Взгляд
7 октября, пятница  |  Последнее обновление — 16:29  |  vz.ru
Разделы

ОПЕК+ ставит на победу республиканцев в США

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Решение ОПЕК+ о сокращении квот демонстрирует, как быстро незападный мир вновь обретает реальную независимость. А как больно эта независимость бьет по дряхлеющему Западу. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Мы – вместе. И у нас все получится!

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
У нашего народа есть свой козырь в виде самого опытного в мире национального лидера Владимира Путина, под руководством которого он прошел за последние два десятилетия через такое количество кризисов и вызовов, что другим странам хватило бы на пару веков. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Почему Украина позволяет себе хамить папе Римскому

Александр Чаусов
Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
В очередной раз после призывов к мирному урегулированию конфликта на Украине со стороны папы Римского украинские политики и политизированные граждане высказали свою резкую критику в адрес римского первосвященника. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Россиянка Анна Кикина отправилась к МКС на корабле Crew Dragon

В среду россиянка Анна Кикина в составе интернационального экипажа отправилась к Международной космической станции (МКС) на американском корабле Crew Dragon. Пуск произошел с космодрома на мысе Канаверал. Это второй полет в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА
Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны сообщило об отбитых атаках ВСУ в Херсонской области, на Купянском и Краснолиманском направлениях

    Главная тема


    Как будет замерзать Украина

    песни на русском языке


    На Украине запретили российскую музыку

    «От Ванкувера до Донецка»


    Немецкий эксперт оценил вероятность выхода Европы из-под влияния США

    угрозы армагеддоном


    Сенатор Климов посоветовал Байдену не прикрываться Карибским кризисом

    Видео

    нехватка газа


    Польша начала борьбу против Германии за энергоресурсы

    превентивный ядерный удар


    Зеленский дал спецоперации новую цель

    резкие заявления


    Инцидент с украинским послом заставляет Казахстан сделать выбор

    гражданские подрядчики


    Кто и как может улучшить снабжение армии

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    будущее мира


    Сергей Худиев: Завоюют ли глобалисты Сербию

    придется бороться


    Михаил Диунов: Как Россия заставляла другие страны признавать свои новые границы

    искусственное цунами


    Владимир Прохватилов: Американцев пугает придуманное при Хрущеве оружие

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Новый Одеон, или Почему Васильев не нужен в России

    Анатолий Васильев
       3 мая 2006, 21:01
    Фото: Юлия Бурмистрова
    Текст: Юлия Бурмистрова

    Около 30 лет после пожара на ней не игрались спектакли. Право открыть сцену Театра единой Европы единодушно отдано Анатолию Васильеву и его театру. А в это время в своей стране его увольняют из созданного им же театра.

    В уже далеком 1986-м на волне перемен в стране, которой уже нет, были открыты новые театры. Театр на Юго-Западе, театр «На досках», театр на Красной Пресне, театр на Покровке, творческие мастерские СТД. Открылся и экспериментальный Театр-студия под руководством А. Васильева. Театру-студии выделили подвал дома на Поварской улице и сказали: «Твори».

    Васильев стал творить. Меньше чем через год, 24 февраля 1987 года, театр-студия выпускает первую премьеру «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Л. Пиранделло.

    Окно в Европу. Дерево

    Театр «Одеон»
    Театр «Одеон»

    Театр Васильева – изначально театр-студия, театр-лаборатория. Васильев не просто ставит спектакли, он изучает, экспериментирует, пробует, делает открытия. Продолжая преемственность Станиславский – Кнебель – Васильев, он не рассматривает театр как развлечение, но изучает театр как науку. Актеры его театра так и называются – актеры первой лаборатории, второй…

    Все его спектакли, как бы продолжая друг друга, вскрывают один за другим новые пространства, новые методы работы актера. В театральной среде появляются понятия «васильевская школа», «васильевский актер».

    Театр на Поварской – это воплощенная мечта о театре-школе, ставшая реальностью.

    В России есть еще уникальная черта. Художник должен быть признан за границей, которая нам когда-то там поможет. За границу попадает и театр Васильева, и заграница застывает в немом восторге.

    Чуть позже Васильева пригласят поставить спектакль в «Комеди Франсез», а потом вопреки правилам пригласят второй раз. Пригласят и в Содружество театров Европы.

    В древнейшем университете в Лионе откроют первый в Европе факультет режиссуры для Васильева. Дело в том, что в Европе за всю историю театра не учили «на режиссера», ими становились после общетеатрального образования или «из актеров». Открытие такого факультета – это признание заслуг науки Васильева, признание режиссуры самостоятельной профессией.

    Тут, правда, надо остановиться и объяснить.

    После признания в Европе Васильеву на родине предлагают под театр бывший кинотеатр, а на тесной Поварской решают открыть самостоятельную школу. Строительство затягивается, а школа так и не открывается. И только окончательно потеряв надежду открыть в России театральную школу, Васильев соглашается учить иностранцев.

    Но все это признание заграницы для России ничто, если признанный, кроме самого признания и места в истории, не приносит денег. Если художник остается так же непонятен для широких масс, если он вне политики момента, если не знаешь, что от него ожидать…

    Здание на Сретенке выделили, а построили только через 10 лет, тогда, когда это стало условием проведения Всемирной театральной олимпиады в Москве. Приказ об образовательном статусе театра подписали, но институт не открыли. Общежитие для артистов дали, а потом отобрали для более нуждающихся, хотя артисты Васильева ждали эти квартиры почти 20 лет. Работу театра потребовали поставить на поток, тем самым попробовав превратить лабораторный поиск в репертуарный конвейер.

    И все официальные письма, попытки защитить, ноты протеста из-за той же заграницы и от российских мастеров – это все комариный писк, от которого легко отмахнуться.

    Кому вершки, а кому корешки

    МХАТ
    МХАТ

    Давайте на минуточку отвлечемся от ситуации с увольнением Васильева, случившимся весной, и реорганизацией созданного им театра, от того, что за всем этим стоит, и посмотрим на это с другой точки зрения.

    Васильев посадил семечко в землю – подвал на Поварской. Оно пустило корни, выросло огромное дерево, и появилась крона – театр на Сретенке. С точки зрения Москвы Поварская – это выгодное помещение, с точки зрения Васильева, это корни его театра, школы, новой театральной науки. Это архив театра, библиотека, музей, квартиры артистов. Но в первую очередь это студия, школа-лаборатория. Лишить театр помещений на Поварской – это лишить театр корней, это, по сути, уничтожить уникальный театр. А люди, проработавшие в театре 10-20 лет и живущие там, просто оказываются на улице.

    Мимолетность vs История

    История прошлого века – это история становления нового театра, новой культуры и новой науки. А история, как известно, идет по кругу.

    В начале прошлого века открылись театры Мейерхольда, Михаила Чехова, Михоэлса, и потом они же были уничтожены под лозунгом «Товарищ Сталин сказал, что МХАТ учится у жизни, а все остальные театры учатся у МХАТ». В оттепель появились новые поэты, школы, художники, и потом появился ярлык «диссидент» и фраза «генетика – продажная шлюха империализма, а кибернетика – лженаука буржуазии». В перестройку открылись новые театры, теперь у них надо вырвать корни.

    Мимолетности нужна другая культура – сериалы по телевизору и голый зад на сцене. И совсем не нужны эксперименты ни в науке, ни в искусстве, если они не несут мгновенных денежных дивидендов, а, наоборот, требуют вложений. А вкладывать в историю невыгодно.

    Что нужно истории – покажет сама история.

    Несмотря ни на что

    А тем временем Анатолий Васильев, раздав «тридцать серебряников» (три оклада, выплаченные за увольнение) актерам театра, выпустил уникальную премьеру «Каменный гость, или Дон Жуан мертв», которая требует отдельной статьи.

    И готовится к большим гастролям – в парижском «Одеоне», на 5-й Всемирной театральной олимпиаде в Дельфах, на юбилейном фестивале в Амстердаме, и впервые за пять лет именно васильевский театр – единственный русский театр – будет представлен на 60-м юбилейном фестивале в Авиньоне. Правда, подписать приказ о проведении этих гастролей должен уже новоназначенный директор театра, по совместительству генеральный директор аудиторской компании, но это уже другая история – и отнюдь не история мировой культуры.

    Завтра читайте два отклика на спектакль «Каменный гость, или Дон Жуан мертв», последнюю премьеру в театре Васильева. Надеемся, что не последнего спектакля в этом театре.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •