Игорь Караулов Игорь Караулов Русский мир как духовное оружие стратегического назначения

Русских называют собирателями земель, но это в первую очередь собиратели народов. Причем русские собирали букет народов, оказавшихся в их цивилизационном поле, с вниманием, заботой и любовью.

5 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв У финнов перестала действовать советская прививка

Во внешней политике финские элиты обратили свою энергию против России. Это прекрасно откликнулось в сознании наших соседей, только казавшихся смирными молочниками.

32 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский потребовал от США ярлык на продолжение войны

Заявления Зеленского об угрозе третьего Майдана стоит воспринимать серьезно. Развал фронта, потеря крупного города (например, Харькова) в сочетании с непопулярными мерами вроде мобилизации подростков и стариков потенциально станут достаточными триггерами для массовых волнений уже будущей зимой.

9 комментариев
2 февраля 2006, 13:33

Сволочи кино

Сволочи кино

Tекст: Михаил Довженко

Сегодня практически каждый DVD содержит так называемые «дополнительные материалы» о том, как снимался фильм, за просмотр которого вы только что заплатили. Чаще всего это – скучно, неинтересно и напоминает скорее финансовый отчет режиссера перед спонсорами о потраченных на «нетленку» средствах. Фильм «Сволочь кино», по большому счету, – это игровая версия таких additions. Но версия, сделанная: а) с юношеским драйвом, б) с хорошей само- и просто иронией, в) уже профессионально, но еще не скучно. И, главное, метраж фильма – всего 26 минут.

Конечно же, эту короткометражку молодого режиссера, снявшего второй свой игровой фильм, бессмысленно сравнивать с многомиллионными блокбастерами, которые, как говорят, «уже почти Голливуд». Но если эти гиганты впечатляют всем, чем угодно – начиная от спецэффектов и заканчивая масштабами PR-кампаний по их раскрутке, – то подобные «первые шаги» привлекают своей незашоренностью и естественностью.

Кино сдохло?

Владимир Тимофеев в роли режиссера фильма
Владимир Тимофеев в роли режиссера фильма
Посмотрев церемонию вручения «Золотого орла», поймал себя на мысли, что, оказывается, в России «кина нет». Кино сдохло. Есть профессионально сделанный глянец, причем зачастую с хорошими идеями, видимо, на стадии сценария. Но потом эти идеи либо забываются в процессе «равнения на голливудские стандарты», как, например, в «шедевре» уже этого года – «Дневном дозоре», где единственная непритязательная мысль всего фильма была размазана «Маздой» по фасаду гостиницы «Космос». Либо их без особых изысков вдалбливают вам прямо в лоб устами Аллы Демидовой в финале не обделенного премией «Настройщика». И в том и в другом случае чувствуешь себя обманутым, поскольку не увидел «правды жизни», как говорил когда-то герой Владимира Басова из фильма «Я шагаю по Москве». А ведь сам Никита Сергеевич Михалков, сыгравший в том фильме одну из лучших своих ролей, в недавнем интервью сетовал на то, что современные режиссеры уже научились «как», но пока не знают «о чем» снимать фильмы. Или это была самоирония?

Режиссер в фильме «Сволочь кино», похоже, толком не знает ни как, ни о чем он снимает свой «апокалипсис». Знает лишь, что это будет нечто. И неважно, что кино у него не просто малобюджетное, а «нихренабюджетное», и что народный артист, приглашенный на главную роль, вдоволь нажрался, играя зайчика на детском утреннике.

Зритель попадает на съемочную площадку этого «непонятно чего» в последний съемочный день, где пытаются что-то создать плохой режиссер (Владимир Тимофеев), никакой оператор (Егор Клейменов), капризная актриса (Юлия Тельпухова), усталый администратор (Людмила Великая) и философствующий осветитель (Александр Селезнев), который еще «с Бондарчуком работал». Тут же ошивается настоящая игуана по имени Игги Поп, проходящая по сценарию под кличкой Афеляндра Оттопыренная, и две замечательные пластилиновые крысы авторства Виктора Азеева.

Место действия фильма – какая-то оранжерея, которую вся эта компания взяла в аренду неизвестно у кого, но известно, что время аренды заканчивается в 23.00. До этого времени нужно снять ключевую сцену фильма. Нереально! Потому что режиссер – бездарен, актриса – капризна… Впрочем, обо всем этом я уже говорил. Зато у них есть главное – неистребимое желание снять фильм. Настоящий! Без этой «сволочи кино» им уже в жизни никуда! Такой вот жизненный драйв, собственно, и привлекает.

«Сценарий посвежее был»

Александр Селезнев в роли философствующего осветителя
Александр Селезнев в роли философствующего осветителя

Все, что делают в этом фильме две очаровательные крысы, так это жрут кинопленку. Когда они сидят в киноархиве, одна спрашивает другую: «Ну, как тебе фильм?» На что другая отвечает: «Не, все-таки сценарий посвежее был».

Такой же «очеловеченной крысой», ностальгирующей по «свежему» кино, предстает в фильме тот самый философствующий осветитель на площадке, который совершает потрясающий проход вдоль стены оранжереи с зажженной Zippo, произнося при этом поистине шедевральный монолог: «Какое же это кино? Вот раньше было кино: «Тихо! Чапай думать будет!» А индийское: «Мама, мама, пусти меня домой, я не была в нем 18 лет!» «Вон отсюда, распутная дочь, или я натравлю на тебя саблезубых тигров» И ведь все рыдали! А сейчас что? Наснимали. Наклипали. Это называется у них «клиповость».

Эта откровенная и действительно смешная пародия на «Ностальгию» Тарковского – в первую очередь пародия молодого режиссера на самого себя. Вот уж кто-кто, а он уже успел «наклипать» за свою творческую деятельность достаточно. В 1998 году он стал призером Московского международного фестиваля рекламы, участвовал в Epica-98 и так далее. «Сволочь кино», видимо, совсем не отпускает, если руки вновь потянулись к игровым фильмам. Первое его игровое кино «Гопкинс» (2001), естественно, было сплошным самовыражением. Тем приятнее сейчас видеть и наработанный опыт, и оформившуюся иронию по поводу всего происходящего вокруг. Гайдай, между прочим, тоже короткометражками увлекался.

Оператор – зверюга

«Кино сдохло? Это мы еще посмотрим, сдохло оно или не сдохло!»
«Кино сдохло? Это мы еще посмотрим, сдохло оно или не сдохло!»
Про оператора-постановщика фильма Ивана Поморина, у которого за спиной работа во многих больших проектах с самыми известными режиссерами, уже сегодня говорят, что это – будущая звезда в своей профессии. Кстати, «Сволочь кино» получил уже приз Кинофестиваля цифрового кино «Четвертое измерение» именно за лучшую операторскую работу в игровом кино. Так что не зря «издевательств» в фильме над оператором предостаточно – по-дружески, так сказать. И зверюгой его называют, которого «сам Филюков боится», и «ж…пой с глазами». «А в кино вообще одни ж…пы работают, – философствует в самый ответственный момент осветитель. – Оператор – ж…па с глазами, художник – с руками, актер – ж…па с лицом, а режиссер – просто ж…па. В хорошем смысле».

И, честно сказать, все эти незамысловатые шутки, да еще и на гране фола, выглядят как-то жизненнее, чем натянутость юмора «Дневного дозора», или, к примеру, элементы «Маски-шоу» в фильме одного маститого режиссера, уже давно ставшего классикой. Опять же, масштабы создателей этого очень разного кино сравнивать бессмысленно. Но хочется верить, что это – пока. Если драйв у ребят не исчезнет, то так оно и будет. Как сказала в конце фильма случайно раздавленная пластилиновая крыса: «Кино сдохло? Это мы еще посмотрим, сдохло оно или не сдохло!»

..............