Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

73 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
22 мая 2006, 14:55 • Культура

Наши в Третьяковке

Наши в Третьяковке

Tекст: Игорь Шевелев

Нынешний, 2006, год – юбилейный для Третьяковской галереи. Ровно 150 лет назад ее основатель Павел Михайлович Третьяков начал собирать русскую живопись. 10 мая (22-го по новому стилю) 1856 года он получил расписку от художника Худякова, что тот взял задаток за свою картину «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Так, со злободневной таможенной темы было начато собрание произведений искусства, считающееся ныне одним из символов России, а уж Москвы-то, которой Павел Третьяков отдал в начале 1890-х свою галерею с единственным условием – пускать сюда всех бесплатно, и подавно.

Икебана с литией

22 мая состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах
22 мая состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах
Праздничных мероприятий будет много, основные уложатся в неделю – с 18 по 25 мая. Начать надо с вернисажа в Новом Манеже 18 мая. Там развернется «передвижной музей» Третьяковки, где будут показаны 122 работы XVIII – первой половины ХХ веков из запасников галереи. Отметим, что это произойдет в Международный день музеев. Выставят отличные работы классиков – от Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Брюллова и других до «тихих реалистов» 1920 годов – Петрова-Водкина, Кустодиева, Осмеркина, Павла Кузнецова. Сами третьяковцы особо отмечают в экспозиции виды Иерусалима и Флоренции Николая Чернецова; картину «Поздравление» Леонида Пастернака, на которой был в юности изображен небезызвестный ныне «герой телесериала», а до и после того великий поэт Борис Пастернак; а также женский портрет дореволюционного Исаака Бродского, будущего классика ленинианы.

И без того отборную выставку усилит отдельный раздел полутора десятков картин художников-нонконформистов 1950–60-х годов из коллекции Владимира Немухина. Ее специально приобрело правительство Москвы для подарка Третьяковской галерее. Вообще подарков от лиц и организаций будет много.

Собственно в день рождения Третьяковки – 22 мая – никаких выставок не предусмотрено. В духе нынешней идеологии состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах, возложение венков к памятнику Павлу Третьякову во дворе музея, а также на могиле Новодевичьего кладбища, где пройдет и лития, то есть особое моление об умершем. Из художественных событий отметим разве что открытие во дворе Третьяковки «растительной инсталляции» знаменитого японского мастера икебаны Тетсунори Кавана. 8-метровый зеленый бамбук, символизирующий переход от будничного Лаврушинского переулка к возвышенному галерейному пространству, очертит фасад галереи. Плюс украсится цветущими растениями, на фоне которых все именинники и сфотографируются на память.

На следующий день, 23 числа, там же откроется выставка, посвященная братьям Третьяковым. Пройдет презентация роскошного альбома с 900 репродукциями картин из собрания Павла Третьякова. А вживую, кроме семейных фотографий, покажут картины французских художников, которые собирал младший брат Павла – Сергей Михайлович. Ныне они находятся в ГМИИ имени Пушкина, и эта выставка тоже как бы дар со стороны коллег.

Сами братья были удачливыми бизнесменами. Основанная ими льняная мануфактура в Костроме работает до сих пор и даже в качестве особого отличия заслужила имя Ленина. Сергей Третьяков пару раз избирался московским городским головой. Кроме покупки у художников произведений искусства, Третьяковы много занимались благотворительностью, основывали дома для сирот и инвалидов и старались держаться подальше от власть имущих.

Не уверен, что самим им понравилась бы нынешняя программа празднеств, заканчивающаяся 25 мая в Колонном зале Дома Союзов торжественным заседанием и праздничным концертом. Во всяком случае, когда весной 1894 года представители власти и церкви отмечали там же, в здании Дворянского собрания, передачу в дар Московской думе этой самой галереи, Павел Третьяков уехал в Париж, чтобы не присутствовать, никого не видеть и ничего не слышать.

Нам же предстоят приветствия президента, министра культуры, мэра, коллег-музейщиков, банкиров, прозвучит «Увертюра» Глинки, его хор «Славься», пение «Богородице Дево, радуйся», музыка Бортнянского, письмо Татьяны в исполнении Ольги Гуряковой, дуэт пианиста Александра Гиндина и скрипача Максима Федотова. Это идеологически и художественно выдержанное в лучших традициях мероприятие будет вести народный артист Сергей Шакуров.

От инсталляций до почвенников

Павел Третьяков (Картина Репина И. Е,)
Павел Третьяков (Картина Репина И. Е,)
Как ни странно, основные художественные акции вынесены в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Именно там 24 мая будет представлена выставка «Музеи России поздравляют Третьяковку». Более трех десятков музеев, включая Русский, Исторический, Эрмитаж и практически всех участников выставочного цикла «Золотая карта России», представят еще один «мини-музей» со 120 шедеврами русского искусства – от иконописи до начала ХХ века.

К празднику перетасовали постоянную экспозицию, посвященную искусству ХХ века. Как говорят в самой галерее, предыдущий вариант, сделанный в 1998–2000 годах, успел устареть. В первых 13 залах, посвященных искусству 1910–20-х годов, покажут движение от примитивов Ларионова, Гончаровой и «Бубнового валета» к кубизму, супрематизму и конструктивизму. Выставят две инсталляции, посвященные авангардистским выставкам начала 20-х годов. В отдельный зал выделили «чемпионов арт-рынка» – Кандинского, Шагала и Филонова. Выставят агитационный фарфор. Покажут «неоклассиков», в которых записали Яковлева, Серебрякову, Григорьева, Анненкова и других. Особо хотели похвастаться «Юлией» – обнаженной скульптурной фигурой балерины Юлии Подгурской – шедевром Веры Мухиной, но… «не успели оформить документы».

Зато внутри прежней экспозиции разместились две выставки. Первая – художников-нонконформистов из собрания Евгения Нутовича: Соостер, Немухин, Мастеркова, Булатов, Плавинский и иже с ними. А – чтобы уравновесить бывших диссидентов – рядом поставят два десятка работ кондовых и официальных реалистов-шестидесятников типа братьев Ткачевых, Кугача, Сидорова, Стожарова и других. Это как бы подарок от Союза художников РФ, причем отбирали работы себе в дар сами работники галереи. Апофеозом же станет экспериментальный раздел «новейших течений», который разместится в залах, где недавно проходила выставка Энди Уорхола.

К юбилею фасад здания на Крымском Валу должен был быть украшен инсталляцией А. Константинова, которая превратила бы его в современное подобие старого здания в Лаврушинском, но и тут не поспели к дате. Зато галерея примет дары от корпораций и частных лиц, из которых можно выделить терракотовый барельеф вроде бы работы знаменитого скульптора второй половины XVIII века Михаила Козловского, датируемый 1780 годом. Дело в том, что это произведение вообще стало известно лишь в начале 1990-х годов и было куплено ЛУКОЙЛом по просьбе Третьяковки с недавнего международного салона изящных искусств в Манеже.

Короче, – и то хорошо, – всем будет о чем подумать и на что посмотреть в эту горячую «третьяковскую неделю» в майской Москве.

..............