Взгляд
26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 22:25  |  vz.ru
Разделы

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: На обеих нитках «Северного потока – 1» упало давление

    Главная тема


    Украинская разведка открылась «злым русским хакерам»

    «здорово ошиблись»


    Кадыров показал сбитый квадрокоптер с приветом из Нью-Йорка

    приостановка договора


    Мобилизованным разъяснили механизм сохранения рабочих мест

    экс-сотрудник АНБ США


    Путин дал российское гражданство Сноудену

    Видео

    отказ от российского газа


    ЕС обрекает себя на деиндустриализацию

    «перегибы на местах»


    Армия и общество требуют мобилизации без ошибок

    энергетический кризис


    Цены на электричество убивают литовскую экономику

    запасники музеев


    Церковь имеет шанс вернуть украденное большевиками

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    ГУМ да Винчи

    Экспонат  «Велосипед», представленный на выставке  «Наш современник Леонардо. Механизмы. Машины. Эскизы»
       26 мая 2006, 15:55
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Игорь Шевелев

    На волне скандального ажиотажа вокруг всех «кодов да Винчи» московский ГУМ выставил леонардовские механизмы и машины в прямой видимости от Красной площади в рамках фестиваля «Черешневый лес». Не хватало только танка, но его то ли не привезли, то ли задержали на таможне.

    Дресс-код да Винчи

    Изобретение Леонардо да Винчи «Поплавки для передвижения по воде» (фото ИТАР-ТАСС)
    Изобретение Леонардо да Винчи «Поплавки для передвижения по воде» (фото ИТАР-ТАСС)
    Леонардо да Винчи (1452-1519), как известно, не стеснялся придумывать на века вперед. Это сейчас мы разгадали, что часть его чертежей - это нынешняя залповая система «Град», автомат Калашникова, велосипед, самодвижущаяся машина, сиречь автомобиль, шарикоподшипники, водные лыжи, прожектор, танк, планер, подводная лодка и так далее. Наверняка что-то осталось и для будущих веков, мы еще просто не разгадали пресловутого «кода». Но и то, что есть, производит большое впечатление, особенно когда собрано в одном помещении.

    Тем более если это помещение - ГУМ, его первая линия с фонтаном в центре. Фонтан наверняка тоже придуман знаменитым итальянцем, просто никто еще об этом не знает. Поскольку тема нынешнего, шестого, фестиваля искусств «Черешневый лес» была обозначена как «Современник Возрождения», то его организаторам сразу стало ясно, что без нашего флорентийца не обойтись. Хорошо еще, что в Италии есть специальный фонд Anthropos, который нашел подходящие материалы и силы для перевода леонардовских чертежей в реальность и натуральную величину. Ну а разместить все эти десятки механизмов можно было, наверное, только в огромном ГУМе.

    Почти десять лет назад, помню, на какой-то итальянской выставке на третьем этаже допожарного Манежа уже демонстрировалась часть леонардовских машин, но их было намного меньше, да и выставочная площадь была невелика, а тут, на просторе, в окружении людей и манекенов из самых модных мировых фирм, они производят запредельное впечатление.

    В центре - зеркальная комната на одного человека. Налево – мирные приспособления вроде подъемного крана с лебедкой, землеройной машины, прокатного станка, гидравлической пилы. А направо – совсем наоборот: мортира, пулемет веерного огня, паровая пушка, катапульта, колесница с серпами и молотами для косьбы вражеских солдат.

    Демонстрируются все эти произведения Леонардо да Винчи в ГУМе под им же написанную музыку. Какой-то ребенок спросил у своей мамы: «А что, поет тоже он?» - «А как же, - ответила мама, - конечно, он». Что ни говори, широк итальянский человек, надо бы, как предлагал классик, сузить.

    Сутин, Гельман, Бонапарт

    Галерист Марат Гельман на III Московском международном салоне изящных искусств (фото ИТАР-ТАСС)
    Галерист Марат Гельман на III Московском международном салоне изящных искусств (фото ИТАР-ТАСС)
    А буквально в сотне-другой метров от ГУМа, в Манеже, проходит III Московский международный салон изящных искусств. В сентябре вроде бы был предыдущий, и вот уже следующий.

    Надо сказать, что прошлый салон произвел большое впечатление размахом и подбором выставленных живописных картин, мебели, антиквариата, предметов ювелирного искусства и прочей роскоши. Ива Бувье - президента компании, которая проводит эти салоны, - предупреждали, что российский Таможенный кодекс так устроен, что покупать предметы искусства с салона никто не сможет. И налоги надо платить несусветные, и происхождение денег придется доказывать, и вообще мороки с оформлением не оберешься. Гораздо проще будет тут посмотреть, выбрать, что понравится, а потом поехать по месту пребывания галерей и там купить, заплатив тамошние налоги в чужую казну, поскольку, как говорил еще покойный член Политбюро Михаил Суслов, «мы на идеологии не экономим». А идеология - это и есть наш особый путь.

    В итоге на нынешний салон многие зарубежные фирмы, которые осенью с готовностью бросились на богатый российский рынок, уже не приехали. Пришлось их заменять российскими товарищами.

    Вообще по сравнению с прошлым годом в тех же масштабах осталась только «ювелирная часть» салона. Из живописи представлены лишь те художники, которые представляют, как выяснилось, интерес для русских покупателей. Как правило, это вполне французские живописцы, но с русскими корнями – Сутин, Ланской, Поляков, Кремень, Шагал. То есть живопись живописью, но и идеологии место есть.

    Примерный портрет русского коллекционера очертил на пресс-конференции тот же Ив Бувье. Наш собиратель изящного достаточно молод – от 35 до 45 лет, занят в промышленности, имеет все признаки олигарха, приходит на салон только посмотреть, а покупает потом, очень любит покупать то, что связано с Россией.

    В связи с чем многие галереи, рассчитанные на традиционного, а не русского коллекционера, в Москву на этот раз не приехали. Разве что парижская галерея Ratton-Ladriere, расположенная напротив Лувра, рискнула привезти парных китайских верблюдов XV - начала XVI века из старых пекинских захоронений да пару итальянских Геркулесов XVI века кому-нибудь на дачу. Их, видимо, вдохновила покупка после прошлого салона барельефа 1780 года работы скульптора Козловского. Это произведение ЛУКОЙЛ подарил после настоятельных просьб вышестоящих товарищей Третьяковской галерее к юбилею. Да еще одна парижская галерея привезла много произведений, посвященных Наполеону. Там же, кстати, выставили и караул из остатков наполеоновской гвардии, видимо, дожившей в России до наших дней.

    Отсутствующих заменили, как было сказано, московские галереи, которые предлагали в основном современное искусство. Впрочем, и среди иностранцев место антиквариата заняла живопись и скульптура ХХ века. Выделялась, например, работа болгарского скульптора, живущего в Нью-Йорке, Димитрия Луканова «Свет небесный». Ее пятиметровый оригинал, выигравший конкурс, стоит на первом этаже международного аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке. В Манеже представлена сравнительно небольшая копия. Луканов делает работы по уникальной древней технологии, идущей со времен древнего Шумера, когда бронзу покрывают воском, произведение отливается целиком за один раз, воск во время заливки растапливается, а скульптура получается - словно облако или взрыв.

    Российские галереи не были столь изысканны, но стояли сомкнутым строем – «Риджина», Галерея Гельмана, ХL, «Айдан», Stella Art. Как сказал мне перед открытием Марат Гельман, у него западные галеристы купили с ходу еще во время развески несколько работ «Синих носов» и скульптуру. А лишь только салон открылся, я и сам видел, как пришел Зураб Церетели и купил все остальное. Впрочем, таможенную зону эти произведения, думаю, не должны проходить. С ними проще.

    Вообще же погулять по Манежу до 29 мая включительно можно будет с удовольствием. Сделан даже специальный променад между знаменитых больших фотографий Беттины Реймс, предоставленных Московским домом фотографии и отобранных самой фотохудожницей. Смотреть их надо, несмотря на пугающую фривольность и изрядную цену билета в 600 рублей за посещение салона. Причем по билету пустят лишь с 14 до 18 часов. Потом санитарный час. А с 19 до 23 часов вход только по VIP-приглашениям. Видимо, будут те же предметы изящных искусств, что и для всех, но еще с шампанским и с коньяком «Арарат», нашим едва ли не единственным из оставшихся стратегически-алкогольных партнеров.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •