления группы «Блестящие», многочисленных тостов и объятий глава Правления взбирается на сцену и начинает петь.

Представьте теперь, что ваш Генеральный выходит на сцену, а за ним – живой оркестр, подтанцовка и честно отрабатывающий за пультом свои двести баксов звукорежиссер.

Королева креветок

Певица Надежда Болотова
Певица Надежда Болотова

«Оригинальную selfpromo-кампанию осуществила певица Надежда Болотова в ходе автогонки «Экспедиция Трофи», которая стартовала в Мурманске. В каждом городе, через который проходил маршрут экстремального путешествия, Надежда раздавала свой сингл «Лично в руки», опережая появление региональных пиратских сборников с ее песнями и нелегальных копий своего дебютного диска» – так начиналась недолгая пиар-компания по продвижению на музыкальный рынок «Королевы креветок». Ни «пиратских сборников», ни «дебютного диска» в этой истории быть не могло. По всем законам российского шоу-бизнеса. А так хотелось.

Надежда Болотова, больше известная как «Королева креветок» (креветки марки «Сальмон»), как сказано на ее официальном сайте, – певица, основатель, совладелец, президент группы компаний «Лёдово». По мнению журнала «Финанс» Надежда является одной из 50 самых успешных женщин России; по формулировке журнала «Эксперт» Болотова – «поющая предэлита России».

На вопрос, откуда в шоу-бизнесе берется «поющая предэлита», любезно ответил Александр Кушнир, президент пиар-агентства, с которым сотрудничала госпожа Болотова.

«Перед нами психология женщины-победителя, которая, не имея ничего, кроме паспорта с сибирской пропиской, приехав в Москву, в ряде сфер добилась очень многого. В какой-то момент возникает ощущение, что подобного успеха можно достичь, назовем это так, и в сфере искусства. Как ни странно, но и в шоу-бизнесе есть свои законы, тенденции, кто их понимает, тонко чувствует, тот выигрывает. Никакой Макс Фадеев не скажет вам десяти правил стопроцентного хита – у него ведь была масса и нехитов. Когда людям об этом говоришь, они не верят: «как же так, я же везде побеждал, у меня десять боев из десяти выиграны: пять нокаутами, пять – по очкам! Шоу-бизнес – это тоже бой. Что такое хит-парад? Это всего лишь таблица расположения команд по местам, как в футболе».

Возникает вопрос: почему, обладая возможностью вложить в музыкальный проект, скажем, пять миллионов долларов, не купить все, включая любовь зрителей, не найти толкового продюсера, не выкупить эфиры на десяти телевизионных каналах и радиостанциях?

«Суммы-то не бесконечны, – комментирует специалист. – Миллионы – это необходимое условие. Достаточное же условие – три-четыре суперхита, которые запомнятся. Лучшие потенциальные хиты известные продюсеры никогда не продадут, они оставят их для своих артистов. Продадут песню с успешной радийной судьбой, такой себе «хиточек». В чем заблуждение людей, которые думают, что все покупается: уже несколько лет нельзя купить ротации на некоторых телевизионных каналах, «Русскую» и «Европейскую» медиагруппы. На радио можно разместить песню за деньги, но горячей ротации, строчек хит-парадов и соответствующий интерес слушателей купить нельзя».

На вопрос, в чем же ошибка большинства «поющих бизнесменов», выходящих на рынок шоу-индустрии с простым желанием «засветиться», pr-менеджер одного из них ответила: «Люди, которые занимаются серьезным бизнесом, привыкли все контролировать сами – им очень не просто, когда речь заходит о творчестве, передоверить управление своим проектом кому-то другому. Это их основная ошибка. Потому что когда ты торгуешь кукурузными хлопьями и решаешь неожиданно переключиться на селедку, необходимо убедить себя и объяснить себе, что управление селедкой в твоем бизнесе надо доверить человеку, который понимает что-то в рыбной промышленности…»

Потратив нешуточные средства на запись песен, пиар-агентство, съемки нескольких клипов (спрятав в ящик вполне конкурентноспособные работы украинских клипмейкеров и несколько хитов, написанных для нее небезызвестным продюсером и композитором Вячеславом Тюриным), так и не поверив никому из чуждого ей бизнеса, Болотова выходит выступать перед аудиторией сотрудников Группы Компаний. «Дебют Надежды Болотовой как артистки состоялся летом 2004 года в усадьбе «Царицыно» на юбилейном вечере группы компаний «Лёдово», когда она впервые представила на суд зрителей эстрадную часть», – сообщает ее официальный сайт.

Зато менеджеру среднего звена не стыдно рассказать, что его Президент – умница, красавица, мать троих детей, да еще и поет. Делает она это отрепетировано и с удовольствием.

Чужая жена

Лина Милович – продукт элитарный, для тех, «кто врубается»
Лина Милович – продукт элитарный, для тех, «кто врубается»

Бывает так, что случается наоборот. Даже невозможное становится почти реальностью. Поговорим про это «почти».

«В отличие от ряда поющих олигархов, она пришла в шоу-бизнес как человек с безупречным вкусом, как будто закончила Беркли, скажем, заочно. Она пришла, уже в течение пяти лет занимаясь промышленной разведкой – искала авторов песен, органичных для выбранного ею стиля, – рассказывает Александр Кушнир. – Зрители могут видеть ее новый клип «Остров белых птиц» на песню, которую написал покойный Артур Пилявин («Квартал»), на каком-то этапе принимавший непосредственное участие в судьбе ее музыкального проекта».

Лина Милович – продукт элитарный, для тех, «кто врубается». Настоящее имя преуспевающей бизнес-леди прессе не оглашают, позволяя дописывать историю или вовсе ограничиваться сценическим образом. «Я разделяю шоу и бизнес. У меня есть дело, которым я занимаюсь с утра до семи вечера. А после рабочего дня – музыка, шоу», – говорит Милович. Или попросту – без комментариев.

Самое интересное и полемичное началось потом: ее пиар-компания стартовала, что немаловажно, с идеологии. «Братья Грим» создали свой «грим-рок». Лина Милович называет себя «первой трип-поп-леди отечественной сцены», подкрепляя «безупречный вкус» профессионализмом приглашенных в проект музыкантов: Саунд-продюсером Лины становится Сергей Наветный («Сплин»), аранжировщиком – Алексей Рахов («Dеadушки»), а на гитарах играли музыканты «Маши и медведей».

На что уходили деньги у «элитарной певицы»? Очень аккуратно: репетиционная база, студийное время, стипендия музыкантам, работа стилистов, съемки клипов, самое дорогое – ротации этих клипов, пресс-служба и покупные публикации. И вот долгожданный альбом готов! Как подготовить массового слушателя к новому музыкальному Явлению? Правильно, разжевать и положить в рот.

К намеченной дате релиза пластинки с гламурным названием «Пеdicure» выходит ряд статей, рассчитанных на массового потребителя: «Экспресс-газета» (2005, 2–8 мая) призывает читателей приложить максимум умственных усилий при прослушивании диска: «Вы такого не слышали никогда… Под ее музыку не хочется есть и танцевать, потому что над тем, что делает Лина Милович, надо думать»; газета «Собеседник» (2005, декабрь) сравнивает музыкальные творения Милович с фотографиями Хельмута Ньютона, «фотографа, который препарировал с циничной изысканностью голливудский мир моды»; газета «Версия» (2005, 18–24 апреля) обещает, что «имя Лины Милович в скором времени узнает вся страна» и т.д.

Далее во всех вышеупомянутых статьях речь заходит о количестве песен на альбоме (11); о песнях, которые можно смело назвать суперхитами («Чужая жена», «Платье», «Птица»); о тех, которые нуждаются в некоторой доводке («Пedicure», «Змея», «Восточная», «Любовь взасос»). Прочитайте другие материалы той же «Экспресс-газеты», и вы узнаете, кто из звезд отдыхает без трусиков, кто болен ветрянкой, у кого был выкидыш. К сожалению, массовому читателю интересны другие вещи. Зря, выходит, разжевывали.

И лишь «Известия» (2006, 22 февраля) поставили Лине диагноз, похожий на правду: «Страна оказалась не готовой дать простор фантазиям свежеиспеченного миллионера».

«Таким образом одна акула бизнеса раскручивает собственную жену, – пишет газета «Известия» о пластинке Милович. – Вкладывает немереные деньги. Но теперь надо выводить Лину Милович на следующий уровень – радио, телевидение, фестивали, а тут уже нужны не только большие деньги, но и большие связи».

Не их времена

Группа «Анж» впервые заявила о себе в 2003 году на канале MTV
Группа «Анж» впервые заявила о себе в 2003 году на канале MTV

«Анатолий, с детства любивший группы Metallica и Slayer, приехав из Казахстана в Москву, поступает на экономический факультет МГУ, чтобы обеспечить себе прочный финансовый фундамент для занятий любимым делом. На то, чтобы добиться независимости, ушли годы. В нашей стране любой бизнес закаливает и ожесточает. И одни только пять лет постперестроечной бизнес-гонки дали его творческому потенциалу и энергетике много больше, чем весь курс музыкальной школы» – краткая, но емкая биография Анатолия Журавлева, генерального директора строительной компании, лидера группы «АнЖ», играющей «прогрессив-трэш».

«Лидер коллектива Анатолий Журавлев не скрывает, что его цель – остановить разобщение российской рок-сцены, объединить музыкантов вокруг знамени качественной музыки, чтобы сохранить в России такое понятие, как рок», – сообщает официальный сайт преуспевающего бизнесмена. То есть объединить рок-музыкантов вокруг себя.

Группа «Анж» впервые заявила о себе в 2003 году на канале MTV, преимущественно в рекламных блоках. Следующим залпом было участие «Анж» в Байк-шоу. На аэродроме Касимово под Питером Анатолий Журавлев месил глину вместе с 30-тысячной толпой байкеров. Впрочем, численность аудитории в договоре с организаторами не оговаривалась.

Затем лидер «АнЖ» выступил с инициативой по созданию «профсоюза рок-музыкантов», с рядом исполнителей переговоры на эту тему ведутся до сих пор.

«В какой-то момент у Журавлева появилась возможность реализовать свою детскую мечту, – говорит Алексей, музыкальный критик. – Он сам пишет песни. Что ему помешало стать группой «Ария»? – вероятно, отсутствие радиохитов и «белый воротничок» МГУ.

Целевая аудитория Журавлева – на широком пространстве между группой «Кипелов» и группой «Ария». Подростков не обманешь. Журавлев как-то сразу сообразил, что в России мало быть музыкантом, «поэт в России больше чем поэт». В России надо быть идеологом.

И когда он начал делать подмосковные фестивали в стиле hard`n`havy с довольно неплохим составом участников, где он же и был хедлайнером, сразу пошли дивиденды, все стали понимать, что «АнЖ» на своем месте. Журавлев вряд ли будет вести передачу на канале ТВЦ. В рамках своей идеологии он вполне имеет право на существование».

Выпустив альбом, сняв четыре клипа и вложив десятки тысяч долларов в пиротехнические шоу на своих немногочисленных выступлениях, Анатолий Журавлев продолжает вести «подрывную» идеологическую хард-рок-деятельность, но с меньшими затратами, уделив серьезное внимание регионам. В Москве, как и во взрослом бизнесе, – конкуренция.

Самый удачный проект

Эмин Агаларов
Эмин Агаларов

Эмин Агаларов, сын владельца Crocus International, входящего, по мнению журнала Forbes, в сотню самых богатых россиян, в отличие от Лины Милович с ее безупречным вкусом, пишет сам, и пишет много. Молодой бизнесмен обращается к творчеству своих любимых исполнителей – Элвиса Пресли и Фрэнка Синатры. По версии пресс-службы Эмина, «у такого человека нет цели зарабатывать своей музыкой деньги. Цель этого проекта носит скорее просветительский характер».

Выпустив «самый stillный альбом года» Still, EMIN (сценическое имя Агаларова-младшего) в апреле 2006 года презентовал его публике. Вечеринка проходила в «Радиус-холле», в числе гостей которого были Оксана Робски, Ксения Собчак, Жанна Фриске. Критик Артемий Троицкий* назвал музыку Emin «VIP-роком» и предложил другим артистам поучиться у виновника торжества англоязычному произношению, интонированию и хорошему вкусу.

И опять – заглавная одноименная композиция с альбома Still не попадает на радио. Агаларов в поддержку песни снимает клип у Бондарчука, покупает ротации на телевизионных каналах, устраивает шумные вечеринки. Но тщетно. Неужто очередной проект «для посвященных» можно класть на антресоли?

Какие же самые распространенные ошибки делают бизнесмены? Или они приходят в шоу-бизнес, как в караоке-бар – просто «попеть»?

Прежде всего это подбор репертуара.

Во-вторых, отсутствие умного директора и продюсера, который бы любил артиста и понимал, что тот хочет. И умел спроецировать желания бизнесмена на жесткие реалии шоу-индустрии.

«Я поняла, что мне напоминает ситуация с поющими бизнесменами, – комментирует Аня, светский обозреватель. – Как будто человек хочет повыпендриваться перед своей девушкой и, раздевшись, в начале мая вбегает в Волгу. Набирает большую скорость и бежит. Дальше уже все понятно. По инерции он еще немного бежит, от страха делает три-четыре гребка, а потом на этой же скорости… Шоу-бизнес во всем мире специфичен, в России он специфичен втройне».

«Солист группы «Белый орел» нигде не показывался, – рассказывает другой обозреватель. – Когда люди узнали, что это поющий олигарх Владимир Жечков, какая была их реакция… Умные люди, наверное, думали: «ах как ловко он всех на…ал». Люди спокойные, буддисты, думали: «чем бы дитя ни тешилось…». А завистники – завидовали».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............