Взгляд
22 сентября, среда  |  Последнее обновление — 17:55  |  vz.ru
Разделы

Немодный русский дух профессора Сыромятникова

Елена Кондратьева
Елена Кондратьева, журналист
Пермский профессор будто все эти годы готовился к войне. И встретил ее с холодной головой и железной волей, заперев дверь и продолжив читать лекцию. Вопрос только в том, насколько эти качества востребованы в современном сытом и безопасном мире. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Кто первым выйдет из Минских соглашений

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Европа многие годы не может заставить Украину выполнять Минские соглашения, но все стороны продолжают играть в эту игру. Вопрос лишь в том, сколько эти танцы с бубнами будут продолжаться. И кому это все первому надоест. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Донбасс на выборах в Госдуму дошел до середины Рубикона

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Привычные для жителей России процедуры – получение паспорта или выборы – для людей с Донбасса в силу непрекращающейся войны, трудного экономического положения, непризнанности республик приобретают совсем иное значение. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Стрельба в Пермском госуниверситете унесла жизни шести человек

На территории Пермского госуниверситета один из учащихся открыл стрельбу по окружающим. По последним данным, погибли шесть человек, еще 24 получили ранения и травмы – в панике студенты прыгали из окон. Известно, что преступник владел оружием на законных основаниях
Подробности...

Вместо «ямы на Павелецкой» появился футуристический ландшафтный парк

Перед Павелецким вокзалом в центре Москвы открылась благоустроенная территория и ландшафтный парк с амфитеатром, площадью и фонтаном. Таким образом, завершается один из самых известных столичных долгостроев. В ближайшем будущем здесь же начнет работу подземный торговый комплекс с паркингом
Подробности...

С территории Украины обстрелян белорусский погранзнак

С территории Украины неизвестные открыли огонь по белорусскому пограничному знаку на участке Пинского погранотряда. Повреждение столба первыми обнаружили пограничники заставы «Сварынь». Дробь буквально изрешетила щиток с изображением белорусского герба. По всей видимости, стрельба велась из охотничьего ружья
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Москва обвинила Вашингтон в манипуляции визами для давления на другие страны

    Главная тема


    Противостояние с Китаем несет для Австралии колоссальный риск

    «попадают в бан»


    Российский футболист Хохлов подал в суд на Facebook из-за фамилии

    политика на украине


    Шарий рассказал о крупной ссоре Зеленского с пережившим покушение Шефиром

    covid-19


    Режиссер Звягинцев вышел из комы

    Видео

    отравление «Новичком»


    Зачем Британии понадобился новый фигурант по делу Скрипалей

    бывший ссср


    «Наследие советской оккупации» спасает Эстонию и Польшу

    волна террора


    Канада не заметила национальной катастрофы

    угроза власти


    Зеленский устраняет опасного соперника

    избранный депутат Госдумы


    Вассерман предложил облегчить доступ к оружию ради благих целей

    привычные процедуры


    Сергей Миркин: Донбасс на выборах в Госдуму дошел до середины Рубикона

    танцы с бубнами


    Геворг Мирзаян: Кто первым выйдет из Минских соглашений

    железная воля


    Елена Кондратьева: Немодный русский дух профессора Сыромятникова

    на ваш взгляд


    Как вы оцениваете действия проф. Сыромятникова, продолжившего читать лекцию во время стрельбы в Пермском университете?

    Вдох и выдох

    Николай Халезин    8 февраля 2006, 22:30
    Фото: dramaturg.org
    Текст: Алиса Никольская

    От блюстителей «театральных традиций» частенько приходится слышать негодующие реплики: мол, как ужасно, что сейчас нет цензуры и позволено ставить и показывать все что угодно. К счастью, в России действительно больше нет худсоветов и унизительных актов сдачи-приемки спектаклей; политических мотивов для закрытия той или иной постановки не находится. А если в отдельно взятом театре что-то не доходит до премьеры, то исключительно по творческим соображениям. Иногда это справедливо, иногда – нет, но все же не вызывает страха или негодования.

    Выясняется, такая ситуация возможна не везде. Совсем рядом, в Белоруссии, творится настоящий тоталитаризм по отношению к театральному процессу. В красивом, уютном Минске, где на первый взгляд так светло и спокойно, происходят очень странные вещи.

    Актеры театра
    Актеры театра
    Минск всегда считался городом театральным. Но помимо нескольких государственных театров, работающих в традиционной манере и на классическом репертуаре, официально не существует ничего.

    Меж тем недавно здесь возник коллектив с говорящим названием «Свободный театр». Его основатель драматург Николай Халезин объединил молодых белорусских авторов (проведенный в прошлом году Первый белорусский драматургический конкурс, ставший, по сути, началом СТ, выявил целый поток интересных имен) и актеров, чьим постоянным местом службы пока остаются академические подмостки.

    У СТ нет не то что постоянной площадки – спектакли играются в самых причудливых местах, от частных квартир до баров на окраине города, при полном отсутствии рекламы. Ибо растущее внимание к СТ парадоксальным образом сказывается на их существовании: вместо поддержки усиливается прессинг. Однако коллектив продолжает самоотверженно работать. О профессиональном уровне СТ теперь могут судить и столичные жители: в Центре Мейерхольда прошли двухдневные гастроли белорусских «театральных партизан».

    Истина в крике

    Владимир Щербань
    Владимир Щербань
    Основа СТ – спектакли режиссера Владимира Щербаня, человека бесстрашного. Столкнувшись с неприятием любых форм современной драматургии на государственной сцене, он предпочел «подпольную», но свободную жизнь. На сегодняшний момент в СТ существует три спектакля: «Психоз 4.48» – версия знаменитого предсмертного монолога англичанки Сары Кейн, «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» по пьесе драматурга из Уфы Натальи Мошиной и «Мы. Самоидентификация» (в его основе пьесы молодых белорусских авторов Константина Стешика, Павла Пряжко и Павла Рассолько). Москва увидела их все.

    По сути, постановки СТ напоминают столичный Театр.doc или Центр Казанцева – Рощина. Внешний минимализм, предельно заостренная форма актерского существования плюс отчаянная, вызывающая искренность. Выходя на сцену, эти люди говорят о самих себе и тех, кто рядом, о том, что довелось пережить или увидеть. Если учесть, что каждый спектакль вполне может оказаться последним, молодые артисты демонстрируют предел своих возможностей.

    Пространство всех спектаклей камерное. Особенно в «Психозе»: он играется на узкой полоске между двумя группами зрительских рядов. Текст Сары Кейн написан как монолог, но приходилось видеть, как его разбивают между разным числом актрис. У Владимира Щербаня их две: худенькая, похожая на мальчика темпераментная Яна Русакевич и женственная блондинка Ольга Шанцына. Перехватывая друг у друга горячечные слова, они словно пытаются собрать безнадежно рассыпавшиеся бусины ожерелья.

    Больное сознание расходится прямо у нас на глазах, будто ровная поверхность неожиданно дает трещины. Животный страх сменяет потребность углубиться в философию, а вопль одиночества тут же становится криком любовного экстаза. Актрисы не стремятся показать что-то изысканное: их «Психоз» пугающе реалистичен. История человека, загнанного в клетку обстоятельств и увидевшего только один выход – в смерть, может не тронуть. Но заставит думать и чувствовать.

    Самым многообразным и завершенным по форме и смыслу можно назвать «Технику дыхания…». В блестящей пьесе Натальи Мошиной сошлись мудрые рассуждения о Боге и терроризме, любовные порывы на краю бытия и чувство непоправимого, вселенского одиночества каждого из нас. Встретившиеся в раковой больнице юноша (Павел Родак-Городницкий) и девушка (Яна Русакевич) пытаются понять друг друга и успеть сказать «люблю» тем, кто «остается».

    Мать девушки (Анна Соломянская), с клоунским задором излагающая свою творческую биографию, вдруг осознает, насколько бездарно прошла жизнь. А группа студентов-экономистов мается над изобретением «новой религии», приходя в итоге к выводу, что лучший способ решения всех проблем – взрыв. Каждый жест, звук, слово – наотмашь: подбитые металлом каблуки, удары об пол, вскрики. И через это – легкая, как дыхание, тишина. Возможная только после последнего вздоха.

    «Техника дыхания…» – разговор о потребности жить в ситуации, когда все этому противоречит. Спектакль можно было бы пафосно назвать манифестом, хотя в Белоруссии он, скорее всего, таковым и является.

    Ибо право на жизнь, любовь, человеческие реакции – самое главное и самое беззащитное на свете.

    Эта музыка будет вечной

    Психоз 4.48
    Психоз 4.48
    Ударный минский десант не ограничился показами спектаклей. По завершении театральных представлений в ЦИМе прошел концерт двух музыкальных команд. Первая, «Товарищ Маузер», победитель фестивалей «Басовище 2005» и «Рок-кола 2005» – классический вариант «протестующих».

    Положенные на заводной хардкор вызывающие тексты в основном на политические темы, быть может, слушались бы наивно, если не знать ситуации, в которой они создаются и исполняются. Та же история и со спектаклями: невозможно воспринимать их без внешнего контекста, хотя они и представляют собой вполне самодостаточный факт искусства.

    Вторая команда, с восхитительным названием «Разбитое сердце пацана», – развеселый диско-трэш с наряженным в духе «дискотеки 80-х» девичьим кордебалетом. Слушать их было тем интереснее, что два фронтмена группы, Павел Родак-Городницкий и Денис Тарасенко, оба вечера трудились и как драматические артисты.

    Приятно было выяснить, что не только в столице талантливые люди ответвляются от театра в музицирование, причем делают это очень профессионально.

    Визит «Свободного театра», несмотря на большой интерес публики, не выглядел акцией протеста. Однако если взглянуть с «той» стороны, из-за настоящего железного занавеса, то именно ею он и стал. Ибо сегодня встать во весь рост и внятно сказать: «Мы есть!», «С нами нужно считаться!» – для белорусских деятелей культуры практически подвиг. Творческий и человеческий.

    Зрительское внимание и качество спектаклей говорит о том, что СТ не остановится. Правда, хотелось бы, чтобы этот коллектив не был единственным в Белоруссии, кто пытается услышать и воплотить жизнь и мысли сегодняшних людей. Давно известно, что театр, не слышащий «улиц шум», останавливается в своем развитии. Но похоже, власти предержащие в маленьком тоталитарном государстве не беспокоит этот вопрос.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •