Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

19 комментариев
27 июня 2006, 15:17 • Культура

Школа злословия

Школа злословия
@ www.imdb.com

Tекст: Ольга Галатонова

Неявка председателя жюри и последовавший за этим эпистолярный роман не мог не обратить на себя внимание. Арифметический казус о двух сотнях фильмов, спровоцированный, вероятно, школьной диалектикой, также впечатляет. Как, впрочем, и сам Никита Михалков, который с улыбкой аксакала сообщил телезрителям, что в Голливуде не все благополучно, а «своему» фестивалю он пожелал бы не меняться.

Логику организаторов, исключивших из меню фильмы Венецианского, Роттердамского и Каннского фестивалей, наверное, нужно оставить без комментариев. Как говорится, пригорюнился Иван, а идти-то надо.

О гала-премьерах ММКФ можно писать сразу после публикации расписания: большую часть фильмов уже где-нибудь показали.

Сила искусства

Кадр из фильма «Самый быстрый «Индиан» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Самый быстрый «Индиан» (www.imdb.com)

«The World’s Fastes Indian» – не исключение, а «Самый быстрый «Индиан» плохо склоняется по-русски. Что нам известно о Новой Зеландии? Что туда бесконечно долго лететь, что по виноградникам бродят пингвины, поэтам платят компании, производящие молоко, население страны – около четырех миллионов и все они снялись в массовке «Властелина колец». Остальное – в энциклопедии.

Тем не менее новозеландец Роджер Доналдсон уже в 1971 году снял документальный фильм о национальном герое Бёрте Монро, установившем рекорд скорости на мотоцикле, собранном вручную чуть ли не из пищевых отходов. Спустя 35 лет тот же Роджер Доналдсон снял художественный фильм о том же, но уже покойном Бёрте Монро.

Монро сыграл Энтони Хопкинс, и, кажется, это одна из лучших его ролей. До последней минуты – блестящий моноспектакль, который можно перенести на сцену, исключив прочих персонажей и мотоцикл. Для этой роли Хопкинс выучился не только ужасному новозеландскому акценту, но и специфическому произношению прототипа. В целом фильм – это неторопливо разворачивающаяся драма о веселом безумии, передающемся воздушно-капельным путем. Можно показывать детям, а если потом они увлекутся мотоспортом или станут писать под лимонное дерево – так это всепобеждающая сила искусства.

Конкурс и перспективы

Кадр из фильма «Сколько ты стоишь?» (www.kinomania.ru)
Кадр из фильма «Сколько ты стоишь?» (www.kinomania.ru)

Французский режиссер Бертран Блие получил диплом провокатора в 1973 году, когда по собственному роману снял фильм «Вальсирующие», открывший миру Депардье, Миу-Миу и кухонную риторику сексуальной революции. С тех пор изменилось не многое – в картине «How Much Do You Love Me», в русском переводе оказавшейся романтическим вопросом «Сколько ты стоишь?», режиссер продолжает полемику с социальной мифологией тридцатилетней свежести. История Золушки: мелкий клерк, якобы выигравший в лотерею, предлагает усталой проститутке имитировать жену за впечатляющее материальное вознаграждение. Девушка профессионально интересуется деньгами, а вместо этого получает большое человеческое счастье. Унылый сюжет скрашивают появления водевильного гангстера-Депардье и диалоги вида:
- Она же шлюха!
- А ты кто?
- А я моложе.

И фрагменты «Кармен».

Моника Беллуччи обнажает рубенсовскую прелесть, драматически восклицает «я – проститутка!» и вполне способна олицетворять плодородие в небольшой стране. Фильм включен в конкурсную программу и будет интересен тому неизменно широкому кругу зрителей, которому внушает оптимизм откровение, что у барышни под шубой может не оказаться трусов.

«Велосипед» испанца Зигфрида Монлеона – уютная история о том, как добывать счастье из социальной активности. О режиссере не известно ничего – молод, перспективен, без особого блеска представлен на нескольких локальных фестивалях. Комическая ужимка – угон в финале надоевшего всем велосипеда – отсылает к Витторио де Сике, чем исчерпываются попытки встроиться в «великий» кинематограф путем цитирования.

Персонажи двух возрастных и социальных категорий – пенсионеры и студенты – сходятся в готовности бороться за светлые идеалы защиты окружающей среды, антиглобализации, чтобы во дворах – лавочки, следующая остановка – «Пляж» и чтобы «девятка» ходила как раньше, а не как сейчас. Студенты путают Маркса с Че Геварой, старички выпивают за Республику. Только 12-летний мальчик, преследуя корыстную цель понравиться девушке, развозит кокаин и мечтает о BMW. Все, как следует из названия, на велосипедах.

Если присмотреться внимательнее, фильм можно было бы вдвое улучшить, убрав половину диалогов – назидательных и убийственно-серьезных, все замирания камеры над тенью велоколеса – кто не фиксировал это чудо своим первым фотоаппаратом? – и значительную часть пейзажей с волнующимися кронами деревьев. Но, как учит Гринуэй, все это легко проделать при помощи ремот-контроля. «Велосипед» показывают в программе «Перспективы».

Сумма впечатлений

Кадр из фильма «Restart» (www.restartfilm.com)
Кадр из фильма «Restart» (www.restartfilm.com)

Со следующих трех фильмов я, признаться, ушла. Конкурсный «Самурай, которого я любила» начинается протяжной японской музыкой и панорамой рисового поля. Затем несколько сцен самурайского быта, встреча главных героев (разнополых) у ручья, спортшкола, юноши на ветвях дерева обсуждают будущее. До титра «завтра была война» досидеть не удалось.

Чешско-финский «Restart» исследует случай невроза. Вероятно, от отчаяния перед сложностью темы авторы воспользовались всем технологическим арсеналом – фильтры, ручная камера, рваный монтаж, мхатовская игра. Тушь течет, истерические фантазии героини постепенно актуализируются, финальная сцена на кладбище. Тоже «Перспектива».

Нильс Тавернье, с 18 лет играющий в костюмированных драмах, представлен в программе «Перспективы» своим первым полнометражным фильмом «Аврора». Из вступительной речи удалось заключить, что кино снималось 7 лет и если в зале есть зрители, не любящие танцы и/или не настроенные романтически, то им лучше незамедлительно покинуть помещение.

Следовало прислушаться. Девочка танцует на лужайке, принцы-принцессы, сновидения, начала аполлонического, инцест остался нереализованной возможностью, пленка антикварная, декорации получены в наследство. Возвращаюсь в зал к финалу – девочка танцует под ту же музыку, теперь в облаках.

Сумма впечатлений к концу третьего дня фестиваля более всего соответствует дневниковой записи французского путешественника XVIII века, оказавшегося в России: «Бесконечные унылые поля, а вечером – балет».

..............