Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
6 мая 2006, 16:46 • Культура

МОМА попал в банку

МОМА попал в банку
@ www.ozon.ru

Tекст: Глеб Шульпяков

Один из лучших на сегодня альбомов по современному искусству от издательства «Слово». Эффектное и поучительное издание, тем более поразительное, если учесть, что картинки собраны в альбоме хрестоматийные, знаковые. Ставшие иконами ХХ века.

Успех обеспечивают две вещи. Это, во-первых, верстка, и, во-вторых, комментарии. Дизайнеры альбома – и западные искусствоведы, сопроводившие шедевры лаконичными статьями, – делают традиционное, в общем-то, «музейное» издание абсолютной новостью. В который раз доказывая простую истину: в «альбомном» деле важно не столько «что», сколько «как».

Альбомная ретроспектива

Обложка альбома «Музей современного искусства. Нью-Йорк»
Обложка альбома «Музей современного искусства. Нью-Йорк»

В книге представлены ключевые образцы из Музея современного искусства в Нью-Йорке, раскинувшегося на полквартала вдоль Западной 53-й. Из знаменитого Museum of Modern Art. Или попросту МОМА. Собственно, книга и есть такой бумажный вариант музея. Поскольку структура – печать репродукций на развороты, которые чередуются мелкой нарезкой и короткими комментариями, – отчасти повторяет и само музейное пространство. Где наша точка зрения тоже ведь постоянно меняется. От близоруких листов Одилона Редона к простыням Розенквиста, которые нужно разглядывать с птичьего полета, как минимум.

МОМА стартовал в 1929 году. Довольно любопытен принцип его пополнения. Из того, что подарено музею, причем без каких либо условий со стороны автора и гарантий со стороны музейщиков. Что позволяет кураторам комплектовать экспозицию по собственному усмотрению, вовлекая (или нет) «подарочные экземпляры». Принцип, знакомый по литературной жизни, кстати. Когда журнал принимает к рассмотрению любую рукопись, но печатает лишь некоторые из них. Не рецензируя – и не возвращая – остальные.

Что позволяет музею быть мобильным, подвижным. То есть поддерживать «текучесть кадров», оставляя незыблемыми столпы, вокруг которых, собственно, и раскручивается основная экспозиция. Как всякий музей современного искусства, МОМА играет роль полигона, экспериментальной площадки. Где среди шедевров «обстреливаются» новые образцы – на предмет соответствия понятию «современное искусство». Таким образом, контекст, как и всегда в музее, часто оказывается важнее отдельных объектов.

В альбоме, конечно же, собраны бесспорные шедевры. Намоленные иконы, как и было сказано. Но показательно и предсказуемо то, что перед нами не только «традиционное» современное искусство – живопись Пикассо или скульптура Джакометти, «Джаз» Матисса или l’art brut Дюбюффе. Но и вертолет-стрекоза «Белл-47D1» (проект дизайнера и поэта Янга). И «баухаусное» кресло «Василий» Марселя Брейера (имя в честь Кандинского) с каркасом из трубок, который впоследствии станет общим местом в дизайне мебели. Эскизы Миса ван дер Роэ. Торшеры. Стулья. Колыбельные кроватки.

То есть в поле зрения МОМА попадают не только объекты «высокого» искусства, но и новейшие – для своего времени – достижения дизайна. Ставшие теперь объектом искусства.

Грани

Эту грань – между искусством и дизайном, единичным и массовым, техникой и эмоцией, предметом и цветом – и пытается выявить музейное пространство. И наша книга, следуя ему, – тоже.

Передразнивая Уорхола, русские издатели засунули альбом в увеличенную до размеров собаки банку из-под советской сгущенки. С веселой надписью «МОМА» по борту, конечно. В таком игривом виде книга поступила в продажу. Так что, купив подарочный набор, можно докатить банку с искусством до дома прямо по улице.

Не забывая при этом, что сгущенка – в отличие от супа «Кемпбл», тушенки или зеленого горошка – всегда считалась предметом роскоши.

..............