Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.
39 комментариевДекалог
В декабре у москвичей есть возможность увидеть почти все фильмы великого польского кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского, включая документальные и студенческие. Организованная Польским культурным центром в Москве и Музеем кино ретроспектива пройдет с 6 по 23 декабря.
Кшиштоф Кесьлевский (1941–1996) – один из самых знаменитых поляков. Его фильмы (наряду с фильмами Вайды, Занусси, Хоффмана, Кавалеровича) вывели польское кино на мировую орбиту. Его кино было очень «польским» и одновременно универсальным, позволяя понять его людям с разных концов света.
В активе Кесьлевского – номинации на «Оскара», французского «Сезара», английскую БАФТА за «Три цвета», награды в Каннах за «Короткий фильм об убийстве» и «Двойную жизнь Вероники», в Венеции – за «Декалог», «Золотой венецианский лев» – за «Синий», берлинский «Серебряный медведь» – за «Белый», Золотая медаль Московского кинофестиваля – за «Кинолюбителя».
2006 год объявлен Годом Кшиштофа Кесьлевского в связи с 10-летием со дня его смерти. В самом конце этого года Польский культурный центр в Москве и Музей кино организуют ретроспективу фильмов Кесьлевского. Идеей ретроспективы был показ всего творческого наследия режиссера. Эта идея практически реализована: в программу не вошли лишь несколько его документальных фильмов.
От театрального костюмера к кино
Жульетт Бенош в филме «Три цвета...синий» |
С третьего раза ему удалось поступить в Лодзинскую киношколу, закончив которую, Кесьлевский стал снимать документальные фильмы о повседневной жизни своих соотечественников («Я был солдатом» – о потерявших зрение ветеранах войны, «Рабочие-71: ничего о нас без нас» – о проблемах польских рабочих). Его манера говорить правду об этой жизни не всегда нравилась властям, а самому режиссеру вскоре перестало казаться, что камера имеет право вмешиваться в личную жизнь героев.
Тогда он стал снимать игровое кино, в котором говорил о тех же проблемах, но языком вымысла. «Персонал» – о работе в театре и первом важном жизненном решении молодого костюмера; «Кинолюбитель», один из главных фильмов движения «Кино морального беспокойства», – фильм о правде и ответственности в жизни и искусстве; «Покой» – о непростых поисках бывшим заключенным своего места в жизни…
Начиная с фильма «Без конца» (1984), Кесьлевский постоянно работал со сценаристом Кшиштофом Песевичем и композитором Збигневом Праснером. После этого фильма Кесьлевский почти совсем отходит от политики и снимает фильмы о том, что интересует его более всего: о тайне человеческой жизни и человеческих отношений, о случае как высшем проявлении жизненного порядка. В десяти сериях «Декалога» (1988) живущие в обезличенных домах спального района люди переживают настоящие драмы. «Двойная жизнь Вероники» рассказывает о двух девушках, похожих как две капли воды, но проживающих две разных жизни.
Идея «Трех цветов» (снятых, как и «Вероника», на французские деньги) отражает три цвета французского флага: свобода, равенство, братство…
Кесьлевский известный и неизвестный
Наряду с самыми известными поздними «французскими» фильмами великого поляка и знаменитым «Декалогом» в рамках ретроспективы будут показаны фильмы раннего и зрелого Кесьлевского. Этюды из Лодзинской киношколы, первые документальные фильмы, сделавшие его одним из лидеров польского кинодокумента, первые шаги в игровом кино представят Кесьлевского, которого в России практически не знают: автора откровенных фильмов о польской действительности 60-х и 70-х, которые были весьма неприятны для власти.
- ТЭФИ-2006: Развлечение живо, политика - нет
- Скончался мастер детектива
- Отар Иоселиани: «Я вступаю в диалог со зрителем…»
- О фриках и не только
Кесьлевский более поздний в России известен лучше, но подобного шанса увидеть подряд столь репрезентативную ретроспективу его фильмов у москвичей еще не было.
В программе также один из интереснейших фильмов о Кесьлевском – «Still alive» Марии Змаж-Кочанович.
Ретроспектива начнется в среду, 6 декабря, и продлится до воскресенья, 23 декабря, в залах Центрального дома художника и кинотеатра «Салют».
Полное расписание ретроспективы и информация о фильмах – на сайтах Польского культурного центра в Москве и Музея кино .