Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.
7 комментариевКлуб подбитых летчиков
Две крупные художественные ярмарки – крайне мало для страны, которая хотя бы в силу своего заметного географического положения претендует на сколько-либо заметное положение в мировом художественном пространстве.
То есть необъятность лесов, степей и болот России никоим образом не намекает на класс ее актуального искусства, однако статус Москвы как крупнейшего города Восточной Европы вроде бы дает основания надеяться на привлечение интереса к местным арт-событиям. Для этого здесь, конечно, должны проходить какие-то интересные мероприятия: ярмарки, крупные выставки. Биеннале своя не помешает, наконец.
Итак, в то время, когда о Московской биеннале современного искусства приходилось лишь мечтать, в Москве были две художественные ярмарки: одна называлась «Арт Москва», а вторая «Арт Манеж».
Правда, считалось, двух ярмарок все равно мало, но, как говорится, что имеем – не храним, а потерявши – плачем. Так как два медведя (по крайней мере в России) в одной берлоге ужиться не способны, «Арт Манеж» и «Арт Москва» начали грызню, степень интенсивности которой время от времени менялась.
Вспоминать здесь причины конфликтов организаторов и участников обеих ярмарок, а также отслеживать их развитие не имеет никакого смысла. Кое-кто, конечно, говорил, мол, поляну не поделили: и действительно, более-менее приличных галерей и сейчас едва наберется два десятка, а тогда их было еще меньше.
В конце остался только один
«Арт Манеж» стал событием второго плана, сместился на периферию |
Когда на пьедестале почета всего два места, занимать второе (оно же последнее) не хочется никому. Зная русскую неумолимость и беспощадность, можно было смело констатировать: в конце останется только один. Так вышло.
«Арт Манеж» потихоньку скисал, а в 2004-м сгорел сам Манеж – место проведения ярмарки, и ей пришлось на год переместиться в легкоатлетическо-футбольный комплекс ЦСКА – не самое подходящее место для художественных выставок, верно.
«Арт Москва», проходящая каждый год в Центральном доме художника, стала ярмаркой современного искусства по умолчанию в отсутствие достойных конкурентов. Но «Арт Манеж» все же выжил, с прошлого года даже перебрался обратно в свежереконструированный Манеж.
Жив «Арт Манеж» и в общественном сознании – правда, в основном благодаря своей истории. Вспомнить хотя бы знаменитый перформанс Авдея Тер-Оганьяна – да-да, иконы он рубил именно на «Арт Манеже».
Правда, по части актуальности тенденций и представительности «Арт Манеж» заметно отстал от «Арт Москвы». Однако нынче и гонки как таковой уже нет – ярмарка в Манеже еще несколько лет назад отказалась от какого-либо радикализма.
Вместе с этим «Арт Манеж» стал событием второго плана, сместился на периферию.
Где вы?
Вячеслав Зайцев. Памяти Микеланджело. 2004 |
Les Oreades, «Асти», «Арс Лонга» – они и в конце 90-х не были заметными галереями, ныне же упоминание их в каталоге «Арт Манеж 2006» ничего, кроме удивления, не вызывает: «Неужели еще не закрылись? Да ну?!» А они все тут, в полном составе. В общем, этакий клуб подбитых летчиков. Всего – 70 галерей; есть и провинциальные институции: помимо Петербурга представлены Иркутск, Красноярск, Краснодар, Уфа.
Ждать от «Арт Манежа» массы хороших новых работ было бы излишне наивно. По большей части это лишь довольно безотчетное следование трендам 20–30-летней давности. Разговоры о «вечном искусстве» применительно к авторам, известным лишь «узкому кругу истинных ценителей», признаем несостоятельными – очень уж напоминает прустовский салон Вердюренов и его пренебрежение французской аристократией, которая о существовании самих Вердюренов едва ли подозревала.
Возможно, следует обратить внимание на работы соцреалистов и классиков современного искусства – «Арт Манеж» как раз пытается сделать ставку на искусство ХХ века, уже прошедшее пик своей актуальности, но не ставшее пока антиквариатом. Советского «неофициального искусства» заявлено много: Владимир Немухин и Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев и Дмитрий Плавинский, Франциско Инфанте и Эдуард Гороховский.
Ну и на закуску художественный экспириенс модельера Славы Зайцева. «Вячеслав Зайцев и галерея Аллы Булянской покажут самое сокровенное – живопись и графику маэстро», – сообщает пресс-релиз «Арт Манежа 2006». Право, дух захватывает. С мыслью о том, что самое сокровенное Зайцева – все же его живопись и графика, можно смахнуть со лба холодный пот.