Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
21 мая 2006, 18:27 • Культура

Монмартр в «Эрмитаже»

Монмартр в «Эрмитаже»
@ www.timeout.ru

Tекст: Алена Данилова

Французская песня как жанр, именуемый шансоном, родилась на склонах Монмартра в конце XIX века. На протяжении целого столетия для поэтов, композиторов и, конечно же, исполнителей кабаре были храмами, Монмартр – идолом, а Париж – верховным божеством. За это столетие французский шансон превратился из искусства в цивилизацию, породил квинтэссенцию песни – Эдит Пиаф, и умер на исходе века, так же, как родился.

С Монмартра исчезли не только художники и поэты, но даже проститутки. Кабаре и мюзик-холлы утратили всякое отличие от стрип-баров. И хотя Париж-то, конечно, остался, но парижская песня явно перешла в категорию ретро.

Почему же затонула эта Атлантида? Ответ только один: кончилось ее время. И все же на то она и Атлантида, чтобы искатели приключений в поисках ее сотнями погружались в пучины прошлого.

Законы жанра

За это столетие французский шансон превратился из искусства в цивилизацию, породил квинтэссенцию песни – Эдит Пиаф (www.imdb.com)
За это столетие французский шансон превратился из искусства в цивилизацию, породил квинтэссенцию песни – Эдит Пиаф (www.imdb.com)
Валери Мишлер, чей единственный московский сольный концерт «Песни Монмартра» состоялся в театре «Эрмитаж», едва ли согласилась бы с вышеизложенным. Современная во всех отношениях, даже в происхождении (ее мать – то, что французы называют «pied-noir», переселенка из бывших колоний, а отец – коренной эльзасец), она и любимым музыкальным направлением называет вовсе не шансон, а рок.

Однако именно Валери Мишлер, открыв для себя знаменитого монмартрского поэта Бернара Димея, вдохнула в них жизнь и заставила снова зазвучать уже позабытые песни. Для нее они – не приятное воспоминание о прошлом, а самое актуальное настоящее.

Репертуар, принесший славу Мишлер, состоит целиком из песен, слова которых написаны Димеем. Среди композиторов – и Шарль Азнавур, и Франсис Ле, и неизменный аккомпаниатор Валери – пианистка Катрин Бедез. Старое и новое в исполнении Мишлер едва отличимы одно от другого, однако ошибкой было бы считать ее репертуар подделкой под ретро, точно так же как и адаптированно современным.

«Я просто влюбилась в него, – говорит Мишлер о Димее, – для меня он – соединение реалистичной песни (официальное наименование жанра, общеизвестного как французский шансон – ред.) и рока, двух дорогих для меня миров». В действительности реалистичной песни в исполнении Валери Мишлер куда больше, чем рока, а театра – куда больше, чем песни. Но стоит ли взвешивать и вычислять доли того, и другого, и третьего, если результат – поистине уникален.

Полтора десятка песен, которые певица исполнила в «Эрмитаже», мало знакомы и российской и нынешней французской публике. Поэт Бернар Димей, умерший четверть века назад, был и при жизни, что называется, широко известен в узких кругах, несмотря даже на то, что песни на его стихи – в репертуаре таких гигантов, как Ив Монтан, Жюльетт Греко, Серж Реджиани, Анри Сальвадор и Шарль Азнавур. Колоритный бородач, завсегдатай монмартрских кафе, Димей был последним из могикан упоительного мирка парижской богемы, духом которого насыщены его стихи, – смешные, не лишенные известной скабрезности, но и драматизма.

Единственный концерт

Валери Мишлер
Валери Мишлер
Валери Мишлер чувствует себя как рыба в воде, переходя от песен, полных подлинного трагизма, к лирическим, а о них – к озорным, развеселым шансонеткам. В ее концерте-спектакле все подумано до мелочей. Даже сценический костюм, словно вторая кожа, преображается вместе с певицей. Строгое черное платье неожиданно открывает в умопомрачительном разрезе кружевную резинку чулка – и меланхоличная влюбленная превращается в разбитную девчонку с Пигаль, которая через несколько минут в багровом свете софитов станет пылкой и страстной «фам фаталь».

Низкий, хрипловатый голос Мишлер, ее магнетическая артистичность и искренняя влюбленность в то, что она делает, увлекают публику уже через несколько минут после начала представления. Ни незнакомый язык, ни новизна зрелища уже не могут встать между певицей и ее слушателями. Мишлер играючи вовлекает аудиторию в свой спектакль и достигает той степени близости с публикой, которая, казалось, была возможна только в маленьких парижских кабаре, где артистки выступали едва ли не на коленях у посетителей просто из-за тесноты душных зальчиков с крошечными подмостками.

Зрители устроили Валери Мишлер настоящую овацию, и это было самое меньшее, что они могли сделать для певицы, подарившей им вечер в ином измерении, именуемом «Песни Монмартра». Исполнив напоследок комичнейший канкан, Мишлер сообщила, что завтра улетает в Париж, но обещала скоро вернуться.

..............