Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
10 апреля 2006, 14:18 • Культура

Деликатесы французского джаза

Деликатесы французского джаза
@ www.lejazz.ru

Tекст: Михаил Довженко

Когда-то, в 50-х и 60-х годах прошлого века, именно парижские клубы были настоящей Меккой для джазовой музыки. Было время, когда столица Франции имела возможность пригласить к себе ведущих джазменов мира. Уже давно сформировав собственную культуру импровизации, французский джаз является сегодня украшением любого музыкального события. Второй фестиваль французского джаза под названием «Le Jazz» сам по себе стал одним большим украшением культурной жизни сразу нескольких российских городов.

В этом году организаторы фестиваля, который, видимо, уже претендует на эпитет «традиционный», привезли в Россию уже известных российской публике звезд. Почти все участники нынешнего фестиваля бывали в России и раньше. Event-агентство «АртМания» и посольство Франции в России собрали вместе музыкантов очень разных стилей. Подобрав к каждому из них специальные декорации и сделав общую атмосферу фестиваля максимально демократичной, организаторы почти воссоздали атмосферу джазовой Франции ее «золотого века импровизации».

Манера Гальяно

Ришар Гальяно
Ришар Гальяно

Ришар Гальяно предстал пред российским слушателем в роли звезды первой величины на этом фестивале. «Послужной список» музыканта, который и сам уже давно записан джазовыми энциклопедиями в классики, неприлично внушителен. Он успел поработать с такими легендами, как: Шарль Азнавур, Тутс Тилеманс, Ян Гарбарек, Чет Бейкер, Чарли Хэйден, Рон Картер и многими другими.

Начиная с 1973 года, когда Гальяно перебрался из Ниццы в Париж, он некоторое время работал в оркестре знаменитого Клода Нугаро. Одновременно был и дирижером, и аранжировщиком, и композитором. Встреча с Астором Пьяццоллой в буквальном смысле создала нынешний образ Гальяно. Именно по предложению Пьяццоллы созданная Ришаром манера исполнения, восходящая к французской музыкальной традиции начала XX века, получила название «new musette».

По словам самого Гальяно, играть такую музыку было не столько сложно, сколько неловко. Приходилось воссоздавать звучание 30-х годов, искусственно забывая о том, что были уже Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Орнетт Коулмен. Сегодня в музыке Ришара Гальяно можно услышать и отголоски свинга, и танго, и традиционного французского шансона. Влияние баллад Билла Эванса, импровизаций Кита Джарретта, афро-американских концепций Джона Колтрейна, а также отзвуки идей Дебюсси и Равеля – все это не мешает воспринимать музыку самого Гальяно в качестве уникального явления не только современного французского, но и мирового джаза.

Академический винегрет

Братья Бельмондо
Братья Бельмондо

Жан-Мишель Пильк, также приехавший на фестиваль, является одним из немногих современных музыкантов-самоучек, которым не потребовались дипломы для того, чтобы сделать себе имя в мире джаза. Пильк посетил с концертами более сорока стран, создал музыку к нескольким фильмам. В числе имен, игравших с ним в разное время, можно назвать Маркуса Миллера, Майкла Бреккера, Кенни Гаррета, Лени Уайта и многих других.

Конечно же, этот истинно французский исполнитель не избежал соблазна поработать и в Нью-Йорке. Там он выступал с собственным трио в знаменитых клубах Blue Note, Birdland, Knitting Factory, Sweet Basil. Именно в Нью-Йорке Пильк записал сразу два своих концертных альбома. Причем один из них – двойной.

Жюльен Луро, в отличие от Пилька, вырос на фьюжн, джаз-роке и европейском авангарде. Неслучайно с самого начала своего творческого пути Луро демонстрировал свое умение и желание работать в самых разных стилях. Например, в 1992 году он был назван победителем «традиционного» конкурса солистов La Defense. Но вскоре после этого основал нашумевший впоследствии фанковый состав Groove Gang. Позже этот явно неординарный французский саксофонист работал с такими грандами старшего поколения, как Анри Тескье и Марк Дюкрэ. Причем работе с Groove Gang это не мешало. Сегодня Жюльен Луро по праву считается одним из самых перспективных музыкантов Франции.

И, наконец, настоящим украшением фестиваля стал совместный проект братьев Стефана и Лионеля Бельмондо – Belmondo Quintet. Когда-то сам Чет Бейкер рекомендовал публике Стефана Бельмондо в качестве «одного из наиболее перспективных европейских трубачей своего поколения», а саксофонист и флейтист Лионель Бельмондо весьма уважаем в мире джаза не только как исполнитель, но и как аранжировщик и педагог.

Если говорить о коллективе в целом, то Belmondo Quintet считается на сегодняшний день одним из немногих коллективов, определяющих развитие французского джаза. Критики отмечают в его музыке удачное сочетание традиций и современных тенденций джазовой музыки, академическую точность и в полной мере раскрытый индивидуализм каждого из исполнителей.

Так что можно сказать, что организаторам фестиваля в этом году вновь удалось составить вполне сбалансированную, но вместе с тем включающую в себя настоящие звездные имена программу. Более того, у них получилось внушить публике надежду на то, что и через год в очередной раз может повториться нечто подобное.

..............