Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 апреля 2006, 14:47 • Культура

Чулимск вечность спустя

Чулимск вечность спустя
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алена Данилова

В одном из предпремьерных интервью Игорь Бочкин заявил, что это спектакль о настоящей любви, по которой все так истосковались. Что правда то правда – большой и чистой любви всегда не хватает на всех. Однако же загадкой остается, почему, пригласив зрителей на сеновал, режиссер в качестве кузнеца выбрал именно Вампилова.

Нежные лирические мотивы, пылкие влюбленности и прочие кипения страстей – все это, безусловно, составляет немалую долю очарования его пьес, но едва ли делает его драматургию любовной, ни даже романтической. Лишним доказательством тому служит нынешняя премьера в Театре Пушкина. Потому как, не раскрой режиссер заблаговременно карты, определить, о чем, собственно, спектакль, было довольно трудно.

Как из старого «Крокодила»

Актер Игорь Бочкин в роли Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» (фото ИТАР-ТАСС)
Актер Игорь Бочкин в роли Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» (фото ИТАР-ТАСС)

На сцене выстроили бревенчатый подробный и несколько даже буколический Чулимск (декорация Степана Зограбяна), в котором гармонично существуют симпатичные, ностальгические, с налетом карикатурности персонажи.

Старый эвенк Еремеев (Александр Матросов), пришедший в Чулимск из тайги, чтобы выхлопотать пенсию, сразу и вполне естественным образом становится развеселым комическим персонажем. То же самое происходит с пижоном Мечеткиным (Денис Ясик). Не успеваешь и глазом моргнуть, как сцена заполняется шутами и шутниками, которые из кожи вон лезут, лишь бы получше развлечь публику – не дай бог заскучает.

Бывшие для своего времени обычными людьми, вампиловские герои, такие, какими их вывел на сцене Игорь Бочкин, смотрятся персонажами, сошедшими с пожелтевших страниц журнала «Крокодил» лохматого года выпуска. Мужик с трехдневной щетиной и кепкой набекрень, буфетчица в перманенте и крахмальном чепчике, синеглазая, красногубая и желтоволосая девица – все они выглядят абсолютно невзаправдашними. Неожиданно слышать из их уст сколько-нибудь серьезные слова и чувствовать в них подлинные и драматичные переживания.

Да и главный герой, Шаманов, которого играет сам Игорь Бочкин, не отличается убедительностью. На протяжении спектакля неумолимо преследует вопрос – почему, собственно, женщины повально повлюблялись в этого субъекта? Ведь, руку на сердце положа, он мало чем выделяется среди прочих чулимских представителей сильного пола. Ни тебе печоринской тоски, ни даже мало-мальских демонических наклонностей…

Разыгранная на сцене Театра имени Пушкина почти криминальная история, начавшаяся флиртом, влюбленностями и ревностью и закончившаяся изнасилованием, порождает не сопереживание, не раздумья, а море недоумения. Где-то за бортом режиссерского внимания остались нюансы, без которых поведение большинства героев, но главное – Валентины и Шаманова, представляется нелогичным и вовсе необъяснимым.

Совершенно инородное тело в спектакле – вся сюжетная линия, связанная с прошлым Шаманова, историей о том, как он не захотел в угоду сильным мира сего замять дело о сбитом человеке. Да и символ упорно восстанавливаемой Валентиной ограды вокруг палисадника, хотя и воспроизведен буквально по настойчивым ремаркам Вампилова, прямо-таки замечательно пуст.

«Мы стояли на плоскости…»

«Прошлым летом в Чулимске», как и большинство вампиловских пьес, написана в начале 70-х годов и уже давно стала знаковой. Пьесы Вампилова – невероятно своевременный и эмоционально точный отклик на настроения эпохи. И стоит ли отмечать – настроения отнюдь не романтические.

Потому ли, что те времена ушли безвозвратно, по какой ли иной причине, но наблюдать из зрительного зала за современными Зиловыми и Шамановыми бывает несколько странно. Они старательно терзаются и терзают окружающих, производя впечатление капризных и слегка не в себе персонажей. Однако сыграть драму эпохи, трагедию человека, в котором умирает душа, предел отчаяния, как это делал один из главных героев 70-х Олег Даль в той же «Утиной охоте», не удается никому.

Впрочем, Бочкин-режиссер, очевидно, не ставил перед Бочкиным-актером подобных задач. А каждого художника, как известно, следует судить по законам им же самим над собой установленным.

Перевести социальную драму в плоскость драмы бытовой или романической, конечно, можно. Однако результатом вместо объема будет именно что плоскость.

..............