Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
10 июня 2006, 12:33 • Культура

День рождения мороженого

День рождения мороженого
@ GettyImages

Tекст: Олег Рогов

«Нельзя победить народ, который в сорокоградусный мороз ест мороженое», – сказал Уинстон Черчилль. Забавно, ведь обычно русский национальный характер связывался совсем с другими традиционными угощениями – щами и водкой.

Мороженому исполняется 220 лет. Официальный его день рождения – день первых массовых продаж в Америке – 10 июня 1786 года. Но точную дату установить невозможно. Ведь точкой отсчета могут быть самые разные события. Например, упоминание о смешанных со льдом фруктовых соках в классическом китайском каноне «Ши цзин». Или рекомендации Гиппократа. Или ледяные погреба при кулинарном хозяйстве Нерона.

Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню
Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню

Подойдет и Александр Македонский, лакомившийся древним мороженым во время персидских походов. Ни Средние века, ни Возрождение также не претендуют на приоритет знаменательной даты, хотя мороженое постепенно укрепляло свои позиции в Европе.

Легенда гласит, что сам Марко Поло, пристрастившийся к мороженому в Китае, поделился рецептами с земляками-кулинарами. Один из них очутился при французском дворе. С тех пор на приемах у Екатерины Медичи гостям подавали мороженое с мандариновым соком. Разумеется, рецепт лакомства держался в строжайшем секрете. Следующей «остановкой» мороженого была Англия: внучка Медичи выходит замуж за Карла I и привозит с собой личного кулинара. Впрочем, секретом мороженого тот поделился с коллегами только после казни короля.

Новое время – новые нравы. Демократические преобразования наших прапрадедушек привели к появлению мороженого в общественных кондитерских. Десакрализация коснулась и этого десерта, как в свое время зеркал, пекинесов, табака и компьютеров. Начинается история брендов. Местечко Пломбьер обессмертило себя сортом «пломбир», австрийцы придумали гляссе, итальянцы изощрялись с фруктовыми добавками. Французы и американцы спорят о приоритете на эскимо («пирожок эскимоса», так сначала называлось мороженое в глазированном шоколаде).

Настоящая, промышленная история мороженого начинается в Америке. В 1846 году Нэнси Джонсон изобретает ручной фризер, но, как это частенько бывает, не позаботилась о патенте. Серийное производство начинается с 1851 года, в его главе стоит Якоб Фуссел, удачливый предприниматель. Дальше – больше. И объемов производства, и разных сортов, счет которых идет уже на сотни.

Mороженое – так, каприз
Mороженое – так, каприз

Многообразие видов мороженого обосновано некоторой необязательностью его присутствия в нашем меню. Десерт – всегда излишество, а именно в излишествах и проявляется вся причудливая изощренность многообразия. Первые и вторые блюда всегда более суровы, они жизненно необходимы и, следовательно, отношение к ним серьезное и прикладное. А мороженое – так, каприз.

Мороженое проникло в самые разные сферы культуры. На портретах дамы и кавалеры охотно позировали с десертами и тонкие ложечки соперничали с изяществом аристократических рук. Даже в отечественной поэзии мороженое присутствует. Вот два самых известных примера:

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка,
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.
И боги не ведают – что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед, –

писал в 1914 году Осип Мандельштам. Мороженое здесь предстает как повод вполне метафизического выбора, детской свободы воли, зыбкости и аморфности предмета наших желаний.

А вот Игорь Северянин наверняка гордился цветастой метафорой:

– Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции – десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? – не дорого, – можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
Ах, граждане, неужели вы требуете крэм-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа…

Через без малого сто лет «мороженое из сирени» стало вполне банальным десертом. Футуризм устарел – сегодня химические добавки способны придать мороженому любой вкус, цвет и запах…

..............