Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
18 февраля 2006, 18:23 • Культура

Необъявленная война

Кинопремьеры недели: фильм Спилберга «Мюнхен»

Необъявленная война
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Новый фильм Стивена Спилберга «Мюнхен» основан на книге Джорджа Джонаса «Возмездие», рассказывающей о тайной операции МОССАДа по уничтожению всех, кто был причастен к теракту на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Но, несмотря на серьезную историческую подоплеку, ловить создателей ленты на лжи, случайной или преднамеренной, бессмысленно. Спилберг не ставил перед собой задачу снять максимально достоверный фильм о мести. «Мюнхен» несколько о другом.

Если оглянуться на творческий путь Спилберга, то можно заметить, что даже в самые, казалось бы, откровенно коммерческие проекты режиссер упорно протаскивал гуманистические идеи. Даже рассказывая об акулах, инопланетянах, динозаврах и роботах, он ставил во главу угла темы расовой и религиозной нетерпимости, необходимости мирного сосуществования и бережного обращения с природой. То, через что пришлось пройти главному герою «Мюнхена», израильскому патриоту Авнеру, было вовсе не смакованием изощренных казней, но личным адом, пережив который, он осознал бессмысленность этой необъявленной войны.

«Мюнхен»

Кадр из фильма «Мюнхен»
Кадр из фильма «Мюнхен»
Мюнхенская Олимпиада 1972 года имела все шансы войти в историю как «Олимпиада мира и радости». Именно так ее поначалу именовали журналисты. Но 6 сентября группа арабских террористов совершила вооруженное нападение на олимпийскую деревню, результатом которого стала смерть 11 членов израильской делегации. Выжившие зачинщики кровавой бойни очень скоро оказались на свободе, и правительство Израиля решило мстить. В течение года секретная группа агентов МОССАДа моталась по миру, методично выявляя и убивая всех, кто был причастен к «Черному сентябрю».

В центре повествования – молодой офицер Авнер, которому поручено взять на себя руководство «Операцией гнева Господня», как назвали ее в МОССАДе. Жена Авнера скоро должна родить, он полон радостных ожиданий, но отказаться выполнять приказ он не может. Впервые собственноручно убив человека, Авнер понимает, что пути обратно не будет. Он с удивлением замечает, как стремительно меняется, а вместе с ним меняется и его отношение к «возмездию».

По сей день никто не знает правды о том, как все было на самом деле. Ни Джонас, ни Спилберг, ни те, кто обличает «Мюнхен», называя его плодом писательских фантазий, не имеющих никакого отношения к реальным событиям. Мало что меняет даже заявление генерала МОССАДа, фактически высмеявшего фильм. Потому что «Мюнхен» – это в первую очередь экзистенциальная драма. Личная драма Авнера, из чьих уст в финале звучит главная режиссерская мысль.

Едва ли кто-то назовет фильм безупречным. В последние годы Спилбергу изменяют вкус и чувство меры, его работы грешат слезливостью и неоправданными длиннотами. Затянут и «Мюнхен», хотя то, зачем режиссер удерживает нас в креслах последние полчаса, понять несложно. Для него было важно, чтобы кульминация ленты – встреча Авнера и Эфраима – не только содержала в себе основной авторский посыл, но и происходила на фоне башен-близнецов Всемирного торгового центра. Этот нюанс показался Спилбергу отличной возможностью усилить свою позицию, доказательством того, что он прав.

Недостатком можно счесть и нравственные метания режиссера, хорошо заметные в фильме. Он так боялся вызвать гнев израильтян или палестинцев, что в итоге сам сделал из себя канатоходца, балансирующего над пропастью. Даже отчаянная попытка сделать террористов менее однозначными, придав им «человеческое лицо», – один перевел «Тысячу и одну ночь» на итальянский, другой проявляет себя как замечательный отец, третий мило общается с Авнером, проявляя заботу о случайном соседе, – выглядит откровенным конформизмом.

В остальном фильм выглядит еще одним подтверждением профессионализма Спилберга. Это относится и к выбору исполнителей главных ролей. Несколько странно видеть в ролях спецагентов МОССАДа австралийца Эрика Бану, англичанина Дэниэла Крейга и француза Матье Кассовица, но они оказались попаданием в десятку, и претензий тут просто не может быть.

«Преданный садовник»

Кадр из фильма «Преданный садовник»
Кадр из фильма «Преданный садовник»
Потомственный британский дипломат Джастин Куэйл отнюдь не выглядит ярым борцом за идеалы страны. Кажется, лишь боязнь огорчить отца заставила его заняться этой работой. Жена Куэйла Тесса – его полная противоположность. Ей претит либерализм мужа, она предпочитает действовать. Когда супруги перебираются в Найроби, Тесса быстро становится объектом всеобщего внимания. Мужчины очарованы ее красотой и желанием вывести на чистую воду фармацевтическую корпорацию, занимающуюся, по мнению Тессы, темными делишками. Джастин предпочитает закрыть на все глаза и полностью отдается уходу за садом. А потом находят труп Тессы, не оставляющий сомнений в том, что ее предварительно изнасиловали. И Джастин понимает, что пора открыть глаза…

Режиссер «Преданного садовника» бразилец Фернанду Мейреллиш прогремел «Городом Бога» – почти документальным эпическим слепком из жизни черных парней, населяющих бедные кварталы Рио-де-Жанейро. Фильм шокировал и бил наповал, в чем была несомненная заслуга Мейреллиша. У него был шанс поставить громкий голливудский блокбастер, но он предпочел достаточно скромный британский проект. Нетрудно догадаться, что в нем режиссера привлекло сочетание обличительности и человеческой драмы. Мейреллишу претила возможность уподобиться Майклу Муру, хотя и у него подрагивает камера. Ему куда интереснее было показать надлом тихого интеллигента, избравшего политику невмешательства, но вынужденного изменить своим принципам, когда суровая реальность ударила по нему.

Рэйф Файннс, как всегда, точен, но его Джастин заметно уступает таким ярким персонажам, как Дэннис Клег, сыгранный актером в «Пауке», и Фрэнсис Долархайд из «Красного дракона». Уступает он и Тессе в исполнении Рэйчел Уэйз, которая столь убедительна, что уже получила «Золотой глобус», а теперь имеет все шансы заработать «Оскар».

«Бладрейн»

Кадр из фильма «Бладрейн»
Кадр из фильма «Бладрейн»
Когда-то очень давно Верховный вампир Каган изнасиловал и укусил мать Рейн. Девочка родилась наполовину вампиршей и выросла в цирке, где постигала азы акробатики. Это пригодилось Рейн в более зрелом возрасте, когда она пустилась в странствия, чтобы отыскать и убить Кагана…

«Блэйд», «Другой мир», теперь еще «Бладрейн». Количество фильмов о вампирах, восставших против своей природы, становится просто неприличным. Но самое страшное даже не это, а то, что трэш-хоррор «Бладрейн» чудовищно плох и порочит славное имя рыжеволосой красавицы, героини оригинальной компьютерной игры. Виновен в этом Уве Болл, которого уже давно называют убийцей блокбастеров и другими громкими эпитетами. Поразительно, что человек, раз за разом снимающий подделки, претендующие на место в зале позора мирового кинематографа, умудряется быть настолько востребованным, что у него всегда болтается в планах до пяти новых проектов.

Впрочем, на примере «самого плохого режиссера всех времен» Эда Вуда мы уже давно убедились, что бывает настолько плохо, что это даже хорошо. Видимо, кто-то считает, что Уве Болл – это новый Эд Вуд и его ленты останутся в истории. Во всяком случае, только этим можно объяснить столь богатый актерский ансамбль «Бладрейна».

«Мюнхен» (Munich)
Звезды – Эрик Бана, Дэниэл Крейг, Матье Кассовиц, Джеффри Раш
Жанр – драма
Про что – про секретную операцию МОССАДа, целью которой было уничтожение всех, кто имел отношение к теракту на мюнхенской Олимпиаде 1972 года.

«Преданный садовник»
(The Constant Gardener)
Звезды – Рэйф Файннс, Рэйчел Уэйз, Билл Найи
Жанр – триллер
Про что – про британского дипломата, откомандированного в Африку, где ему сначала суждено будет стать вдовцом, а потом - докопаться до вещей, от которых он старательно отгораживался.

«Бладрейн» (Bloodrayne)
Звезды – Кристанна Локен, Мишель Родригес, Бен Кингсли, Майкл Медсен, Билли Зейн, Удо Кир, Мит Лоаф, Мэттью Дэвис, Майкл Парэ, Джеральдин Чаплин
Жанр – мистический экшн
Про что – про вампиршу, которая дала себе слово, что не остановится, пока не отправит в ад Верховного вампира, когда-то убившего ее мать.

..............