Взгляд
28 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 00:57  |  vz.ru
Разделы

Турция ищет повод для войны на Южном Кавказе

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Военная победа в ходе блицкрига в Карабахе, на которую рассчитывают в Турции, откроет дорогу к еще большей войне. Потому позиция «пусть сами разбираются» – это «умиротворение агрессора» в стиле лорда Чемберлена. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

В Якутии едят мамонтов и выращивают арбузы

Андрей Манчук, политолог
Местные продукты из рыбы и дичи иногда могут быть дешевле привозной импортной дряни. К примеру, большой кусок оленины обойдется в 240 рублей, а колбаса из жеребятины стоит и того меньше. Подробности...

Почему воссоединение России и Белоруссии выгодно всем

Дмитрий Ольшанский, публицист
Ни один серьезный европейский народ не пустит Белоруссию дальше людской, и трезвая перспектива на той стороне – это лет тридцать ожидания допуска в Евросоюз, тяжелая гастарбайтерская работа и толкание локтями в очереди между Косово и Боснией. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

В Британии выпустили монеты с Винни-Пухом и Пятачком

В Великобритании выпустили ограниченным тиражом 50-центовые монеты с иллюстрациями Эрнеста Шепарда к сказке Алана Милна «Винни-Пух». Первая из коллекционных монет изображает медвежонка с горшочком меда, на следующих двух изображены Кристофер Робин и Пятачок
Подробности...

Опубликованы кадры перехвата российскими истребителями трех самолетов ВВС США над Черным морем

Российские военные обнаружили над акваторией Черного моря три американских бомбардировщика, которые приближались к госгранице со стороны Украины. Для их идентификации и недопущения нарушения рубежей в воздух пришлось поднять четыре истребителя – два Су-27 и два Су-30 – из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа
Подробности...

Лесные пожары окрасили небо над Калифорнией в оранжевый цвет

Из-за дымки небо над Сан-Франциско окрасилось в оранжевый цвет. Многие высотные здания почти не видно из-за окутавшего их смога
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: США предупредили Ирак о закрытии посольства в Багдаде

    Главная тема


    В Нагорном Карабахе начинается новая война

    Кризис в Белоруссии


    Лукашенко пригрозил Макрону проблемами «у себя дома»

    особый случай


    Опубликовано видео взрыва купола недостроенной атомной станции в Воронеже

    всеобщая мобилизация


    Маргарита Симоньян заявила о большой войне между Азербайджаном и Арменией

    Видео

    национальный конфликт


    Азербайджан показал на видео уничтожение армянской техники

    инцидент на учениях


    Кто заставил Су-35 стрелять по своим

    американские санкции


    Когда настанет идеальное время для достройки «Северного потока – 2»

    «Дело Навального»


    Кто привез секреты «Новичка» на Запад

    токсичные отношения


    Анна Долгарева: Интернет породил поколение «снежинок»

    обращение к миру


    Геворг Мирзаян: Выступления в ООН показали, кто хуторянин, а кто глобалист

    образцово-показательный разгром


    Тимур Шерзад: Как норвежских эсэсовцев разгромили в карельских болотах

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Будете вы запасаться продуктами и хозтоварами в ожидании новых ограничений в связи с коронавирусом?

    Вдох и выдох

    Николай Халезин    8 февраля 2006, 22:30
    Фото: dramaturg.org
    Текст: Алиса Никольская

    От блюстителей «театральных традиций» частенько приходится слышать негодующие реплики: мол, как ужасно, что сейчас нет цензуры и позволено ставить и показывать все что угодно. К счастью, в России действительно больше нет худсоветов и унизительных актов сдачи-приемки спектаклей; политических мотивов для закрытия той или иной постановки не находится. А если в отдельно взятом театре что-то не доходит до премьеры, то исключительно по творческим соображениям. Иногда это справедливо, иногда – нет, но все же не вызывает страха или негодования.

    Выясняется, такая ситуация возможна не везде. Совсем рядом, в Белоруссии, творится настоящий тоталитаризм по отношению к театральному процессу. В красивом, уютном Минске, где на первый взгляд так светло и спокойно, происходят очень странные вещи.

    Актеры театра
    Актеры театра
    Минск всегда считался городом театральным. Но помимо нескольких государственных театров, работающих в традиционной манере и на классическом репертуаре, официально не существует ничего.

    Меж тем недавно здесь возник коллектив с говорящим названием «Свободный театр». Его основатель драматург Николай Халезин объединил молодых белорусских авторов (проведенный в прошлом году Первый белорусский драматургический конкурс, ставший, по сути, началом СТ, выявил целый поток интересных имен) и актеров, чьим постоянным местом службы пока остаются академические подмостки.

    У СТ нет не то что постоянной площадки – спектакли играются в самых причудливых местах, от частных квартир до баров на окраине города, при полном отсутствии рекламы. Ибо растущее внимание к СТ парадоксальным образом сказывается на их существовании: вместо поддержки усиливается прессинг. Однако коллектив продолжает самоотверженно работать. О профессиональном уровне СТ теперь могут судить и столичные жители: в Центре Мейерхольда прошли двухдневные гастроли белорусских «театральных партизан».

    Истина в крике

    Владимир Щербань
    Владимир Щербань
    Основа СТ – спектакли режиссера Владимира Щербаня, человека бесстрашного. Столкнувшись с неприятием любых форм современной драматургии на государственной сцене, он предпочел «подпольную», но свободную жизнь. На сегодняшний момент в СТ существует три спектакля: «Психоз 4.48» – версия знаменитого предсмертного монолога англичанки Сары Кейн, «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» по пьесе драматурга из Уфы Натальи Мошиной и «Мы. Самоидентификация» (в его основе пьесы молодых белорусских авторов Константина Стешика, Павла Пряжко и Павла Рассолько). Москва увидела их все.

    По сути, постановки СТ напоминают столичный Театр.doc или Центр Казанцева – Рощина. Внешний минимализм, предельно заостренная форма актерского существования плюс отчаянная, вызывающая искренность. Выходя на сцену, эти люди говорят о самих себе и тех, кто рядом, о том, что довелось пережить или увидеть. Если учесть, что каждый спектакль вполне может оказаться последним, молодые артисты демонстрируют предел своих возможностей.

    Пространство всех спектаклей камерное. Особенно в «Психозе»: он играется на узкой полоске между двумя группами зрительских рядов. Текст Сары Кейн написан как монолог, но приходилось видеть, как его разбивают между разным числом актрис. У Владимира Щербаня их две: худенькая, похожая на мальчика темпераментная Яна Русакевич и женственная блондинка Ольга Шанцына. Перехватывая друг у друга горячечные слова, они словно пытаются собрать безнадежно рассыпавшиеся бусины ожерелья.

    Больное сознание расходится прямо у нас на глазах, будто ровная поверхность неожиданно дает трещины. Животный страх сменяет потребность углубиться в философию, а вопль одиночества тут же становится криком любовного экстаза. Актрисы не стремятся показать что-то изысканное: их «Психоз» пугающе реалистичен. История человека, загнанного в клетку обстоятельств и увидевшего только один выход – в смерть, может не тронуть. Но заставит думать и чувствовать.

    Самым многообразным и завершенным по форме и смыслу можно назвать «Технику дыхания…». В блестящей пьесе Натальи Мошиной сошлись мудрые рассуждения о Боге и терроризме, любовные порывы на краю бытия и чувство непоправимого, вселенского одиночества каждого из нас. Встретившиеся в раковой больнице юноша (Павел Родак-Городницкий) и девушка (Яна Русакевич) пытаются понять друг друга и успеть сказать «люблю» тем, кто «остается».

    Мать девушки (Анна Соломянская), с клоунским задором излагающая свою творческую биографию, вдруг осознает, насколько бездарно прошла жизнь. А группа студентов-экономистов мается над изобретением «новой религии», приходя в итоге к выводу, что лучший способ решения всех проблем – взрыв. Каждый жест, звук, слово – наотмашь: подбитые металлом каблуки, удары об пол, вскрики. И через это – легкая, как дыхание, тишина. Возможная только после последнего вздоха.

    «Техника дыхания…» – разговор о потребности жить в ситуации, когда все этому противоречит. Спектакль можно было бы пафосно назвать манифестом, хотя в Белоруссии он, скорее всего, таковым и является.

    Ибо право на жизнь, любовь, человеческие реакции – самое главное и самое беззащитное на свете.

    Эта музыка будет вечной

    Психоз 4.48
    Психоз 4.48
    Ударный минский десант не ограничился показами спектаклей. По завершении театральных представлений в ЦИМе прошел концерт двух музыкальных команд. Первая, «Товарищ Маузер», победитель фестивалей «Басовище 2005» и «Рок-кола 2005» – классический вариант «протестующих».

    Положенные на заводной хардкор вызывающие тексты в основном на политические темы, быть может, слушались бы наивно, если не знать ситуации, в которой они создаются и исполняются. Та же история и со спектаклями: невозможно воспринимать их без внешнего контекста, хотя они и представляют собой вполне самодостаточный факт искусства.

    Вторая команда, с восхитительным названием «Разбитое сердце пацана», – развеселый диско-трэш с наряженным в духе «дискотеки 80-х» девичьим кордебалетом. Слушать их было тем интереснее, что два фронтмена группы, Павел Родак-Городницкий и Денис Тарасенко, оба вечера трудились и как драматические артисты.

    Приятно было выяснить, что не только в столице талантливые люди ответвляются от театра в музицирование, причем делают это очень профессионально.

    Визит «Свободного театра», несмотря на большой интерес публики, не выглядел акцией протеста. Однако если взглянуть с «той» стороны, из-за настоящего железного занавеса, то именно ею он и стал. Ибо сегодня встать во весь рост и внятно сказать: «Мы есть!», «С нами нужно считаться!» – для белорусских деятелей культуры практически подвиг. Творческий и человеческий.

    Зрительское внимание и качество спектаклей говорит о том, что СТ не остановится. Правда, хотелось бы, чтобы этот коллектив не был единственным в Белоруссии, кто пытается услышать и воплотить жизнь и мысли сегодняшних людей. Давно известно, что театр, не слышащий «улиц шум», останавливается в своем развитии. Но похоже, власти предержащие в маленьком тоталитарном государстве не беспокоит этот вопрос.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •