Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
13 апреля 2006, 14:05 • Культура

Неопределенная принцесса

Неопределенная принцесса
@ www.smotr.ru

Tекст: Алена Данилова

Пьеса польского писателя Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» в чем-то родственна гораздо более знакомым в России взрослым сказкам Евгения Шварца. История, во всяком случае, начинается как очередная вариация «Золушки». Тут есть и замарашка Ивонна, и третирующие ее тетки (вместо злых сестер), и даже принц, предлагающий нескладной девице руку и сердце. На этом, впрочем, сказка заканчивается и начинается фарс, некоторое время склоняющийся к мелодраме и выливающийся в трагедию c острым привкусом абсурда.

С жанром определиться трудно, равно как и с сутью происходящего. Молчаливая Ивонна раздражает окружающих до такой степени, что все члены королевской семьи в конце концов начинают испытывать неодолимое желание ее убить. Королю она напоминает о грехах юности, королева видит в ней сходство с лирической героиней своей тайной поэзии, а принц – тот просто не может перенести факта ее существования на земле. И Ивонну убивают-таки самым нелепым способом, какой только можно представить, – при помощи костлявых карасей и пристального взгляда.

Фарс, склоняющийся к мелодраме

Сцена из спектакля «Ивонна, принцесса Бургундская» (vashdosug.ru)
Сцена из спектакля «Ивонна, принцесса Бургундская» (vashdosug.ru)

Московские театры вспомнили об этой пьесе, как это часто теперь случается, синхронно. Около года назад вышли постановки Юрия Урнова в Театре наций и Павла Сафонова в Центре имени Мейерхольда. Алексей Левинский, выпустивший на днях премьеру своей «Ивонны» в театре «Эрмитаж», кажется, своим спектаклем заключил на некоторое время шествие бургундских принцесс по московским сценам.

Абсурд, как показывает богатый опыт театральных экспериментов с этим непростым направлением, требует от режиссера кропотливости и нежности. Нет ничего проще, чем увязнуть в мрачнейшем пафосе абсурдных пьес, форсировать идеи о беспросветном, безжалостном и не поддающемся разумению устройстве мироздания и обдать ими ни в чем не повинного зрителя, как ведром помоев. Между тем драматургии абсурда подобная агрессия противопоказана. Часто она вовсе лишена внешних устрашающих примет. Так, интерьеры пьес Ионеско отличаются особенно уютной атмосферой, а персонажи Беккета обладают трогательным чувством юмора. Ужас просачивается изнутри, и именно это оказывается самым трудным в театральной интерпретации.

Логика абсурда

Режиссер Алексей Левинский (фото ИТАР-ТАСС)
Режиссер Алексей Левинский (фото ИТАР-ТАСС)

В отличие от своих предшественников Алексей Левинский публику пугать словно вовсе не собирался. «Ивонна, принцесса Бургундская» в театре «Эрмитаж» начинается симпатичной забавной песенкой, которую исполняет группа столпившихся на круглом помосте пестрых музыкантов, вооруженных свистелками и трещалками. Подобный зачин знакомых с пьесой слегка ошеломляет, а незнакомых убеждает в том, что им предстоит не менее как развлекательное представление в духе какого-нибудь стилизованного балаганчика. Оттого возникает соблазн посмеяться и над неповоротливой Ивонной (Ольга Левитина), и над мальчишескими выходками принца Филиппа (Арсений Ковальский) и его приятелей (Станислав Сухарев, Евгений Фроленков), и уж тем более над королем (Геннадий Храпунков), который корчит уморительные рожи… Алексея Левинского эта зрительская насмешливость нисколько не смущает, он даже сам провоцирует ее, кажется, совершенно не заботясь о смыслах и подтекстах. Так, на правах режиссерской шалости в спектакле возникает невесть откуда взявшийся Шекспир – в момент стычки между королевой Маргаритой (Дарья Белоусова) и Филиппом один из персонажей неожиданно начинает цитировать: «Зачем отца ты оскорбляешь, Гамлет? – Зачем отца вы оскорбили, мать?» Но в самом деле – чем не «Гамлет»? Меланхоличный принц в наличии имеется, а также принцевы друзья, претендующие на роли Розенкранца и Гильденстерна, и девушка немного не в себе – в качестве Офелии…

Впрочем, Ивонна у Левинского совсем не такая беспомощная и бессмысленная, какой ее видят окружающие. В ее тихой улыбке больше насмешливости, чем кротости, а в молчании чувство превосходства явно доминирует над скромностью. И хотя в пьесе она большей частью помалкивает, на время музыкальных интерлюдий спектакля эта тихоня превращается в весьма темпераментную певицу.

«Ивонна, принцесса Бургундская» – пьеса, сама по себе полная аллюзий и загадок. Однако Алексею Левинскому, кажется, гораздо большее удовольствие доставляет эти загадки множить, чем разгадывать. Кто такая Ивонна – Золушка атомного века, трансгенная Офелия, мировая совесть? В спектакле театра «Эрмитаж» она, во всяком случае, неопределима. И эта ее неопределенность вызывает смутное и навязчивое беспокойство, причем не только у героев спектакля, но и у зрителей, сидящих в зале. Ивонна будоражит воображение, в ее многозначительном молчании каждый различает себя. И тогда нарочитая легкомысленность спектакля Алексея Левинского оказывается столь же обманчивой, сколь и апатичная вялость заглавной героини.

..............