Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
2 февраля 2006, 13:16 • Культура

Дядюшки фабричные

Дядюшки фабричные
@ www.imdb.com

Tекст: Александр Фолин

Уже второй год подряд лидером российского кинопроката становится отечественный фильм – кинопроизводство страны набирает обороты. Но львиную долю рынка по-прежнему занимает продукция Голливуда, а потому, пока «Золотой орел» сражается с «Золотым овном» за право называться главной кинопремией России, нас, как и раньше, куда более заботит вопрос, кто получит статуэтку дядюшки Оскара.

Как известно, «Оскар» – премия Американской киноакадемии и вручается по итогам голосования ее членов, людей, отдавших «фабрике грез» многие годы.

Блокбастеры в пролете

Фильм Питера Джексона «Кинг-Конг» попал лишь в техническую номинацию (www.imdb.com)
Фильм Питера Джексона «Кинг-Конг» попал лишь в техническую номинацию (www.imdb.com)

По идее они должны оценивать номинантов как беспристрастные профессионалы и руководствоваться исключительно соображениями художественной ценности представленных фильмов. Однако с каждым годом зреет уверенность в том, что «Оскар» стал если не коррумпированным, то, во всяком случае, зависимым от внутрицеховых и даже политических игр.

Недавнее объявление номинантов на «Оскар» за 2005 год не просто укрепило эту уверенность – никогда еще эти списки не вызывали такого недоумения. Все основные и престижные номинации оккупировали малобюджетные и независимые постановки, за исключением трех позиций «Мюнхена» Стивена Спилберга. И это было бы хорошо, если бы было реальным положением вещей.

Очень хочется с восторгом заявить, что американские киноакадемики наконец прозрели и научились отделять зерна от плевел. Что прошло то время, когда попкорновые блокбастеры правили балом. Вот только опыт подсказывает, что рано упиваться эйфорией и что это «жжжж неспроста».

Взять хотя бы Питера Джексона, воплотившего в жизнь свою детскую мечту снять ремейк «Кинг-Конга» 1933 года. Его практически безупречная работа, демонстрирующая высочайший профессионализм всей съемочной группы и достойная поспорить за награду как минимум в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер», попала лишь в технические номинации. Хотя и это еще не худший вариант: «Город грехов» Роберта Родригеса – фильм, фактически породивший новый жанр в кино, – не удостоился вообще ни одной номинации.

Они у нас

Кадр из фильма «Мемуары гейши» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Мемуары гейши» (www.imdb.com)

Впрочем, безапелляционное заявление, что финалисты оскаровской гонки хуже тех, кто в шорт-лист не попал, в нашем положении было бы огульным. «Оскар» стал тем вожделенным фетишем, что заставляет продюсеров подгадывать прокат фильмов как можно ближе к февралю. Как следствие, до России, традиционно плетущейся в хвосте премьерных графиков из-за процветающего пиратства, подавляющее большинство номинантов попросту еще не доехало.

Триумфатора «Золотого глобуса», а теперь и «Оскара» «Горбатую гору» Энга Ли, собравшую наибольшее количество номинаций (6 основных и 2 технических), передвинули в России с февраля на апрель. «Спокойной ночи и удачи» Джорджа Клуни (4 основных и 2 технических номинации) попадет в ограниченный прокат в апреле. «Капоте» Беннетта Миллера (5 основных номинаций) вообще не заявлен в релизных планах и доберется ли до российских экранов – вопрос, который, видимо, решится положительно только в случае, если хотя бы две номинации превратятся в золотые статуэтки.

Раньше всех – в середине февраля – мы увидим «Мюнхен» Стивена Спилберга (3 основных и 2 технических номинации). Через неделю стартует «Переступить черту» Джеймса Мэнголда (2 основных и 3 технических номинации).

Из лидеров гонки за основными номинациями до нас добрался только один фильм – «Столкновение» Пола Хаггиса (4 основных и 2 технических номинации). Что же касается остальных, то тут ситуация чуть получше. Только что вышли «Мемуары гейши» Роба Маршалла (6 технических номинаций), еще идут кое-где «Гордость и предубеждение» Джо Райта (1 основная и 3 технических номинации), «Кинг-Конг» Питера Джексона (4 технических номинации) и «Хроники Нарнии» Эндрю Адамсона (4 технических номинации).

Возможны ли прогнозы?

Кадр из фильма «Хроники Нарнии» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Хроники Нарнии» (www.imdb.com)

Так или иначе, делать какие-то прогнозы – все равно что играть в лотерею. Рискованно ставить на то, что ставший лучшим режиссером по версиям Венецианского фестиваля и «Золотого глобуса» Энг Ли станет им и по версии Американской киноакадемии. Даже классическое «два ядра в одну лунку не попадают» не гарантирует того, что не получит «Оскар» Шарлиз Терон, удостоенная этой чести всего два года назад. И уж тем более ничего не значат давно полученные статуэтки Уильяма Херта и Фрэнсис Мак-Дорманд.

Фактически единственное, о чем можно говорить смело, это то, что в самой главной номинации – «Лучший фильм» – победит «Горбатая гора». Если уж лента о двух ковбоях-геях вообще попала в эту категорию, да еще и обошла всех по общему числу номинаций, скорее всего, ей и суждено будет подвести черту под 2005 годом. Политкорректность была и остается веригами на ногах киноакадемиков, которые заставляют их принимать, мягко говоря, рассудочные решения. А тут еще и фильм достойный – никто не осудит.

Вне зависимости от того, оправдается ли 5 марта хотя бы часть наших ожиданий, «Оскар» останется для нас главной кинопремией планеты, парадом черных смокингов и умопомрачительных платьев от ведущих модельеров мира. Ведь если подумать, в ежегодных разочарованиях тоже есть своя прелесть – приятно костерить «ничего не понимающих в кино» выборщиков. А статуэтки…

Да какая, в сущности, разница, кто их получит? На любовь к кино награды не влияют.

..............