Взгляд
8 декабря, среда  |  Последнее обновление — 06:07  |  vz.ru
Разделы

Приднестровье – барьер на пути агрессивного румынизма

Андрей Сафонов
Андрей Сафонов, политолог (Тирасполь), эксперт НОМ
На приднестровских выборах особого накала, как это было, например, в 2011 или 2016 годах, нет. Может создаться мнение, что борьба идет без прежнего огонька. Но она все же идет. Подробности...

Добродетель – не слепая вера, а рассудительность

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Если человек втянулся в культ, потратил время, деньги, репутацию – ему невыносимо признать, что он поступил как дурак. Это тем более невыносимо, если он, будучи в культе, совершал что-то явно глупое, позорное или преступное. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Почему нельзя массово репатриировать русских в Россию

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Смириться с провалом «мягкой силы», забрать всех русских и тем самым показать «где-то-там-станам» ошибочность их культурной политики? Это не в интересах ни России, ни русских людей за ее пределами. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Сенате США сообщили о работе над «матерью всех санкций» против России

    Главная тема


    Госдума взяла под защиту "русскую партию" Америки

    стрельба в центре госуслуг


    Полицейский рассказал о задержании стрелка в МФЦ

    свобода действий


    Эксперт: Конгрессмены сняли санкции с «Северного потока - 2» в качестве подарка Байдену

    нарушение прав


    В отношении «Миротворца» открыли расследование на Украине

    Видео

    30-летие роспуска СССР


    Как Горбачев пытался спасти Советский Союз

    денежные переводы


    Клиентов банков ради защиты от мошенников лишат привычного удобства

    военные преступления


    Бельгия нанесла поражение латышским нацистам

    оружейный рынок


    Как России зарабатывать больше на продаже вооружений

    армия и вооружение


    Новый бомбардировщик будет иметь особое значение для России

    русское культурное поле


    Антон Крылов: Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

    родные соотечественники


    Сергей Мардан: Верните русских!

    русское предупреждение


    Андрей Колесник: Киеву придется заплатить непомерную цену

    на ваш взгляд


    После вооруженного нападения в московском МФЦ нужно усилить меры безопасности в центрах госуслуг?

    Восстание Кукоцкого

    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого»
       3 апреля 2006, 16:35
    Фото: www.grimov.ru
    Текст: Екатерина Сальникова

    Наконец НТВ поставил многосерийный фильм Юрия Грымова в дневной эфир уик-энда. Оригинальный подход к поиску оптимального режима трансляции такого суперпроекта – водрузить его на место «фильма выходного дня».

    В любом случае, вышло очень по-российски. Предоставлять аудитории по выходным не разрядку в виде боевиков и романтических комедий, а, наоборот, «загружать» зрителя переживанием больших исторических конфликтов и философских проблем. Избыточность серьезного все равно не ощущается. Наше телевидение слишком бесперебойно снабжает людей программами сугубо развлекательного толка всю неделю напролет.

    Песок бытия

    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)
    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)

    Поначалу немного мешает избыточная визуальность, к которой всегда тяготеет Юрий Грымов, и в своей рекламе, и в своем кино. Слишком утрированно экспрессивны лица массовки во главе с толстухой-певицей, выступавшей в госпитале, и старухой-хозяйкой, гнобящей своих постояльцев. Они даже напомнили фактуру монструозных физиономий из грымовской рекламы перестроечного периода.

    В «Казусе Кукоцкого» такая манера грозит сообщить всей картине советского общества оттенок монструозности. Она и заявлена у Грымова как авторский лейтмотив, плакатная формула, которую, впрочем, он использует как трамплин и затем оставляет где-то на десятом плане.

    Слишком нервозен монтаж. Словно в первые кадры режиссер хотел вместить анонсирующий ролик своей картины. Словно еще не взял долгое дыхание, необходимое для создания сериального повествования. Слишком агрессивны крупные планы. Они по-рекламному претенциозны. Каждый рвется обрести статус глобального символа. Но когда режиссеру и кадру это по-настоящему удается, понимаешь, что любая стилистика подчиняется смыслу, актуальному для создателей фильма.

    Песок, в который играют детишки во дворе больницы, становится центральным образом начала картины и универсальной метафорой. Это и быстротечность времени, отведенного человеку в земном мире, с его несовершенной медициной. Это и хрупкость судеб, перемалываемых тоталитарной машиной, и советская наивность, и хоронящая матерь-земля, куда так и тянет взрослых, малышей и нерожденных младенцев.

    С середины первой серии художественная материя картины входит в более спокойный, мерный режим саморазвития. Но центральный образ экспозиции уже задал содержательный диапазон. «Казус Кукоцкого» – историческая драма с элементами экзистенциализма и притчевости, выводящей к размышлению о бытии человека как такового, в какую эпоху и в какой стране он бы ни жил.

    Закадровый же голос культового актера советской эпохи Алексея Баталова последовательно вносит в киноповествование умиротворение и даже благостность интонаций, будто игнорирует повышенный градус драматического напряжения сюжета. Быть может, на протяжении последующих серий станет ясным, проявляется ли так какой-то особый замысел режиссера.

    Пока же закадровый голос как будто призывает с комфортом расположиться перед телевизором и получать почти физическое наслаждение от столь впечатляющего отображения увлекательных событий.

    Парадокс в том, что во всей эстетике фильма именно этот голос воплощает самый массовый современный подход к советскому времени как к антуражу для семейных мелодрам и политических приключений. В то время как роман, перенесенный на телеэкран, содержит в себе внутреннюю эстетическую конфликтность, отнюдь не тождественную отображению конфликтов советского времени.

    Миссия невоплотима

    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)
    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)

    Средоточием этой эстетической конфликтности является образ главного героя, врача Павла Алексеевича Кукоцкого. Он

    оказывается на перекрестье исторической темы и надисторической философии человеческого существа. И неожиданно вскрывает жестокое борение и даже до известной степени несовместимость этих двух пластов.

    С самого начала Кукоцкий заявлен как экстраординарный человек. Он обладает не просто медицинским талантом, но особым даром «внутривидения», знанием о подлинном состоянии внутренних органов и всего организма каждого конкретного человека.

    Само по себе явление подобного героя в современном популярном телеискусстве – грандиозное событие. Оно свидетельствует о потребности вывести понимание человека за пределы сугубо социального, бытового и даже психологического жизнеподобия, прозаического реализма. Посмотреть на мир с точки зрения магического ведения, а не бытового неведения.

    До последнего времени кино и телевидение, напротив, культивировали обыкновенность, заурядность главных персонажей. Экстраординарное отдавали на откуп второстепенным чудикам, эпизодическим придуркам, злодеям-псевдоцелителям и прочим эксцентрическим лицам. Личностная неповторимость и человеческий масштаб Кукоцкого в исполнении замечательного актера Юрия Цурило сразу очевидны. В уникальный дар такого человека легко поверить. Проблема убедительности, столь существенная при подобных свойствах героя, здесь совершенно и полностью решена.

    Но не решены другие проблемы – реализация Кукоцким своего дара и внимание авторов к дару главного героя. Ведь если нечто, подобное «внутривидению», заявлено в начале повествования, есть все основания ожидать, что именно такой чудесный дар будет вести героя по жизни, а создателей произведения – по магистрали сюжета со всеми его подводными и надводными течениями.

    Но этого не происходит!

    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)
    Кадр из фильма «Казус Кукоцкого» (www.grimov.ru)

    Так и дает о себе знать правда о человеческом бытии, в том числе правда об истории. Дар Кукоцкого нужен обществу в последнюю очередь. Тут не до внутривидения.

    В кратких эпизодах детства Кукоцкого упоминается Леонардо да Винчи, великолепно овладевший анатомией. Леонардо был также изобретателем множества механизмов и открывателем многих физических законов и химических реакций, – что осталось невостребованным в обществе его времени. Именно с Леонардо соотносится образ главного героя «Казуса…», своего рода гения с невоплощенной гениальностью.

    А потому параллельно с нашим знанием о «внутривидении» Кукоцкого разворачивается кошмарный социальный мир, живущий сам по себе и беспокоящий героя более, чем собственный дар. И в этом социальном миру Кукоцкий смотрится как последователь и близнец героя картины Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Тем более что там врача тоже играл Цурило, буквально сросшийся со своей ролью. Думается, выбор актера для «Казуса…» был непроизвольно мотивирован именно этим органичным и уже состоявшимся однажды слиянием.

    Вслед за Улицкой фильм размашисто рисует картинки из суровой энциклопедии советского бытия. Расслоение внутри общества якобы равных, нравы и ментальность партийно-бюрократической элиты, ад советской нищеты и наивность сталинистской истерии. Однако все это скорее ставит «Казус…» в ряд многих прочих фильмов и сериалов об ушедшем времени. Специфику и неистребимую актуальность социальным линиям романа и картины придает проблема абортов, за легализацию которых борется человек с даром «внутривидения». Эта тема прославила роман и придала ему оттенок скандальности. Но муссирование в каждой серии означенного вопроса не есть декоративный раздражитель и искусственный подогрев интереса к общему действию «Казуса Кукоцкого».

    Вместе с темой абортов возникает сюжет о борьбе незаурядной личности за разрушение патриархальности общества, которая трансформируется внутри тоталитарного уклада, но не исчезает, а даже, наоборот, крепнет. Эта патриархальность – вместе с упованием на мудрость природы, на надличные силы и стихии, будь то законы человеческого организма или воля Вождя, – составляет основу ментальности нашей нации. Кукоцкий восстает против корней российской ментальности – и таким путем косвенно восстает против тоталитарного уклада и психологии, отказывающей индивиду в праве выбора и решения судьбы своего организма, своего будущего.

    Об этом фильм уже получился, вне зависимости от дальнейшего развития действия.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •