Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
8 февраля 2006, 20:10 • Культура

«Мастер» красен премиальными

«Мастер» красен премиальными

Tекст: Игорь Шевелев

В ресторане «Ноев ковчег» прошла пресс-конференция, посвященная этому незаурядному событию, когда существующая премия нашла деньги. Обычно происходит наоборот – под какой-нибудь премиальный проект мирового или по меньшей мере национального масштаба вышибается бюджет. А через годик-другой спонсор, не понимая, зачем ему бросать средства на ветер, отказывается от «высокой чести».

Так, буквально на наших глазах приказали долго жить несколько премий, в том числе и в области изобразительного искусства, громогласно заявившие о себе всего пару лет назад. И это притом, что премий художникам вручается ничтожно мало, в отличие от любой другой области искусства, будь то кино, музыка, театр, балет или литература.

Премиальный расклад

Член оргкомитета премии «Мастер» Сергей Сафонов
Член оргкомитета премии «Мастер» Сергей Сафонов

Раньше художники имели регулярную возможность быть отмеченными Государственными премиями РФ и даже под это дело бесплатно выставиться в течение месяца-другого в качестве соискателей – в хорошем зале типа Третьяковки на Крымском Валу. Теперь же в связи с изменением статуса Госпремии, фактическим превращением в «президентскую» исчезла и эта возможность. Художники остались на премиальной обочине, и это в условиях, когда цены на их произведения – вместе с престижем и славой – растут с каждым днем. Неувязочка, однако.

Премия «Мастер» с самого начала повела себя скромно и не крикливо. Она выбрала статус общегородской премии, а не всероссийской, общенациональной или международной. По очень простой причине. Реально отсмотреть то, что происходит в галереях и выставочных залах, критики и искусствоведы могут только в собственном городе, да и то если сильно и профессионально постараются. О художниках из других городов и регионов наверняка придется судить с чужих слов, постепенно премия превратится в обычную «раздачу слонов» своим родным и очень близким.

«Мастер», не «замахиваясь на рубль», чтобы потом «ударить на копейку», придерживается чисто статистического метода подведения художественных итогов года. Составляется список выставок в области станкового искусства (произведений живописи, графики, скульптуры), которые длились не менее десяти дней. Список раздается арт-критикам, искусствоведам, журналистам, пишущим об искусстве, а те выделяют пятерку достойных. После чего «короткий список» из этой выборки поступает в экспертный совет премии, он же жюри, куда входят галеристы, художники, те же искусствоведы, причем охватывающие самые разные, подчас противоположные по направлениям группы и объединения. Жюри и объявляет победителя.

А чтобы не было обидно журналистам и арт-критикам из ведущих столичных СМИ, те называют обладателя специального приза.

Так, в 2003 году «Мастерами года» были названы Михаил Рогинский и Нина Котел. По результатам 2004 года – Ирина Затуловская, специальный приз обрел Виктор Пивоваров. Все люди более чем заслуженные. Никому не было обидно. Тем более что, как в известной книге Хемингуэя, «победитель не получает ничего». Кроме славы.

Смычка банков с искусством

Вадим Юрков
Вадим Юрков

Теперь ситуация изменилась. Повторяю, «Мастер» – это на сегодняшний день, пожалуй, единственная оставшаяся на плаву премия в области изобразительного искусства. В качестве спонсора проекта отныне выступает Русский банк развития, который объявил о присуждении лауреатам двух премий по 50 тысяч рублей каждая. Кроме денег, победители конкурса этого года получат подарочные сертификаты на поездку в комплекс отдыха «Завидово».

Хороший пример заразителен пуще дурного. Сразу же объявились и другие желающие поучаствовать в благом начинании – от салонов красоты «Дессанж» и фирмы «Сваровски» до того же «Ноева ковчега», ставшего в минувшем году лучшим рестораном национальной кухни. Теперь все они спешно размышляют о формах своего участия в награждении художников.

Чудесная история объясняется достаточно просто. Цены на произведения художников, в том числе и ныне живущих, стремительно растут. Тот же Русский банк развития, оказывая услуги своим VIP-клиентам, размещает их денежные средства в акциях, недвижимости, а заодно – покупая произведения искусства. И в целях арт-консалтинга сотрудничает с несколькими галереями и частными экспертами.

Поэтому достаточно небольшой вклад в единственную и престижную профессиональную премию по изобразительному искусству выглядит не капризом нувориша, который сегодня бросит денежную подачку, а завтра отберет назад, а логичным развитием рыночной ситуации. В данном случае банк продолжает линию посредничества между богатыми клиентами, которые интересуются произведениями современных художников, и авторитетными экспертами. А логика действий – это лучший залог здоровых будущих отношений.

Свой интерес в области изобразительного искусства Русский банк развития уже воплотил в подготовке солидного альбома-монографии, посвященного творчеству Андрея Васнецова, известного современного художника-монументалиста. На очереди монография Павла Никонова, тоже человека, мягко говоря, в искусстве не случайного. Характерно, что после выхода альбома «Андрей Васнецов» цены на картины этого художника сразу резко выросли. Хороший пример смычки банкиров и художников на рыночном арт-поле.

Покровительство со стороны банка и других спонсоров премии «Мастер» наверняка позволит расширить формы сотрудничества между художниками, экспертами и новыми богатыми коллекционерами предметов искусства. То есть послужит благу всех сторон.

Сразу же начались переговоры между оргкомитетом премии «Мастер 2005» и спонсорами о выпуске по итогам нынешнего конкурса солидного альбомного издания, а также о проведении итоговой выставки лауреатов.

Подведение итогов, а также церемония награждения состоятся в мае 2006 года.

..............